«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект (начало в № 10, 20, 30, 35, 40, 45) с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина — на основании сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.
(Продолжение.)
Первая в Беларуси школа была открыта в 1617 году. Ныне это Слуцкая гимназия № 1, три года назад отметившая свое 400-летие. Среди ее выпускников основоположник акушерства в Российской империи академик Эдуард-Антон Яковлевич Крассовский, инициатор строительства костела св. Сымона и Алены в Минске Эдвард Войнилович и Герой Социалистического Труда Семен Косберг, под руководством которого были созданы двигатели ракетоносителей, выведшие космические корабли за пределы земной орбиты. Его именем назван один из лунных кратеров, его сверхсекретную фамилию выкрикнул Юрий Гагарин при первом полете в космос: «Косберг сработал!»
Система образования близка мне лично, ведь я вырос в семье школьных учителей. Мама начинала учителем рисования. Отец работал в школах почти полвека — в Молдавии, Украине, Казахстане, БССР, в постсоветских России и Беларуси. Был награжден знаком «Выдатнiк народнай асветы» Министерства образования БССР. А мне судьба подарила встречи со многими великими педагогами. Особо скажу о Сергее Федоровиче Рубанове — учителе с большой буквы, истинном интеллигенте, директоре слуцкой школы № 10, заслуженном учителе БССР, кандидате педагогических наук. Он был участником финской и Великой Отечественной войн, обороны Ленинграда. И стал первым из педагогов Беларуси, кому было присвоено звание Героя Социалистического Труда.
Согласно Отчету ПРООН о человеческом развитии — 2019 по показателям в сфере образования Беларусь входит в группу 30 наиболее развитых стран. По показателю «Ожидаемая продолжительность обучения», который в нашей стране составляет 15,4 года, Беларусь занимает 27-е место среди 189 стран. По показателю «Средняя продолжительность обучения» (12,3 года) — 10-е место. Уровень грамотности взрослого населения страны составляет 99,6 процента, охват базовым, общим средним и профессиональным образованием занятого населения — 98 процентов.
В советские времена для повышения престижа учительского труда проводился конкурс «Учитель года», последним победителем которого в СССР стал физик минской школы № 49 Валерий Александрович Гербутов. И эту славную традицию мы сохранили.
1 сентября 2019 года распахнула свои двери самая большая в Брестской области школа на 1500 учеников. Всего в прошлом году было построено 8 школ на 7288 учащихся. А самая большая школа в Беларуси сегодня — минская средняя школа № 56. В ней обучаются 3114 учеников.
Министерство образования совместно со Всемирным банком в период с 2016 по 2025 год реализует проект «Модернизация системы образования Республики Беларусь» в 340 школах в малых городах и в сельской местности.
В реновацию школ вкладывается иногда даже больше, чем в новое строительство. Например, в настоящее время выполняется капитальный ремонт послевоенного здания ГУО «Гимназия № 75 г. Минска имени Масленикова П.В.» (именно в ней реализуется уникальный проект «Нам засталася спадчына…») с полной заменой деревянных перекрытий, кровли и коммуникаций. В статистике же это пройдет как еще один рядовой ремонт. При этом сегодня в обычных школах создаются центры инновационного образования.
— У нас замечательная молодежь: образованная, талантливая, целеустремленная. Видим, что нам на смену идут энергичные, умелые, искренние молодые люди, способные изменить и улучшить нашу страну, отстоять ее государственность. Сегодня как никогда востребованы компетентность, мобильность, способность принимать нестандартные конструктивные решения — все то, чем обладает современная молодежь и что старается развивать наша система образования.
Личность в нашей стране имеет неограниченные возможности реализовывать свой интеллектуальный и творческий потенциал, ее воспитание — одна из наших задач. Именно на это нацелены и программы дополнительного образования одаренных детей и молодежи в учреждении образования «Национальный детский технопарк», которые мы в настоящее время реализуем. Ведь сейчас преподавателю все больше надо становиться партнером-воспитателем для ученика. И конкурировать со всем миром в интернете.
Произошли масштабные изменения и в изучении языков, причем нередко высокий уровень преподавания иностранного языка держат те же школы, что и в советское время. Например, гимназия № 1 (бывшая СШ № 30) города Минска им. Ф.Скорины — Ассоциированная школа ЮНЕСКО, признавалась лучшей гимназией Беларуси. Как и основанная еще в 1789 году Могилевская городская гимназия № 3 (ранее называвшаяся и средней школой № 3 им. Ленина, и Еврейской средней школой № 3 им. Ленина, и Могилевской мужской императора Александра I Благословенного гимназией). В ней училось немало выдающихся людей, среди которых Отто Юльевич Шмидт — академик АН СССР, Герой Социалистического Труда, руководитель арктических экспедиций на ледокольных пароходах «Седов», «Сибиряков» и «Челюскин», организатор реформы системы образования СССР, главный редактор Большой советской энциклопедии в 1924 — 1942 годах. Здесь же учились Михаил Веллер — популярный писатель, Валерий Лощинин — первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации, Павел Маслеников — народный художник БССР, Руслан Шарапов — заслуженный мастер спорта Беларуси по борьбе дзюдо и самбо, неоднократный чемпион мира и Европы.
