Нет сомнений, что в этом году у нас будут неплохие результаты — Каллаур

Грани стабильности

Финансовая система устойчива и развивается по инновационному треку

В 2024-й Беларусь вошла с обновленным Банковским кодексом. Ряд его новаций вступил в силу 1 января этого года. О реализации денежно-кредитной политики в новых условиях, перспективах развития финансовой системы поговорили с Председателем Правления Национального банка Павлом Каллауром. 

КОЛЛАЖ ИВАНА ГАЙДУКА

— Павел Владимирович, в чем основные изменения в подходах к денежно-кредитной политике? 

— Ключевые задачи и цели сохранились, но они были уточнены и формализованы, трансформировались некоторые механизмы и инструменты реализации денежно-кредитной политики. В частности, четко и однозначно определены две цели, на которые ориентируется в своей деятельности Национальный банк: ценовая и финансовая стабильность. Ценовая стабильность выражается прежде всего показателем инфляции. Этот макроэкономический показатель влияет на многие экономические процессы, в первую очередь на сохранение покупательной способности национальной валюты, а в конечном итоге — на уровень благосостояния граждан. При низкой инфляции не обесцениваются доходы и сбережения белорусов, что очень важно в социально ориентированной экономике. Вторая цель — финансовая стабильность. Нацбанк обеспечивает бесперебойную работу и развитие платежной системы, финансовых услуг, доступных для физических лиц и корпоративного сектора. Важным фактором является устойчивость банковской системы, которая, с одной стороны, обеспечивает сберегательную функцию (депозиты), с другой — осуществляет кредитование и граждан, и реального сектора. Кредиты в определенной степени стимулируют и внутренний спрос, создавая дополнительные возможности для увеличения производства товаров и услуг белорусскими компаниями. Также заемные ресурсы не только обеспечивают финансирование текущей деятельности предприятий, но и подкрепляют их инновационные проекты. 

Эти две цели определены. В 2023-м Национальный банк и Правительство обеспечили их выполнение. Никаких сомнений нет, что и в этом году будут тоже неплохие результаты. Во всяком случае оценки Нацбанка свидетельствуют об этом. 

— В плане работы Правительства в 2024-м прописаны мероприятия по дедолларизации национальной экономики. Также этому процессу способствуют и санкции. Дедолларизация позитивно влияет на устойчивость и управляемость финансовой системы, открывает возможность в будущем перейти к таргетированию инфляции?

— В стране реализуется концепция повышения доверия к национальной валюте. Необходимо максимально расширить использование белорусского рубля всеми участниками экономических отношений, повысить его долю в структуре банковских кредитов и депозитов. С этой задачей мы успешно справляемся.
В прошлом году доля депозитов в национальной валюте увеличилась на 6 процентных пунктов. Рос спрос на кредитные ресурсы в белорусских рублях со стороны корпоративного сектора, а интерес к займам в долларах и евро сокращался. И динамика перехода на национальную валюту усиливается, в том числе во внешнеторговых расчетах. На мой взгляд, это позитивный фактор для банковской системы, так как снижаются риски потерь в условиях санкций, когда валютные средства могут оказаться замороженными в силу, например, предвзято скрупулезного комплаенс-контроля (проверка контрагента на соответствие требованиям законодательства и определенным стандартам) со стороны зарубежных банков. Рестрикции генерируют и другие предпосылки для форс-мажорных обстоятельств. При работе с национальной валютой эти риски исключаются. 
Если говорить о переходе от монетарного к инфляционному таргетированию, то для этого необходимо, чтобы валютная составляющая в финансовой системе не превышала 30 процентов. Мы к этому показателю стремимся. Он достижим в обозримом будущем. Тогда и будут приниматься решения по переходу на механизмы таргетирования инфляции. 

— Сегодня принципиально важно для экономики активизировать инвестиционный цикл. Какова роль банков в этом процессе? 

— Банки всегда занимались финансированием долгосрочных инвестиционных проектов. За последние 10—15 лет банковская система научилась управлять инвестиционными рисками: есть квалифицированные кадры, разработаны соответствующие методологии, повысились и компетенции Нацбанка в этой сфере. Представители финансового сектора участвуют в оценке инвестиционных проектов. Особенно ярко это проявляется в работе Банка развития, который в качестве института развития финансирует важные для страны проекты, не вызывающие интереса у коммерческих банков. В этих проектах риски выше, и Банк развития профессионально их оценивает, прогнозирует и помогает кредитополучателям этими рисками управлять. 

Отмечу, что инвесткредитование требует от банков наличия «длинных» денег. Поэтому, разрабатывая денежно-кредитную политику, мы уделяем особое внимание формированию благоприятных условий для сбережений, прежде всего в национальной валюте и на срок более года. 

Значение банков в инвестиционном финансировании нельзя недооценивать, но не стоит и переоценивать. Во многих странах, включая Беларусь, доля банковских кредитов в инвестициях составляет 15—20 процентов. Поэтому важно также создавать условия, чтобы предприятия имели возможность финансировать модернизацию и технологическое развитие из собственных средств и привлекать инвесторов к реализации своих проектов. И Национальный банк, и Правительство активно работают для формирования благоприятного делового и инвестиционного климата в стране. 

— Финансовый сектор считался и считается одним из секторов экономики, который будет наиболее стремительно идти по пути инновационного развития, впитывая многочисленные цифровые технологии. 

— В Беларуси банковская сфера традиционно выступала центром инноваций. В том числе и цифровых. И финансовые организации всегда являлись важными заказчиками и потребителями разработок IT-сектора, чем способствовали его более динамичному развитию. Если в западных странах инициатором цифровой трансформации в финансовой сфере выступали высокотехнологичные компании, то в нашей республике эту задачу реализовывал банковский сектор, так как он обладал возможностями для внедрения инноваций. И банки продолжают выполнять свою прогрессивную роль. У потребителей появляются новые запросы, и финансовый сектор старается их удовлетворять. 

Принято решение о внедрении цифрового белорусского рубля. Это еще один инструмент для развития платежной инфраструктуры и формирования коммерческими банками на базе цифрового рубля многочисленных новых финансовых средств. Качество оказываемых услуг при этом будет повышаться, а их стоимость снижаться, что является благом и для населения, и для корпоративного сектора. Компетенции для инновационного развития у нас в стране есть. 

СПРАВКА «Р»

Сегодня цель по инфляции достигается за счет монетарного таргетирования, через контроль за ростом денежной массы и других денежных агрегатов. Управляя денежными агрегатами, Национальный банк влияет на ключевые макроэкономические показатели, прежде всего на инфляцию и экономический рост, а также на другие.

Таргетирование инфляции предполагает установку конкретной цели по инфляции (таргет) или допустимый ее диапазон, а также определяется комплекс мер, которые применяются финансовым регулятором и государством в целом при отклонении от этого уровня. 

volchkov@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter