— Мы должны закрыть границу, но не для порядочных людей, а для бандитов. Для тех, кто везет оружие.
Как пограничники будут выполнять этот приказ? Какие тенденции развития их службы? Об этом очередной выпуск телепроекта АТН «Разговор у Президента», печатную версию которого мы предлагаем вниманию читателей.
О ситуации на границе
— Обстановка на границе стабильная, контролируемая и, естественно, динамично меняющаяся. Каждому направлению свойственна своя обстановка. Даже если взять маленькую пограничную заставу с ее двумя флангами — правым и левым, то на правом фланге утром одна обстановка, после обеда другая. Если взять Беларусь в целом, то на польском участке больше всего беспокоит наркотрафик из Европы в Беларусь и Россию. Если взять южное направление, то всем известны события в Украине. Очень много у населения оружия, боеприпасов незарегистрированных. Если взять нашу оперативно–служебную деятельность за этот год, то мы выявили и задержали около 100 единиц оружия и 1.200 боеприпасов. Даже наши украинские коллеги, мы с ними проводили совместную операцию «Рубеж», тоже констатируют, что их пограничная служба задержала более 100 единиц оружия. Так что обстановка динамичная и развивающаяся.
Кто бы мог подумать, что обстановка на южном направлении после 2014 года так поменяется. В целом пункты пропуска работают в штатном режиме. Идет пограничное оформление граждан и транспортных средств. По статистике, за 8 месяцев этого года мы оформили на границе более 18 млн пассажиров и более 6 млн единиц транспорта. Это увеличение на 6,3 процента. Почему идет рост? Потому что Беларусь — транзитная страна. Она спокойная, привлекательная. Здесь можно спокойно ехать по прекрасным дорогам. Естественно, пассажиропоток увеличивается. Увеличивается и число граждан, которые заинтересованы побывать в Беларуси. Познакомиться с нашими обычаями, достопримечательностями. Это все накладывает свой отпечаток на пограничную ситуацию.
Процесс охраны границы непрерывный. Я доложил Главе государства проблемные вопросы. Проинформировал о том, чего мы достигли в выполнении поручений Президента. Естественно, мы получили и новые задачи, которые будем выполнять в дальнейшем.
О нелегальной миграции
— Это тоже проблема. И на прибалтийском направлении, и на польском, и на южном. В этом году по сравнению с прошлым мы задержали в два раза больше нелегальных транзитных мигрантов. Около четырехсот человек. Из них 350 — нарушители границы. Особенно всплеск нелегальной миграции был в период проведения чемпионата мира по футболу в России. Многие приехали просто поболеть за свою команду, но много было и так называемых фальшивых болельщиков. Они купили самые дешевые билеты и приехали, чтобы в дальнейшем попасть в страны Западной Европы. Здесь таких мы задерживали, бывало, в неделю по 80 человек. А в целом — больше двухсот человек.
Сегодня транзитный мигрант не тот, что был 5 — 6 лет назад. Если раньше нелегал привязывался к деревням, спрашивал дорогу у местного населения, то сейчас они подготовлены еще на дальних подступах. У них есть электронные средства ориентации. Плюс развивается бизнес проводников. Они собирают группы также на дальних подступах, получают деньги и ведут их через территорию сопредельных государств, через Беларусь к нашим границам. И здесь, хочу подчеркнуть, работой по нелегальной миграции мы защищаем не только свои интересы, но и в не меньшей, а может, и в большей степени интересы Европейского союза. Потому что фактически нет условий, чтобы мигранты оставались в Беларуси. Они все стремятся в страны Западной Европы, и здесь мы защищаем границы еще и Европейского союза. То есть фактически выполняем две задачи.
О наркотрафике
— В этом году мы задержали более 400 килограммов наркотиков. Отмечается рост практически в 4 раза. Один из примеров — задержание наркотиков в пункте пропуска «Домачево». В одном случае мы сразу задержали 92 килограмма гашиша. Он был хорошо спрятан, законспирирован. Благодаря работе служебных собак мы вычислили эту партию, которая шла из стран Западной Европы транзитом в Россию. В дальнейшем, прорабатывая этот канал, мы задержали еще около 300 килограммов. В мире идет рост посевных площадей наркотиков. И весь этот урожай нужно сбыть. Наша задача совместно с другими странами, а также нашими коллегами из КГБ и МВД как можно больше задержать наркотиков и не пустить их в нашу страну. Наша задача — пресекать все каналы. Этот процесс идет.
О численности пограничной службы
— Увеличение численности на определенных направлениях погранслужбы будет происходить за счет перераспределения сил и средств силового блока. Никакого увеличения силового блока в Беларуси не будет, будет небольшое перераспределение. Процесс этот идет постоянно, с момента обретения независимости и становления национальной пограничной службы. На определенных этапах где–то требуется увеличение, где–то уменьшение. С 2014 года на южном направлении мы выставили более 20 дополнительных погранзастав и постов. Из них на украинском направлении сформировали 18 погранпостов и один Мозырский пограничный отряд. Сейчас обстановка такая, что нужно где–то усилиться. Застава Асаревичи — около 40 человек охраняют границу 60 километров. Сейчас пришло время поделить участок. Оптимально для застав — 20 – 30 километров. На южном направлении нам нужно выставить еще 3 подразделения. В СССР 60 человек охраняли 10 километров. Сегодня столько людей не нужно, на помощь приходит техника, мы совершенствуемся. Оптимальная европейская практика: одно пограничное подразделение в зависимости от рельефа контролирует до 30 километров. Где–то усиливаемся, где–то за счет техники освобождаем людей и переходим на другое направление.