В следующий раз результаты будут еще лучше, ведь мы делаем должные выводы. Хотя и понимаем, что PISA не истина в последней инстанции.
С 1995 года в нашей стране функционирует специальный фонд Президента по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За 24 года этот фонд поощрил 38.065 учащихся и студентов, 3848 педагогических и научных работников, внесших особый вклад в развитие способностей одаренной молодежи. Стипендии Президента за эти годы назначены 6804 студентам и курсантам, лауреатами фонда стали 1173 обучающихся, одержавших победы в международных интеллектуальных состязаниях, в том числе 379 студентов и 794 учащихся. Сегодня размер премий — от 102 до 1402 рублей.
Под эгидой Международной федерации школьного спорта (ISF) в феврале 2019 года во французском Гренобле состоялась I Всемирная зимняя гимназиада среди школьников, в ней участвовало 20 стран, около 600 спортсменов. Белорусская сборная завоевала четыре медали: по биатлону и в керлинге.
Средний республиканский показатель обеспеченности спортивным инвентарем и оборудованием в учреждениях общего среднего образования по итогам 2019 года достиг 89,3 процента. По учебному предмету «Физическая культура и здоровье» для физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учреждениях общего среднего образования использовалось 13.791 физкультурно-спортивное сооружение. В том числе стадионы, футбольные поля, спортивные залы и стрелковые тиры, а также 46 мини-бассейнов, 65 бассейнов, 1364 приспособленных помещений.
Наиболее значимым спортивным мероприятием для школьников является республиканская спартакиада, которая в соответствии с поручением Главы государства проводится ежегодно с 2006 года. На первом ее этапе участвует более 30 процентов учащихся, соревнуясь по 24 видам спорта.
В системе образования и культуры дополнительным образованием охвачено порядка 60 процентов учащихся. Это один из самых высоких показателей в мире!
За период с 2013 по 2018 год поставлено учебное оборудование для 612 кабинетов физики и 365 кабинетов химии. Только в 2019 году в учреждениях общего среднего образования поставлено учебного оборудования и средств обучения для 280 кабинетов химии и 30 кабинетов биологии, 1609 интерактивных сенсорных систем (мультибордов) — в основном производства нашего «Горизонта».
Это один из самых ярких примеров непредвзятой международной оценки качества нашего школьного образования в мире. По результатам международного независимого исследования качества среднего образования PISA, которое в Беларуси впервые проводилось в 2018 году, наши учащиеся из гимназий и лицеев оказались на уровне мировых лидеров.
Все 100 процентов учреждений образования в республике имеют широкополосный доступ в сеть интернет.
Есть еще одно особенное воспитательное направление в системе белорусского образования, которое заслуживает особого внимания.
Музеи в учреждениях образования — это настоящие центры патриотического воспитания. Их по стране 1415, из них 99 имеют звание «Народный музей». Многие из них не уступают своей экспозицией районным музеям.
Так, в минской средней школе № 47, учащиеся которой занимаются по 50 видам спорта (в 1995-м здесь было всего 7 видов), имеются две экспозиции: «Музей истории олимпийского движения» и экспозиция «Память сердца», посвященная воинам-интернационалистам — выпускникам школы и родственникам учащихся. Как знать, может быть, в том числе и благодаря этому из данной школы вышли 5 олимпийских чемпионов и призеров Игр, 8 заслуженных мастеров спорта, 15 мастеров спорта международного класса, более 100 мастеров спорта и несколько сотен кандидатов в мастера и спортсменов-разрядников. Учащиеся СШ № 47 неоднократно становились победителями Международной Менделеевской олимпиады по химии и не только.
Система оздоровления детей в Беларуси по доступности и масштабу охвата — одна из лучших в мире. Особое внимание уделяется оздоровлению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
«Реформаторы» 1990‑х больнее всего ударили по детям, по их оздоровлению. Всего за пять «неприкаянных лет» — с 1990 по 1995 год — количество летних оздоровительных лагерей в Беларуси сократилось почти в 2,5 раза. После 1995 года — выросло почти в 4 раза.
Огромными усилиями государству удалось исправить ситуацию.
Количество детей, отдохнувших в оздоровительных лагерях в одном лишь 2019 году, достигло 390 тысяч (37,83 процента учащихся) — против 266 тысяч (17,04 процента учащихся) в 1995 году.
В системе образования есть и круглогодичные лагеря, которые абсолютно преобразились за годы независимости. Главный из них — Национальный детский образовательно-оздоровительный центр «Зубренок», в 2019 году он отпраздновал свое 50-летие. Его ежегодно посещает более 8 тысяч детей из многих стран.
(Продолжение следует.)