Несколько лет на почтовом тракте Минск — Прилуки — Станьково — Койданово — Негорелое — Новогрудок часто можно было видеть, как хорошо одетый всадник быстро мчится ранним утром из имения Станьково в Минск и поздно вечером возвращается той же дорогой. Ему не были препятствием ни проливной дождь, ни снег, ни мороз, ни жара. Неутомимым всадником был городской голова Минска, граф Кароль фон Гуттен–Чапский, которого избрали на эту должность в 1890 году. В то время ему было 30 лет. 90–е годы XIX столетия стали временем энергичных и инициативных людей, которые внедряли в жизнь великие открытия. В то время Минску повезло с новым городским головой — графом, родовым девизом которого стали слова: «Жизнь — Отечеству, честь — никому». В этом году празднуется 150–летие со дня рождения Кароля фон Гуттен–Чапского.
Отец его, граф Эмерик Захарий Николай Северин фон Гуттен–Чапский — известный коллекционер, нумизмат, библиофил, государственный деятель Российской империи. Мать, Эльжбета (Елизавета) Каролина Анна Юрьевна, графиня фон Гуттен–Чапская, — помощница, советчица при создании музея Эмерика Гуттен–Чапского Станьково — Краков. Граф Кароль родился 15 (28) августа 1860 года в имении Станьково Койдановской волости Минского уезда. Окончил в 1878 году немецкую гимназию Святой Анны в Санкт–Петербурге, в 1882 году — Императорский Дерптский университет, историко–филологический факультет, со степенью кандидата политэкономии и статистики. 31 мая 1884 года определен на службу в министерство финансов Российской империи, позже занимался хозяйственными и административными делами в имении отца.
Когда в 1889 году умер городской голова Минска М.Голиневич, власти начали подбирать новую кандидатуру. Православных претендентов, которые владели бы соответствующим имущественным цензом, было мало. Среди избирателей преобладали в основном домовладельцы–католики. Они и обеспечили избрание молодого и энергичного Кароля фон Гуттен–Чапского на эту должность, которая была введена в 1785 году и утверждалась министром внутренних дел Российской империи или губернатором. 24 мая 1890 года граф Кароль фон Гуттен–Чапский заступил на пост городского головы Минска — в то время губернского города с почти 100–тысячным населением. Избрание Чапского понравилось не всем. Православные, в основном чиновники, сразу же написали минскому генерал–губернатору М.М.Трубецкому жалобу, а газета «Минский листок» назвала нового городского голову «человеком увлекающимся».
Минск — не провинция
Чапский сразу поставил перед собой цель: за время своего пребывания в должности добиться того, чтобы Минск превратился в настоящий европейский город. Работа закипела. На протяжении ряда лет в Минске стоял недостроенным театр. Городской голова решил эту проблему быстро и просто. Принадлежащий городу лес в урочище Михолянка он продал купцу Роговому за 45.658 рублей, а вырученные деньги пустил на окончание строительства. Театр (сейчас это Национальный академический театр имени Янки Купалы) был торжественно открыт 5 июня 1890 года, первый сезон начался спектаклем А.Потехина «Зло дня». Цена билетов — от 20 копеек за место на галерке до 5 рублей в ложе — позволяла приходить на спектакли практически всем жителям города и его гостям.
В 1890 году появился план застройки Минска. Тогда же была построена первая на территории Беларуси телефонная станция общего пользования. 8 отдельных телефонов были связаны с центральной станцией в городском полицейском управлении, соединяя четыре полицейские части, квартиру генерал–губернатора, полицмейстера, городскую управу и пожарный двор. В 1896 году в общем пользовании уже было 100 номеров.
Городской голова добился разрешения открыть в 1891 году ломбард и тем самым спас многих горожан от «совершенно бессовестных ростовщиков». Ломбард давал возможность получать дешевые кредиты 1,5% годовых под залог движимого имущества, а заемные кассы и ростовщики в Минске брали 60% и больше. Располагался ломбард на улице Торговой, 23. В 1892 году по инициативе городского головы был основан городской приют для бездомных. Один человек допускался туда на ночлег не чаще 5 раз в месяц. За приют посетители платили 5 копеек. Курение, игра в карты, распитие спиртного категорически запрещались. В 1891 году в Минске организовали первую художественную выставку и открылась метеорологическая станция «Минск — железная дорога», спустя четыре года еще одна — «Минск — город».
Проект за проектом
На левом берегу Свислочи, в районе современной площади Победы, в середине XIX столетия город заканчивался. Здесь размещался пост охраны с «рогаткой» для контроля движения по Борисовскому тракту. А во времена городского головы Гуттен–Чапского здесь образовался жилой район Золотая Горка.
