А вот самогоноварение — хобби из разряда вне закона. Даже сто граммов исключительно для личного потребления — повод привлечь человека к административной ответственности. Есть ли смысл пойти на правовое послабление, если крепкие напитки будут делаться не на продажу, а только для себя? Разбиралась корреспондент «НГ».
Чужим именем прикрыт
Закон четкий: у нас запрещено производить напитки крепостью более семи градусов, а еще хранить и перевозить их в больших количествах, и тем более торговать ими. Касается запрет также сырья и аппаратов по изготовлению. Найдут — дадут административный штраф и конфискуют все вышеперечисленное.Однако такое наказание не пугает продавцов всевозможных аппаратов, аппаратиков и прочей техники для обустройства домашней алколаборатории. Почему?
Торговля идет в интернете. Вбиваешь в поисковик запрос «купить самогонный аппарат в Минске» и получаешь адреса десятков специализированных магазинов с недвусмысленными названиями, намекающими на хмельную тему. Причем в описании товаров на таких сайтах ни слова о самогоноварении, как правило, не найдешь. Зато в красках расписана дистилляция, для которой, собственно, приспособления и продаются. От «Мечты», помещающейся между плитой и вытяжкой на любой кухне, до «Люкссталь-8», выдающей 12 литров 96-процентного спирта в час. К каждому товару — обилие фотографий и подробное описание, которое помогает разобраться в процессе перегонки.
И никакой конспирации! У многих магазинов есть странички в соцсетях, а если позвонить по указанным телефонам — ответят и будут вежливо рассказывать о преимуществах аппаратов. Более того, на сайтах в разделах о компании можно найти информацию об ИП или ООО — адрес, УНП, регистрация в торговом реестре страны. В чем подвох?
Министерство антимонопольного регулирования и торговли лишь разводит руками: «законодательство Республики Беларусь не содержит запрета на продажу аппаратов, предназначенных для очищения воды методом дистилляции (дистилляторов), их хранение с целью сбыта».
Выходит, раз не пойман за перегоном крепкого алкоголя через дистиллятор — не самогонщик. Об этом знают продавцы и не стесняясь пользуются. Ведь в наглую вместе с дистилляторами предлагают взять и спиртометр, и пачку дрожжей, и набор трав для приготовления «Зубровки»…
Гонят из села и леса
Впрочем, на фоне новостных сводок про белорусских самогонщиков небольшие аппараты для дистилляции, которые заполонили интернет в последние годы, выглядят просто игрушечными. Опытные бутлегеры гонят тоннами. Прямо на приусадебных участках в сарайчиках, в подвалах или гаражах.Возьмем, к примеру, Молодечненский район. Здесь то ли у местных самогонщиков необычайно высокая продуктивность, то ли все-таки сотрудники РОВД работают на совесть и не оставляют без внимания ни одного подозрительного товарища. Но факт остается фактом: в регионе регулярно вскрывают то мини-завод, то мини-лабораторию по производству нелегенького алкоголя.
Вот и в конце июня обнаружили прямо в черте города очередной «очаг». Хозпостройка 3 на 3 метра, а внутри внушительный «дистиллятор» ручной сборки, тонна браги и 9 литров готового продукта. Больше нарушитель выгнать не успел, хотя и уверял, что за трудоемкий химический процесс взялся исключительно «с целью самообеспечения».
Все эти самогонные «мини-заводы и мини-цеха» только называются так красиво, а по факту — полная антисанитария и жуткие условия. Ни о каком чистом и натуральном продукте и речи не идет.
— С начала года нашими сотрудниками было выявлено четыре факта изготовления самогона, при этом изъято четыре аппарата, уничтожено более 30 тонн браги и 400 литров самогона, — рассказывает замначальника Молодечненского РОВД — начальник милиции общественной безопасности Руслан Маньковский. — Чтобы оценить масштабы проблемы, приведу февральский случай. В деревне Схолино был обнаружен подпольный цех по изготовлению самогона в момент рабочего процесса. На месте изъяли 30 литров самогона и более 20 тонн самогонной браги. Если бы все сырье злоумышленники перегнали, то выход составил бы 2000 литров продукта. А это 4000 бутылок! Цифры говорят сами за себя. Что было бы, если бы партия ушла в народ?
По словам Руслана Маньковского, сегодня можно составить портрет типичного самогонщика. Это безработный мужчина от 25 до 45 лет, который имеет хороший личный автомобиль, жилье в городе, но при этом нередко его можно заметить в районе.
— Увы, часто сталкиваемся с целыми династиями самогонщиков. Дед гнал, отец гнал и сын начинает гнать, — констатирует замначальника Молодечненского РОВД.
Вычислить алкомафию удается при помощи местных жителей. Это не стукачество, а элементарное бытовое недовольство. Выкупает незнакомый человек заброшенный домик в деревне, выстраивает забор выше крыши, и сутки напролет там что-то пыхтит. Характерный запах по округе разносится быстро. Неприятные, мягко говоря, ощущения.— Ответственность предусмотрена и за производство, и за хранение, и за перевозку. В этом году выявили прямо на дороге тонну самогона — продукт и машину, на которой его везли, изъяли. Таковы порядки, — говорит Руслан Маньковский. — Но на мой взгляд, ответственность за нарушение закона в этой области у нас довольно лояльная. Словят самогонщика — штраф до 30 базовых и конфискация аппарата, сырья, продукта. Однако он погорюет немного, а потом опять за старое берется. Сегодня невозможно в полной мере повлиять на ситуацию довольно лояльными штрафами.
Все эти самогонные «мини-заводы и мини-цеха» только называются так красиво, а по факту — полная антисанитария и жуткие условия. Ни о каком чистом и натуральном продукте и речи не идет — просто тонны сомнительного напитка в темных подвалах.
Поможет ли в этой ситуации легализация самогоноварения? Замначальника Молодечненского РОВД сомневается:
— Дашь слабину одним, этими возможностями начнут пользоваться остальные.
По его мнению, если и разрешать самогоноварение, то с соблюдением строгих требований, норм, указаний и полным контролем соответствующих органов.
МНЕНИЯ
Стоит ли разрешить самогоноварение?
Николай Кулик, механик:
— Считаю, что самогоноварение «для себя» можно было бы и узаконить. Все-таки натурпродукт никогда не сравнится с магазинным алкоголем. К тому же самогон — это дань традиции. Немцы своим пивом гордятся, французы вином, так почему мы должны самогона стыдиться?
Евгения Терешко, бухгалтер:
— Я против. У нас и без этого алкоголиков хватает. Сдерживать проблему в том числе нужно и законодательно — запретом и штрафами за нарушение.
Алина Германович, учитель химии:
— Если и разрешать, то с введением строгих стандартов, соблюдением рецептур. Но кто это будет контролировать? Все-таки самогон — вещь опасная. Пойдет что-то не так в процессе изготовления, и вместо увеселительного напитка получишь отраву.
А КАК У НИХ
♦ РОССИЯ
Самогоноварение для себя, по сути, разрешено. В прошлом году эксперты оценивали его объемы в 20 миллионов декалитров в год (для сравнения: промышленное производство водки составляет около 80 миллионов декалитров в год, коньяка — около 12).
Но в новостях регулярно появляется информация, как нерадивые самогонщики страдают из-за несоблюдения правил безопасности при выгонке дистиллята. Чаще всего аппараты взрываются прямо на кухне в процессе изготовления напитка. Из домов и квартир вылетают стекла, а хозяева попадают в больницу с ожогами и серьезными увечьями.
♦ ГЕРМАНИЯ
Эта страна — родина самогонного аппарата. В 1817 году Иоганн Писториус из-под Магдебурга изобрел систему с сухопарником, которая пользуется популярностью по сей день. И хотя традиционным алкогольным напитком у немцев считается пиво, домашний шнапс тут тоже не редкость. Гнать для личных нужд его можно без опаски.
♦ БОЛГАРИЯ
На Балканах особой популярностью пользуется ракия — дистиллят из винограда, слив, абрикоса или других плодов. Издавна этот напиток выгоняли в домашних условиях большинство болгар. Однако в 2007 году, когда страна присоединилась к ЕС, правительство решило поднять налоги на домашнее производство, что привело к массовым протестам.
kurak@sb.by