Национальная безопасность. Вооруженные Силы. Часть 1.
Беларусь является независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы и проводит миролюбивую внешнюю политику. Белорусский народ ценит свои достижения, которые были бы немыслимы без надежной системы обеспечения национальной безопасности. Вооруженные Силы, правоохранительные органы, органы государственной безопасности, пограничной службы, подразделения по чрезвычайным ситуациям, другие министерства и ведомства надежно защищают страну от внутренних и внешних угроз, отстаивают национальные интересы, создают необходимые условия для устойчивого развития государства. Основные задачи по обеспечению безопасности в военной сфере возлагаются на Вооруженные Силы. Сегодняшним материалом о становлении и развитии белорусской армии мы начинаем цикл публикаций о государственных органах, являющихся ключевыми звеньями общей системы обеспечения национальной безопасности.После избрания Александра Лукашенко Президентом военное строительство приобрело концептуальный характер. Главнокомандующий Вооруженными Силами с первых дней поставил задачу по обеспечению военной безопасности страны, становлению и преобразованию армии суверенной и независимой Беларуси, определил стратегию и направления реформирования Вооруженных Сил.
Общая численность войск в нашей стране в соответствии с итоговым актом Хельсинкского соглашения от 10 июля 1992 года ограничена 100 тысячами военнослужащих.
В 1990 году в Беларуси в общей сложности дислоцировалось 1410 воинских формирований штатной численностью более четверти миллиона человек. Концентрация войск в нашей стране была самой высокой на европейском континенте: один военнослужащий приходился на 43 человека гражданского населения. Для сравнения: в Украине — на 98, в Казахстане — на 118, в России — на 634 человека. Сейчас у нас это отношение примерно равно 1:198.
В 1994 году была еще свежа память о войне в Афганистане, откуда всего пятью годами ранее — 15 февраля 1989 года — выведены советские войска. Молодому Президенту пришлось работать с армией людей, имеющих реальный боевой опыт. По официальным данным, в Афганистане воевали около 28 тысяч белорусов, из них 771 человек не вернулся домой. И это только те, кто похоронен на территории Беларуси, общее же число погибших намного больше. Между тем пока наши парни умирали на чужой земле, в секретной ракетной части в Станьково, что под Минском, с 1 июня 1988 года по 27 октября 1989-го боевые ракетчики под надзором американцев спешно ликвидировали своими руками пусковые установки высокоточных мобильных тактических и оперативно-тактических ракетных комплексов ОТРК «Ока» — оружия, подобного которому не видели силы ПВО любой страны. Кстати, по советско-американскому договору о ликвидации ракет средней и меньшей дальности ОТРК «Ока» формально под его требования не подпадали.
Беларусь ощутила на себе и последствия ликвидации крупнейшего в мире оперативно-стратегического объединения Вооруженных Сил СССР за рубежом. Из Восточной Германии через нашу республику в Советский Союз вернулись около 550 тысяч человек, вывезя с собой 2,7 млн тонн материальных средств, в том числе более 600 тысяч тонн боеприпасов. Были еще воинские контингенты Северной группы войск (СГВ) — например, численностью 60 тысяч человек из польского города Легница. Соединения и части вывели фактически в чистое поле, а их оружие криминально расползалось по миру и возникало в горячих точках. Из Беларуси готовили нечто по типу Приднестровья или Чечни. При этом в 1994 году размер денежного довольствия составлял для командира взвода 22 доллара в эквиваленте, командира полка — 35 долларов.
В начале 90-х годов ХХ века Беларусь за свой счет сократила вооружений и военной техники в 2,8 раза больше, чем Великобритания, Франция и США (на территории Европы) вместе взятые!
Все эти шаги были реализованы без социальных взрывов и потрясений, с опорой на собственные ресурсы и с минимальной нагрузкой на экономику. Высвободившиеся военные городки и имущество передавались в народное хозяйство.
Военно-политическому руководству страны предстояла титаническая работа по формированию национальных Вооруженных Сил и реформированию их в соответствии с реальной военно-политической и экономической обстановкой, созданию всей системы национальной безопасности.
В этот период шли бурные политические баталии на предмет полного уничтожения армии. Отдельные популисты «авторитетно» и с пеной у рта заявляли, что с крушением СССР уничтожена сама основа межгосударственного противостояния, а для существования страны достаточно правоохранительных органов. В угоду политической конъюнктуре под шумок осуществлялось массовое уничтожение современных образцов вооружения без учета военных и экономических интересов государства. Военный «металлолом» реализовывался на экспорт через посреднические структуры по демпинговым ценам.
Наша экономика была не способна обеспечить минимальные потребности национальных Вооруженных Сил. Предприятия легкой промышленности страны выполнили заказ военного ведомства в 1993 году лишь на 12 процентов.
Сегодня форма одежды военнослужащих Вооруженных Сил по своему качеству, виду, комфортности соответствует современным требованиям. При этом 99 процентов всей военной одежды и обуви выпускается на территории Беларуси.
