«СБ. Беларусь сегодня» продолжает необычный проект (начало в № 10, 20, 30, 35, 40, 45, 51, 55, 60, 65, 70, 75) с руководителем Аналитического центра ЕсооМ, членом Общественно-консультативного совета при Министерстве образования, членом правления Союза писателей Беларуси Сергеем Мусиенко. Этапы построения независимой и суверенной Беларуси мы рассматриваем через все стадии жизни рядового белорусского гражданина — на основе сухих цифр статистики, авторитетных мнений и непреложных фактов. В основе этого проекта — данные многолетних социологических исследований Аналитического центра ЕсооМ.
Образование. Профессиональное
7 февраля 1852 года в Минске появилось первое ремесленническое товарищество. Истоки же создания системы профессионального образования начинаются с 29 января 1920-го, когда В.И.Ленин подписал Декрет о создании Главного Комитета профессионально-технического образования (ГЛАВПРОФОБР) путем преобразования Секции профессионально-технического образования.
Наши национальные профессионально-технические, государственные средние специальные учебные заведения не были подвергнуты масштабным бездумным реформам, о них не забыли. Им оказали внимание и отстояли на начальном этапе сами выходцы из системы профтеха!
В 1993 году был создан Республиканский институт профессионального образования — единственное подобное учреждение на постсоветском пространстве. В 2016-м научно-исследовательскому коллективу РИПО присвоен официальный статус научно-педагогической школы «Теория и практика непрерывного профессионального образования». Это является подтверждением значимости созданной в нашей стране научной школы под руководством А.Х.Шкляра, основателя института, доктора педагогических наук, профессора, академика Российской академии наук и академии педагогических наук Украины.
Наш опыт используется не только в России, но и в других государствах.
Система профессионально-технического образования включает 127 учреждений профессионально-технического образования УПТО (профессиональные лицеи, профессионально-технические колледжи, профессионально-технические училища) и 49 учреждений образования других видов, реализующих образовательные программы профессионально-технического образования. Ежегодный прием и выпуск составляют около 28 тысяч человек, подготовка осуществляется более чем по 200 профессиям. На уровне ПТО за счет бюджета обучается более 99 процентов учащихся.
В структуре приема в 2019 году специальности реального сектора экономики составили 74,5 процента, в том числе технические и технологические специальности — 50,8 процента, строительства — 13,5, сельского и лесного хозяйства — 10,2.
Система среднего специального образования включает 111 учреждений УССО (колледжи), 10 из которых частной формы собственности и 83 учреждения образования других видов, реализующих образовательные программы среднего специального образования. Ежегодный прием и выпуск составляют более 38 тысяч человек. В 2019/2020 учебном году подготовка осуществляется по 159 специальностям, при этом за счет средств бюджета обучается 20,8 тысячи человек. Распределяют более 98 процентов выпускников от общего числа обучавшихся за счет бюджета.
На обучении в учреждениях среднего специального образования Беларуси в 2018/19 учебном году было 836 иностранных граждан более чем из 10 стран, в 2019/20 учебном году — 942 иностранных гражданина более чем из 30 стран.
Валерий Голубовский, ректор Республиканского института профессионального образования, кандидат педагогических наук, доцент:
— 2020 год юбилейный для учреждений профессионально-технического и среднего специального образования. В современных условиях его основная задача — формирование кадрового потенциала экономики будущего нашей страны. Для этого в Беларуси используется кластерный подход «наука — образование — производство».
Система профессионального образования является стратегически важной отраслью в социально-экономическом комплексе страны, которая работает в интересах различных категорий населения. Обучение на протяжение всей жизни затрагивает не только молодых людей, но и взрослое население. Это важно для тех, кто вынужден сменить работу или повысить уровень квалификации. Обеспечить кадрами экономику только за счет обучения молодежи невозможно, так как за последние 10 лет в профлицеях и колледжах уменьшилось количество учащихся почти в два раза из-за демографической ямы 1990-х. Сегодня возможно быстро решать кадровые вопросы за счет перераспределения трудовых ресурсов в экономике через переобучение их по наиболее востребованным профессиям или под новые рабочие места. И это могут делать учреждения профессионально-технического и среднего специального образования, которые равномерно распределены по всем областям. Но организации и предприятия все меньше направляют на переобучение, а малые частные предприятия вообще не участвуют в заказе на подготовку кадров, чаще перекупая кадры с крупных предприятий.
Для стимулирования организаций реального сектора экономики направлять своих работников на обучение новым технологиям во многих странах создают отраслевые фонды развития квалификаций, в которые отчисляют от 0,5 до 2 процентов от заработной платы работников. Отчисляемые средства относят на затраты, а колледжи получают возможность обучения взрослых под заказ на конкурсной основе. Для этого они должны изучать потребность в своем регионе, определить, по каким профессиям нужно переобучить взрослых. Затем разрабатывают краткосрочные программы и предлагают их предприятиям, под это получают грант. В таком случае производительность труда у предприятий повышается, а значит, и заработная плата.