Еще в 1887 году минские городские власти заключили договор о строительстве конно–железной дороги. Но только при графе Кароле был утвержден окончательный проект. Конка торжественно открылась 10 мая 1892 года и из–за своей дешевизны (3 — 4 копейки в 1896 году за билет и 5 — 6 копеек в последующем) сразу стала популярной. В 1892 году голова Минска основал городское общество любителей спорта и стал его первым председателем. В Губернаторском саду были построены велотрек, стадион и комплекс спортивных сооружений. Здесь работали секции по легкой атлетике, борьбе, теннису, гимнастике, плаванию, фехтованию и др. Работали площадки для крокета, тенниса, кегельбана. Недалеко от Губернаторского сада (на современной улице Пулихова) проводились первые конные забеги на ипподроме. Много горожан было в парке в праздничные дни: играл духовой оркестр, выдавались напрокат велосипеды. По инициативе городского головы в 1897 году была оборудована главная ледовая площадка.
В 1893 году оборот Минского коммерческого банка достиг 11 миллионов рублей, а чистый доход — 52 тысячи рублей. Город в то время имел крупнейший в Беларуси бюджет. К началу нового столетия его площадь по сравнению с 1861 годом увеличилась в 10 раз!
В 1894 году в результате раздела семейного имущества графу Каролю фон Гуттен–Чапскому достался бровар «Богемия», где пиво выпускалось по немецкой рецептуре. Этот завод был включен в состав акционерного общества «Богемия». В 1896 году его выкупили австрийцы, братья Леккерт, и варили на нем пиво вплоть до 1917 года, в честь графа Кароля фон Гуттен–Чапского отливая в качестве пробки его бюст.
Вопрос об освещении минских улиц и домов был поставлен в 1892 году. А в 1894 году построена электростанция, на следующий год она начала выработку электроэнергии для нужд города. Через три года в Минске было уже 1.100 лампочек накаливания: 240 — на улицах, 420 — в театрах и 430 — в частном пользовании. Электростанция приносила самый большой доход городу, на втором месте был доход от продажи воды. Кстати, городской голова приложил много усилий, чтобы реконструировать и расширить водопровод, построенный еще в 1874 году. Его общая мощность тогда составляла 28 ведер в час. А вода в то время была дорогая: за 100 ведер платили 15 копеек, потом еще больше — 20 копеек.
26 августа — 4 сентября 1901 года в Губернаторском саду проходила юбилейная Минская сельскохозяйственная выставка, посвященная 25–летию Минского общества сельского хозяйства. Она имела 12 отделов. Самым значительным экспонентом стал сам городской голова, имевший прекрасно поставленное хозяйство в имении Станьково. Демонстрировались чистопородный крупный рогатый скот, лошади Станьковского племенного завода, овцы, породистые собаки, коллекции саженцев, в том числе и ананасов, керамические изделия — кирпич, дренажные трубы, черепица.
Невозвращенные долги
Чтобы претворить в жизнь свои смелые проекты, неутомимый городской голова очень часто вкладывал в них свои личные средства. Более того, он с 1894 года отказался от ежегодного жалованья в сумме 3.000 рублей. Из архивных источников известно, что к началу 1904 года Минск задолжал графской семье 210 тысяч рублей. Эта колоссальная задолженность (в ту пору большой деревянный дом в 3 — 4 комнаты близ центра города и без земельного участка стоил 50 — 70 рублей) была погашена в урезанном виде потомкам только через несколько лет.
На должность минского городского головы Кароль фон Гуттен–Чапский избирался 4 раза, и только выборы 1901 года показали, что его положение зыбкое. Обострились отношения с губернскими властями, в городской кассе в очередной раз проводили ревизию. 29 мая 1901 года Чапский подал прошение об отставке, «потому что болезнь и доктор того требуют». В сентябре отставка городского головы была принята. Минская городская Дума молчанием дала на это свое согласие.
17 (30) января 1904 года граф Кароль фон Гуттен–Чапский умер от туберкулеза на курорте во Франкфурте–на–Майне. Гроб с телом привезли в специальном вагоне на станцию Негорелое, ближайшую от станьковского имения, и перенесли на военный лафет, запряженный четырьмя парами лошадей в дорогой сбруе из золота и камней. 26 апреля 1904 года графа Кароля похоронили в родовой усыпальнице Станьковского костела.
26 марта 1910 года Минское губернское правление приняло решение о переименовании в его честь улицы Михайловской (сейчас улица Кирова), затем была учреждена стипендия имени Карла Чапского, которая выплачивалась из специальных вкладов, завещанных графом, Минской мужской правительственной гимназии. Но в наше время его имя достойно не увековечено — нет ни памятника, ни бюста, ни улицы, названной в его честь. А ведь Чапский отдал городу 11 лет своей кипучей жизни!
В начале 60–х годов ХХ столетия вдова городского головы Минска графиня Мария Леонтина фон Гуттен–Чапская, которая жила в то время в Риме, прислала письмо правительству БССР с предложением передать на сохранение личный архив графа Кароля, ей было категорически отказано. А жаль!
Кстати
В конце 1898 года Минская городская Дума во главе с графом Каролем фон Гуттен–Чапским подготовила проект всеобщего и бесплатного обучения детей 7 — 12 лет, но Николай II просто высмеял эту идею. Минск на 10 лет опередил передовую по тому времени инициативу русского земства.
Анатолий ВАЛАХОНОВИЧ, писатель, историк–журналист, краевед,
Минск.