Белорусскому государственному академическому музыкальному театру — полвека, 120 творцов были в его первой труппе

«Голос красив, если он с душой»

Художественный руководитель Белорусского государственного академического музыкального театра Адам Мурзич — о полувековом юбилее, любви к земле, национальном репертуаре и четвертом поколении коллектива

Более 300 ярких разножанровых спектаклей и 450 талантов — краткое резюме Белорусского государственного академического музыкального театра, которому на днях исполнилось полвека. Началась история тогдашнего театра музкомедии постановкой композитора Юрия Семеняко «Поет «Жаворонок», которую актеры показали, кстати, в первый день своей работы. Труппа в 1971-м насчитывала 120 творцов — это солисты, хор, оркестр и балет. Первое десятилетие было непростым: коллектив не имел своего помещения и странствовал по сценическим площадкам города. В собственном здании на улице Мясникова открыл двенадцатый сезон опереттой Иоганна Штрауса «Летучая мышь». Чем гордится театр, с какими приобретениями пришел к знаменательной дате, как преодолевает кризис из-за эпидемии — в разговоре с художественным руководителем Адамом МУРЗИЧЕМ.



— «Сельская газета» тоже недавно отпраздновала юбилей, только столетний. Искренне поздравляем коллектив театра, желаем новых смелых решений! Адам Османович, вы больше десяти лет руководите художественной частью одного из ведущих музыкальных театров, с чего для вас начиналось творчество?

— Все начинается, как ни пафосно прозвучит, с земли, где мы родились. Поэтому наш коллектив тоже шлет поздравления «Сельской газете». Вы рупор сельской жизни, хозяйства. Я и сам с малых лет ходил за плугом, работал в ляховичском колхозе «За власть Советов», первым председателем которого был мой отец. Скажу без всякой комплиментарности — все держится на земле и от нее идет. Если отрываемся, не уважаем ее, то ничего хорошего не вый­дет. Больше 40 лет владею небольшим участком земли под Минском, но Ляховичи для меня святое место, «бацькаўшчына», отчий дом, где всегда праздную день рождения и провожу отпуска. Во главе стола всегда были родители, которые воспитали пятерых хлопцев и, главное, приучили нас к труду. Меня все называли «колхозником», потому что страстно любил лошадей, даже мечтал, что стану председателем. Что значит высокий отцовский авторитет! Причем не только для меня, но и для всех сельчан. Приведу пример: когда сгорел наш деревенский дом, они собрали ровно на постройку нового. Для тяжелого послевоенного времени (это был 1949 год) — знаковый жест!

— С какими итогами театр вступает в новое пятидесятилетие и чем вы как худрук гордитесь?

— Это уже четвертое поколение артистов нашего славного коллектива. Вкупе создали свыше 300 спектаклей — в среднем по шесть в год. К 50-летию подготовили пять постановок — два одноактных балета, оперетту «Король вальса», мюзикл «Ромео и Джульетта», концерт «Новый год в стиле Сан-Ремо». А в юбилейном концерте, как решил худсовет, пошли по страницам наших спектаклей. Моей задачей было, чтобы на сцену вышли все творческие сотрудники и никто не остался в стороне. И в этом заслуга режиссера Анны Моторной. Прекрасные партии у ведущих солистов Маргариты Александрович, Натальи Дементьевой, Лидии Кузьмицкой, Александра Осипца, Сергея Сутько, Артема Хомиченка, моих учеников Антона Заянчковского и Николая Русецкого. Но вершина концерта — народная артистка Беларуси Наталия Гайда исполняет арию княгини «О, сцена, тебе я верна» из «Сильвы» — пробирает до слез. К слову, Наталия Викторовна занимается с нашими актерами — это большая честь. У нас поющий театр, этим и гордимся!


— В начале 2010-го Белорусский музыкальный театр без худрука пробыл полгода. Кипели страсти, увольнялись ведущие солисты, звучали громогласные заявления в прессе: «Театр в опасности». Каков сейчас микроклимат?