Наблюдается тенденция стабильного сохранения процента учащихся по профилю «Техника и технологии», падение по «Праву и экономике» и значительный рост по «Здравоохранению».
Некоторые колледжи входят в состав университетов, что создает условия для реализации интегрированных образовательных программ среднего специального и высшего образования в сокращенные сроки. Подобная интеграция, базирующаяся на принципах преемственности и непрерывности профессионального образования, позволяет исключать дублирование содержания, привлекать к образовательному процессу в колледже профессорско-преподавательский состав вуза, вовлекать учащихся в университетские проекты и формировать у них интерес к научным исследованиям. Например, филиалами Белорусского национального технического университета являются 9 колледжей.
Параллельно с отказом от некоторых устаревших специальностей и актуализацией требований к традиционным профессиям появляются новые направления обучения, вводятся высокотехнологичные специальности. Среди них «Производство биотехнологической продукции», «Промышленные роботы и робототехнические комплексы», «Организация технического сервиса транспортных средств», «Организация гостиничных услуг», «Эксплуатация мехатронных систем промышленного оборудования».
Система профессионального образования все больше ориентируется на развитие квалификаций, соответствующих современным требованиям рынка труда и международным стандартам движения WorldSkills International, к которому в 2014 году присоединилась Беларусь.
Внедрению инноваций в системе профессионального образования Беларуси способствует участие в мировых чемпионатах профессионального мастерства. Проект WorldSkills International открыл для нашей страны доступ к бесценному опыту. Прежде всего мы получили возможность реально оценить уровень подготовки молодых профессионалов при выполнении заданий высокого уровня сложности, разработанных экспертами разных стран, и определить траектории дальнейшего развития профессиональных умений и навыков, повысить мотивацию рабочей молодежи к личностному и профессиональному росту.
По мнению президента международного движения WorldSkills International Саймона Бартли, выступление сборной Беларуси стало самым успешным за всю историю чемпионатов профессионального мастерства. Как правило, новички начинают с последнего места в общекомандном зачете, а о медали за высшее профессиональное мастерство и вовсе могут только мечтать.
На WorldSkills-2017 в Абу-Даби единственной белорусской медалисткой стала парикмахер Надежда Каштелян из Брестского государственного колледжа сферы обслуживания, в общекомандном зачете белорусская сборная поднялась с 37-го на 16-е место. Вы не поверите, но в 2019 году на соревнованиях WorldSkills лауреатом в номинации Best of Nation («Гордость нации») от сборной Беларуси стала Ксения Шафранская из… Брестского государственного колледжа сферы обслуживания. На 45-м чемпионате сборная Беларуси показала лучший результат за всю нашу историю выступления на соревнованиях WorldSkills — 15-е место в общекомандном зачете.
Одновременно в стране функционируют базовые классы, учащиеся которых проходят курс профессиональной подготовки в рамках трудового обучения. Профподготовка организована по 70 профессиям для учащихся 10 — 11-х базовых классов на базе учреждений профессионально-технического и среднего специального образования.
Наиболее востребованными в 2019 году были профессии швеи (4827 учащихся), столяра (2638), продавца (2086), делопроизводителя, секретаря (1774), повара (1769), слесаря по ремонту автомобилей (1369).
Учащиеся выходят в большую жизнь с рабочей профессией: на базе УОСО (I и II модели) — 17.528 человек и на базе УПТО, УССО — 20.776 человек (всего в 2019 году — 38.304 учащихся) получили рабочую профессию по предмету «Трудовое обучение».
Половина учащихся спортивно-педагогической направленности — в средней школе № 47 г. Минска. Конкурсный прием в первый спортивно-педагогический класс страны, работающий здесь, осуществлялся на основании итоговой аттестации по завершении обучения и воспитания: отметка по профильным учебным предметам — выше 8, средний балл свидетельства об общем базовом образовании — выше 7,5. Также обязательно учитывались спортивные успехи. На сегодня в экспериментальном классе 2 мастера спорта и 17 кандидатов в мастера спорта по разным видам, 4 стобалльника. При поступлении в Белорусский государственный университет физической культуры выпускникам этого класса не надо сдавать ЦТ: зачисление идет при оценках не ниже 8 баллов по профильным предметам и среднему баллу 7, а также по рекомендации из школы.
В 2019 году впервые состоялся конкурс среди учащихся и выпускников профессиональных лицеев и технических колледжей «Лучший молодой сварщик». Победу в нем одержал учащийся Брестского государственного профессионального лицея строителей Дмитрий Александров, который завоевал сразу два диплома I степени в номинациях «Ручная дуговая сварка» и «Аргонодуговая сварка».