О модернизации
— Нужно идти в ногу со временем. Пункты пропуска модернизируются и совершенствуются. Если раньше гражданин пересекал государственную границу, получал талон, затем предъявлял паспорт и т.д., то сегодня на смену пришла электроника. Гражданин приезжает в пункт пропуска, подает паспорт и до трех минут он оформляется и въезжает. Мы разработали новые системы контроля, видеонаблюдения, электронного пропуска. Мы должны соблюсти баланс интересов. В XXI веке многое вместо людей делает техника.
Модернизация — это совершенствование, введение в эксплуатацию новых образцов техники, испытания. Естественно, на каждый километр человека не поставишь. И в то же время любая техника без человека мертва. Главой государства поставлена задача еще раз дополнительно проработать соблюдение баланса, который будет оптимален и не слишком затратен: технический компонент и человеческий компонент.
О маневренных группах
— У каждого командира должен быть резерв. Маневренная группа — это не новое подразделение, а, будем так говорить, хорошо забытое старое. Небольшое, численностью до 80 человек, а где–то — 40, где–то — 60, которое находится в ядре пограничного отряда и реагирует на изменения обстановки. Сегодня на одном направлении обострилась обстановка — эта маневргруппа снимается и закрывает участок границы, а выполнив свою задачу, возвращается в ядро. Назавтра обстановка осложниться может на другом направлении — она там реагирует. Если идет пограничный поиск, задача этой группы — перекрыть все возможные пути подхода–отхода к границе и организовать поиск.
Раньше маневренные группы были у нас, но потом мы их практически все перебросили на южное направление. И как показала практика ведения пограничных поисков, они должны быть. Без них, не секрет, мы имели и затяжные поиски, и нарушения государственной границы.
Глава государства одобрил замысел, но обратил внимание: группы должны быть оптимальными, достаточно мобильными. И как можно меньше там начальников: один начальник, один зам, остальные — чисто пограничные штыки для ведения поиска и несения пограничной службы. Формирование — за счет собственных ресурсов и за счет перераспределения силового блока страны в целом.
Об инфраструктуре
— Этому уделяется очень много внимания. Например, Глава государства посетил пограничную заставу Дивин — это застава XXI века, современная. Такие заставы за последние 2 года мы сдали: Островецкую, Молодечненскую, Клевица, это на Прибалтике. Сварынь, Дивин — на украинском направлении. Сейчас строим такую же заставу Глушкевичи, проектируем в населенном пункте Мокраны, Семеновка.
Идет постоянное развитие инфраструктуры. Некоторые заставы у нас остались от Советского Союза — идет их модернизация. Они ничем по начинке не будут отличаться, хотя, конечно, внешний вид будет другой. Но пройдет 5 — 10 лет — и снова нужно будет модернизировать, потому что техника не стоит на месте и нам нужно смотреть вперед на 10 — 15 лет. Если отстанем — потом не наверстаем.
Развитие включает еще и инженерное оборудование государственной границы. Строительство пограничных дорог, оборудование КСП, строительство сигнализационных комплексов, прокладка путепроводов, строительство мостов... Когда распался Советский Союз, мы имели оборудованную границу только на польском направлении. Сейчас мы подходим к завершению на Прибалтике. Большие инженерные работы уже провели на украинском направлении.
О демаркации южной границы
— Нам нужно демаркировать 1.084 км, работа идет с 2014 года. Были задержки по определенным моментам, но сейчас у нас полное взаимопонимание с украинской стороной, демаркация идет в плановом режиме. Половину мы уже очистили. Нужно будет установить более 1.000 пограничных знаков, с нашей стороны мы уже установили около 700. Есть четкое поручение Главы государства, к какому времени и что сделать. Я докладывал: здесь мы идем в графике, даже немножко опережаем.
Но, скажу вам, демаркация — это очень сложный и трудоемкий процесс. Потому что где–то граница проходит по дороге, где–то — по болоту, где–то — в лесах, где–то — по полю. Много физических и финансовых затрат. Но здесь и государство выделяет все необходимые средства, и мы привлекаем международную техническую помощь. Где–то миллион шестьсот тысяч евро, мы эти деньги осваиваем, и нагрузка на наш бюджет становится меньше. Эту работу мы завершим в установленные сроки.
О чернобыльской зоне
— Это особая зона. Демаркация и делимитация уже на картах определена, приступаем прямо на местности. Один из приоритетов нашей работы, пограничников Беларуси, — мы хотим там провести эксперимент: закрыть тот участок границы без людей. То есть с международной технической помощью, с помощью наших предприятий, заводов — закрыть технически. То есть там будет только технический компонент и на определенных местах — пограничные подразделения. Чистый контроль и реагирование — туда человек ходить не будет.
О будущем
— На заставе Дивин у нас уже есть такой опыт: если на других заставах еще патрулирование, то там уже — реагирование. Есть техника — беспилотники, квадрокоптеры, автожиры, — мы ее испытываем. Летательный аппарат проверяет какой–то участок границы. Если есть сигнал нарушения — он передает на базу. И от заставы уже действует тревожная группа. Это я докладывал Президенту, это застава XXI века. Это будущее. Сначала на отдельном направлении, а потом это будет применяться и на всей государственной границе. Но нужно время.