— Коллектив у нас молодой. С одной стороны, это беда, а с другой — нужно радоваться, что на передовой молодежь. Микроклимат хороший, поддерживать его удается добром! Не покрикивая, без категорийности. Тем более актер — личность творческая. Сегодня, к примеру, играет прекрасно, а в другой раз скажет лишнее, разорвет ансамбль, партнерство. Но на ночь я замечаний не делаю, особенно старшему поколению, — утро вечера мудренее. Надеюсь, что в свои 70 лет сюда не случайно попал, тем более воспитал много известных талантливых учеников, которые работают по всему миру. А здесь основной жанр — пение. По натуре я уравновешенный и неконфликтный, но принципиальное буду отстаивать. В коллективе нет сплетен, однако есть зависть. Но это составляющая нашей профессии, которая заставляет артистов двигаться вперед. Причем без упреков: «Я бы спел лучше», а с благоговением: «Мне бы эту роль, как бы я спел, как бы купался в лучах славы!» Поэтому распределение ролей и занятость труппы стараюсь уравновесить с возможностями и способностями актеров. Еще важна взаимозаменяемость. Если кто-то заболел, знаю, что есть примадонна, которая исполнит эту партию. В драмтеатрах с этим сложнее. Состав там меньше, а репертуар большой. Огромные страницы текста, где важно каждое слово, актеры выучивают. У нас же другой инструмент — голос, а красив он, если с душой. Вносит значительную лепту в подготовку наших артистов педагог Григорий Полещук, главные партии подчищаю я. Мои кумиры — Федор Шаляпин и Наталия Гайда, ни одного спектакля с ее участием не пропускаю.



— В период эпидемии обязательный масочный режим в зале, санитайзеры и, конечно, аншлага, какой бы выдающейся постановка ни была, дождаться трудно. Как переживает коллектив трудности этого времени?

— Эпидемия коснулась и наших сотрудников, переболело 10—12 процентов творческого состава. Зал на 800 зрительских мест, и посещаемость в благоприятные времена была высокая — 75—78 процентов, притом что показываем не меньше 250 спектаклей в год. Норму по-прежнему выполняем. Зрителей приходит гораздо меньше, однако они есть — полсотни или двести человек. Мы всегда рады для них играть, держать себя в тонусе. Да, с помощью искусства актеры могут прожить, а не нажиться. Но от ролей и количества зрителей зависит премия сотрудников, их материальная заинтересованность. Основной стабильной зарплатой нас обеспечивает горисполком. Мы, руководство театра, понимаем, что быт определяет сознание. И нынешний директор Сергей Пукита заботится о материальной составляющей, к тому же знает всю подноготную творчества, отлично разбирается в искусстве. На постановку премьер у нас бюджет небольшой — можно сделать две-три добротные! Однако, используя личные средства театра, готовим, бывает, и по 10 новых спектаклей в год!


— Купаловский театр для всего белорусского искусства сделал плохую рекламу, занялся политикой, хотя его дело — творчество. Как в вашем детище отреагировали на эту ситуацию?

— Для меня сильный удар, что флагман белорусского искусства так себя повел. В коллективе старались предупредить эти вопросы, ведь наши заботы — другие. С сентября прошлого года, готовясь к юбилею, сделали шесть спектаклей, на славу потрудились и создали себе праздник. Есть чем «угостить» людей в плане искусства, вот наше основное, любимое дело. А другими заниматься — не по профилю! Белорусский зритель любит оперетту. Она трудна и исключительна единством песни, танца и актерской игры. Хоть это сказка, но прекрасными классическими мелодиями можно лишь восторгаться! Наш театр вскоре ждет капитальная перестройка, тем не менее следующие полгода обещают быть мощными — в афишах появятся «Юнона и Авось», «Три мушкетера», «Марица»… То есть, чтобы создать праздник в зале, работаем напряженно. Интернет, телевидение взывают к конкуренции, потому разнообразим репертуар. Как худрук мечтаю о национальной составляющей в нем. Поставили «Софью Гольшанскую», «Купалу», который пока недооценен. Также играем несколько белорусских комедий, но однозначно сделаем национальную афишу шире.

— Спасибо, Адам Османович, за содержательную беседу. С юбилеем, любимый театр!

basikirskaya@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter