…Очевидно, что большой город требует значительного количества энергетических ресурсов. И предприятие, несущее ответственность за то, чтобы система работала как часы и чтобы жилые дома, объекты социальной и культурной сферы получали в достатке теплоснабжение, само должно быть образчиком точности и дисциплины, порядка и согласованности.
Время перемен
— Когда ГП «Минсккоммунтеплосеть» только создавалось, на его баланс были переданы в большинстве малоэффективные котельные, которые принадлежали неспециализированным организациям: больницам, школам, детским садам. В то время ведомственная разобщенность, большое количество заказчиков при строительстве жилых и административных зданий, а также отсутствие единой стратегии в комплексном решении вопросов теплоснабжения создавали немалые сложности в работе, — делится сведениями директор предприятия Наталия Рощина. — Мало того что оборудование было устаревшим, во многих котельных отсутствовали элементарные средства измерения и контроля (термометры и манометры), не работали вентиляторы и насосы, отсутствовали необходимые инструменты.Директор Наталия Рощина.
В первые месяцы перед коллективом стояли непростые организационно-технические задачи, решение которых требовало механизации и автоматизации трудоемких работ, создания собственной производственной и ремонтной базы. Вместе с этим предприятию передали вновь построенные ЦТП и тепловые сети, квартальные теплосети от филиала «Минские тепловые сети» РУП «Минскэнерго». Одновременно происходила реконструкция котельных большой мощности.
Кроме главной цели — обеспечения теплоснабжения потребителей — предприятие выполняло задачи, связанные с повышением эффективности использования топлива и электрической энергии, учетом потребления воды и тепла за счет замены морально и физически устаревших неэкономичных котлов, внедрения регулируемых электроприводов, оснащения котельных и ЦТП современными приборами учета и системами регулирования.
Сегодня предприятие обслуживает 50 теплоисточников, в том числе пять мини-ТЭЦ суммарной установленной электрической мощностью 9,6 МВт и тепловой мощностью 309,5 Гкал/ч, а также 43 котельные общей мощностью 291,3 Гкал/час, 1394 км тепловых сетей. Государственное предприятие «Минсккоммунтеплосеть» обеспечивает теплом более 4 тысяч объектов, закрывая таким образом до 50 процентов потребностей города.
Первый заместитель директора — главный инженер Геннадий Лукашевич.
Точки роста
— Сегодня, чтобы сделать работу максимально эффективной, не обойтись без цифровой трансформации технологических процессов. Необходимо внедрение средств современной автоматизации и диспетчеризации на объектах, — обращает внимание заместитель главного инженера по электрической части Сергей Петюк. — Дело в том, что котельные и ЦТП предприятия изначально оснащались оборудованием от разных поставщиков. По факту мы получили достаточно много разрозненных систем. И перед нами стала задача свести их воедино, создать программное обеспечение верхнего уровня, за счет которого все они будут скоординированы. Иначе затруднена работа диспетчеров, снижена ее эффективность и оперативность. Представьте: на одном мониторе компьютера отображается, условно говоря, работа пяти объектов в каком-то «формате», на втором — еще десяти, на третьем — следующих 12 в другой программе. И чтобы согласовать работу оборудования, мы заключили договор с филиалом «Научно-исследовательский политехнический университет» БНТУ, который создал для диспетчерской предприятия программное обеспечение, объединившее все объекты (мини-ТЭЦ, котельные, ЦТП и КПУТ) в единую логическую систему, а всего их более 350.Заместитель главного инженера по электрической части Сергей Петюк.
И мы получили интерактивную карту Минска, на которой все они отображены. Вот смотрите: наводишь курсор — появляются основные параметры их работы. Теперь есть возможность удаленного мониторинга, дистанционного контроля. И при необходимости оперативного реагирования на внештатные ситуации. Если возникает определенный сбой, диспетчер сразу же фиксирует его и отправляет бригаду устранить неисправность.
Также сейчас ведем работу по созданию личного кабинета абонентов (физических и юридических лиц), который поможет в автоматизации сбора, передачи и обработки данных с приборов учета тепловой энергии.Так что московские коллеги охотно поделились своим опытом и помогают в написании технического задания на разработку ПО для нас. Надеемся, довольно скоро абоненты оценят преимущества личного кабинета — удобного инструмента коммуникации и выстраивания обратной связи. Значимый плюс еще и в том, что автоматизация процессов снятия показаний и их точной проверки исключает любые, даже малейшие ошибки, которые может из-за высокой нагрузки — учета большого количества данных — не учесть оператор.
— Этот опыт мы заимствовали у коллег из Московской объединенной энергетической компании, — продолжает Сергей Петюк. — У нас ведь около 10 тысяч потребителей, и кто-то из них передает показания о расходовании тепловой энергии дистанционно, а кто-то в конце месяца приносит к нам в офис данные на бумажном носителе. В ПАО «МОЭК», как оказалось, все было так же до момента, когда компания разработала личный кабинет, в который потребители загружают сведения о расходе тепловой энергии за отчетный период. Теперь нет необходимости посещать офис организации.
Оператор котельной Светлана Шелег.
Командная поддержка
— В последние годы у нас значительно омолодился коллектив, штат пополнился мотивированными специалистами до 35 лет. Но сколь бы много ни говорили об обновлении кадров, это не исключает ценности опыта и заслуг старшего поколения сотрудников. Ведь воспитать личностные и профессиональные качества молодежи можно, только передавая опыт, делясь знаниями, показывая пример. В этом и есть высокая значимость преемственности, — акцентирует Наталия Николаевна. — В этом году на практику к нам пришли будущие выпускники Минского государственного колледжа монтажных технологий и транспортной логистики. Среди них 20 обучаются специальности «техническая эксплуатация теплотехнического оборудования и тепловых сетей» на условиях целевой подготовки. Ребята уже начали вливаться в коллектив, понимать, насколько ответственная работа им предстоит.Мы ждем их зачисления в штат, так как очень нуждаемся в таких кадрах. Это ремонтный персонал, без которого не обойтись. А изначально, чтобы заинтересовать ребят и профессионально их сориентировать, много сотрудничаем со школами: приглашаем учеников 7 — 8-х классов на экскурсии, показываем наши объекты, рассказываем о стабильной востребованной работе и крепкой команде.
К слову, для молодых людей у нас достойные перспективы. Например, получить высшее образование в БНТУ при финансовой поддержке предприятия. Такая инициатива приветствуется, особенно когда у специалиста есть профессиональные амбиции и потенциал роста. Еще один важный стимул закрепления на рабочем месте — это обеспечение жильем. Предприятие уже построило десять однокомнатных арендных квартир во Фрунзенском районе, четыре из них отданы молодым специалистам. Еще десять двухкомнатных строятся в Первомайском районе. Как сказали в администрации, история будет иметь продолжение, поскольку получение жилплощади всегда актуально.
УНП 100185328