По всей стране оставались и отдельные воинские части в городах, и абсолютно автономные населенные пункты, закрытые для гражданских лиц. Таковых более 200. У них была своя инфраструктура: магазины военторга, детские сады и школы для детей военных, офицерские клубы, медчасти.
Все рухнуло после того, как Беларусь отказалась от ядерного наследства СССР и последние эшелоны с оружием ушли в Россию. Военные городки стремительно пустели, отлаженная инфраструктура разрушалась. Не каждый такой городок пережил «выход на гражданку». Нашему государству достался букет острых проблем: социальных, криминальных, экологических, морально-психологических.
С приходом к власти Александра Лукашенко Беларусь приступила к формированию одного из главных атрибутов государственности — Вооруженных Сил.
27 ноября 1996 года последний носитель ядерного оружия покинул территорию нашего государства, страна добровольно приобрела безъядерный статус, впервые в мировой истории. Наша республика была первым в истории актором международной политики, сделавшим подобный шаг.
Согласно рейтингу ядерной безопасности Nuclear Security Index (индекс NTI признан главным ресурсом и инструментом для отслеживания прогресса в области ядерной безопасности) Беларусь входит в число самых безопасных стран, занимая 7-е место в мире (в 2012-м у нас было 17-е).
Уже 1 ноября 1994 года наше Министерство обороны было переведено на новый штат. Произошел переход на двувидовую структуру Вооруженных Сил: сухопутные войска и военно-воздушные силы и войска ПВО.
17 мая 1995 года была создана Военная академия Беларуси на основе двух училищ — Минского высшего военного инженерного и Минского высшего военного командного.
В качестве оптимального и экономически приемлемого пути компенсации сил (средств) в интересах обеспечения обороноспособности государства на должном уровне была обоснована и в 2001 году создана система территориальной обороны. Год спустя открыли Научно-исследовательский институт Вооруженных Сил, а в 2006-м — факультет Генерального штаба в Военной академии.
Для решения специфических задач в интересах обороны страны 1 августа 2007 года было сформировано (раньше, чем в Польше, России и Украине) командование сил специальных операций (ССО) Вооруженных Сил, являющихся преемником ВДВ СССР и спецназа ГРУ СССР. К этим силам предъявляются особые, более жесткие, требования, чем к другим воинским формированиям. Руководством страны ССО ВС рассматриваются как одно из самых надежных звеньев в системе национальной безопасности. Они выступают основным элементом стратегического сдерживания и служат школой воинского мастерства и патриотизма для многих граждан страны.
Есть еще один зримый и все же не до конца оцененный вклад, который вносят Вооруженные Силы и вся система национальной безопасности в мирное время. С 1995 по 2019 год на территории нашей страны обнаружено и обезврежено более 300 тысяч взрывоопасных предметов (ВОП) — наследия войн, которые прокатились по нашей земле.
Если взять для сравнения данные за 2019 год по некоторым другим странам, получается поучительная картина.
Иными словами, в Беларуси затраты на оборону в 5,5 раза меньше, чем в Австрии, более чем в 8 раз меньше, чем в Бельгии, и почти в 8 раз меньше, чем в нейтральной Швейцарии при сопоставимом населении. А военный бюджет нейтральной Швеции превышает белорусский более чем в 11 раз — опять же при сопоставимом населении двух стран.
Впервые за годы независимости и членства в Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) с января 2020 года ее генеральным секретарем является представитель Беларуси генерал-лейтенант Станислав Зась.
Андрей РАВКОВ, Государственный секретарь Совета Безопасности, генерал-лейтенант:
— Каждое государство, для которого суверенитет, независимость и территориальная целостность не просто слова, должно быть готово себя защитить. И Беларусь не является исключением. На сегодняшний момент в государстве выработана целостная научно обоснованная система взглядов на безопасность, обозначены главные общенациональные цели и ориентиры. Это нашло отражение в Военной доктрине, Концепции национальной безопасности, других базовых документах, которые в соответствии с изменениями военно-политической обстановки, возникновением новых вызовов и угроз постоянно обновляются.
Как результат в стране непрерывно укрепляется оборонный потенциал. Вооруженные Силы оснащаются современными образцами вооружения и военной техники. Сегодня мы с полной уверенностью можем сказать, что отечественный военно-промышленный комплекс способен создавать системы вооружения, которые заставляют считаться с имеющейся у нас военной силой. Неуклонно повышаются боеготовность и боеспособность белорусской армии. В конце прошлого года Президентом утверждены План обороны на очередное пятилетие и Концепция строительства и развития Вооруженных Сил до 2030 года. В документах учтены все самые актуальные особенности и риски современной военно-политической обстановки, опыт последних вооруженных конфликтов, система управления государством на военное время, определены перспективные направления совершенствования всей военной организации государства.
В целом можно сказать, что в настоящее время в Беларуси создана эффективная система обеспечения национальной безопасности. Мы живем, трудимся, растим детей в сильном стабильном государстве, где обеспечены главные условия существования и развития нации — мир и безопасность.