В минувшую среду состоялась встреча Главы Администрации Президента Натальи Кочановой с родственниками граждан, осужденных по статье 328 УК «Незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов». Разговор с представителями инициативы, называющей себя «Движение матерей 328», длился около двух часов. Сегодня о мотивах и других важных обстоятельствах этой встречи в беседе с корреспондентом «СБ» рассказывает один из ее участников — начальник главного идеологического управления Администрации Президента Александр ИЛЬЯСЕВИЧ.
— Александр Иосифович, накануне встречи в Администрации «матери 328» заявили о том, что объявляют голодовку...
— Я бы хотел сразу предостеречь от неверного понимания предпосылок к этой встрече. Ни голодовки, ни какие–либо иные акции не влияли на решение о разговоре Главы Администрации с представителями «Движения матерей 328». Прошедшая встреча — лишь продолжение последовательной и планомерной работы по совершенствованию антинаркотического законодательства в стране, проводимой по поручению Главы государства. Как бы некоторым силам ни хотелось политизировать этот процесс, противопоставить друг другу государство и общество, на самом деле никакой конфронтации здесь нет и не должно быть. Государство оперативно реагирует на общественные запросы, чтобы совместно с людьми скорректировать работу по противодействию наркомании. Именно с таких позиций, на мой взгляд, стоит рассматривать внимание Администрации Президента к гражданским инициативам.
— Можете привести другие примеры подобных встреч?
— Еще 11 декабря 2017–го по поручению Главы Администрации Натальи Ивановны Кочановой в Минском городском центре социального обслуживания семьи и детей состоялся большой разговор с матерями и женами людей, осужденных по 328–й статье УК. В нем принимали участие представители Администрации Президента, Минздрава, Минтруда и Мингорисполкома. Спустя три дня представительницы движения были выслушаны во время личного приема граждан в Администрации Президента. Через три недели, 4 января 2018 года, здесь же состоялся их повторный прием. Хочу отметить, что, кроме стандартных требований о пересмотре норм статьи 328 и претензий к жесткости судебных приговоров, на этих встречах рассматривались и многие другие вопросы: например, о медицинском обслуживании некоторых осужденных, о возможностях продолжения образования и получения новых профессий в колониях. Также шла речь о помощи в трудоустройстве освободившимся из мест заключения, был разъяснен алгоритм обжалования судебных решений. 14 февраля этого года прошла очередная встреча граждан с представителями Администрации Президента, МВД, Генеральной прокуратуры, Мингорисполкома.
Аналогичные встречи проходили и в Парламенте. Как видите, эта работа не носит какого–то спонтанного или аврального характера.
— Почему, на ваш взгляд, сегодня можно говорить о корректировке антинаркотического законодательства?
— Вспомните, насколько страшной была ситуация в Беларуси в 2014 году. Тогда молодые люди калечили себя и других, выпрыгивали из окон, становились инвалидами и погибали, попробовав доступные на тот момент наркотики. Да что там — детей было страшно отпускать в школу! Потому что не было никаких гарантий, что прямо на пороге учебного заведения им не предложат дозу спайса или каннабиса... Сложилась, без преувеличения, чрезвычайно опасная для общества и государства ситуация. И она потребовала столь же чрезвычайных мер, которые начали реализовываться после Декрета № 6 «О неотложных мерах по противодействию незаконному обороту наркотиков». Благодаря комплексному подходу со стороны всех заинтересованных ведомств и неравнодушию общества наркотическую угрозу удалось преодолеть. Объективное снижение регистрируемой наркопреступности стало характерным для всех без исключения регионов страны. В прошлом году судимость несовершеннолетних за преступления, связанные с оборотом наркотиков, снизилась более чем в 2 раза. Взрослых — на 18 процентов. Как видим, резкое усиление ответственности за этот вид преступлений было верным и обоснованным, оно принесло ожидаемый результат. И сегодня, когда обстановка стабилизировалась и взята под контроль, появились основания для изучения с разных сторон правоприменительной практики в деле борьбы с наркоманией. Появился, можно сказать, общественный запрос на рассмотрение этой проблемы. Точно так же, повторюсь, как в свое время Декрет № 6 явился реакцией государства на общественный запрос о решительном преодолении захлестнувшей страну волны наркомании.
— Но нет ли здесь опасности возврата к тяжелым «додекретным» временам?
— Благодаря предпринятым мерам сегодня на всех уровнях выстроена эффективная система борьбы с распространением наркотиков. Правоохранительные органы приобрели бесценный опыт противодействия этому злу, наработана богатая экспертная и судебная практика, а главное — налажена массированная профилактическая работа, ориентированная в первую очередь на информирование о негативных последствиях наркомании. Разумеется, активность государства в этой сфере снижаться не будет, но хочу заметить, что ответственность за будущее страны лежит не только на государственных органах: неравнодушие самих граждан тоже играет не последнюю роль. За прошедшие годы люди продемонстрировали высокую гражданскую сознательность — с их помощью было раскрыто немало наркопреступлений. Надеюсь, их правосознание совместно с государственными усилиями не позволит наркоторговцам вновь разгуляться в Беларуси. Напротив, прогнозируется дальнейшее оздоровление криминогенной обстановки в данном направлении, снижение темпов роста преступлений указанной категории, уменьшение количества несовершеннолетних, вовлеченных в наркооборот.
— Каким был разговор, состоявшийся в Администрации Президента в минувшую среду?
— Весьма непростым и эмоциональным. Но он, по моему мнению, показал близость взглядов: мы одинаково видим проблемное поле и слышим друг друга. Другое дело, что не на все заявленные гражданами вопросы можно ответить сразу и бесповоротно, не разбираясь досконально в каждом конкретном случае. Так, например, и в ходе прошедшей встречи некоторые участники встречи требовали немедленного пересмотра судебных решений, по которым осуждены их родственники. Но все мы должны подчиняться закону, который наделил таким правом только суды. Необходимо досконально проработать любую мелочь, касающуюся людских судеб, иначе можно, как мы уже говорили, впопыхах наломать дров и опять сделать ситуацию неуправляемой.
— Что можно назвать основным итогом состоявшейся встречи?
— Тот факт, что Главой Администрации Президента дано поручение активизировать работу по согласованию законопроекта, содержащего изменения и дополнения в антинаркотическое законодательство. Документ будет максимально оперативно, насколько это возможно, представлен на рассмотрение парламентариев.
Цифра «СБ»
В прошлом году более 500 человек были условно–досрочно освобождены от наказания за преступления, связанные с наркотиками.
rud@sb.by
Начальник главного идеологического управления Администрации Президента Александр ИЛЬЯСЕВИЧ рассказал "СБ" о сути встречи с представителями "Движения матерей 328"
Государство и общество должны действовать сообща
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.