Спекуляция в глобальном масштабе
Несмотря на все вербальные опасения и беспокойства ООН о мировой продовольственной безопасности, ситуация с продовольствием в мире остается напряженной. С мая биржевые котировки на ключевые продукты питания несколько снизились. Но не надо питать иллюзий: удешевление — обычная сезонная корректировка. В период сбора нового урожая стоимость сельскохозяйственной продукции снижается ежегодно. Так произошло и в 2022‑м. Но цены все равно на 20 процентов выше, чем в прошлом году. Поэтому не стоит обольщаться: на продовольственном рынке сохраняется тренд к подорожанию базовых продуктов. И больше всего пострадают государства Африки, Ближнего Востока, некоторые страны Азиатского региона, которые зависят от импорта продовольствия.Голод — позорное явление для цивилизованного мира. И именно западный мир сегодня провоцирует углубление продовольственного кризиса.
Во-первых, спекуляция тем же зерном стала очень выгодным бизнесом. В этом году аграрные транснациональные холдинги (в основном американские) фиксируют рекордные прибыли. Во-вторых, продовольствие превращается в политический инструмент контроля над целыми регионами. И коллективный Запад активно его использует. Действуя и цинично, и вероломно.
Сколько было высказано озабоченности по поводу возможного голода в тех же африканских странах. Во всем обвиняли Россию, которая блокировала украинские порты. В июле состоялась так называемая «зерновая сделка»: Россия, Турция, ООН и Украина подписали соответствующее соглашение в Стамбуле. Более сотни кораблей с зерном уже вышли из черноморских портов. Но к африканским берегам причалили всего несколько судов. Большинство, пройдя Дарданеллы и Босфор, брали курс на Европу. А как же бедные страны? Очень интересен комментарий, прозвучавший на площадке ООН: мол, у этих государств нет средств приобретать зерно по нынешним высоким ценам. Словом, по факту экспорт украинского зерна практически лишен гуманитарной составляющей. Со стороны Запада все вылилось в чисто коммерческую историю, которая попахивает масштабной спекуляцией.
Ведь договор в Стамбуле предполагал усилия ООН по снятию санкций на поставки российского продовольствия и удобрений на мировой рынок. Вроде бы эти товары находятся за границами рестрикций. Но по факту, когда действуют запреты на логистические операции, страхование, финансовые расчеты, экспорт российского зерна, мягко говоря, затруднен. А Россия — крупнейший экспортер продовольствия. Отсутствие полноценного предложения создает предпосылки для роста мировых котировок. Кто остается в выигрыше? Западные агрохолдинги, спекулянты и истеблишмент.
Европу ждут драматичные периоды
Логика-то простая и незатейливая. На фоне регионализации обостряется конкуренция между США и ЕС с одной стороны и Россией и Китаем с другой за влияние на нейтральные регионы: Африку, Ближний Восток. Западная дипломатия попыталась записать страны этих регионов в свои союзники. Но безусловного понимания достигнуто не было. Ни в части поддержки санкций, ни в вопросе увеличения поставок ресурсов. Российская дипломатия была намного более успешной. Тем более что Москва может реально поставлять в эти страны так необходимое им продовольствие. Западные конкуренты ориентируются на финансовую поддержку. Но доллары с евро на хлеб не намажешь, а их покупательная способность весьма существенно снижается. Очевидно, что предложение России более интересно и прагматично.Поэтому сейчас транснациональные корпорации скупают продовольствие на мировом рынке. Инвестиции в комодитиз (товары, активно перепродаваемые на организованных рынках) сегодня одни из самых выгодных.
Поди знай, что будет с долларом и евро. А кушать люди будут хотеть всегда. Тем более что в той же Европе в этом году почти рекордный неурожай из-за жары, засухи и дефицита ресурсов, который ЕС сам же и спровоцировал.Высокотехнологичное западное сельское хозяйство не может функционировать без топлива, удобрений. А они сегодня стремительно дорожают и уже не по карману многим фермерам. Приходится экономить, не соблюдать агротехнические режимы, в том числе из-за этого и такой плачевный результат в европейском аграрном секторе.
Конечно, Европа голодной не окажется. По крайней мере, в этом году. Земля — инерционный ресурс. И даже при низком уровне внесения удобрений сможет еще 2 — 3 года родить. Но потом пашня истощится и возродить ее продуктивность будет долго и дорого. Поэтому самые драматичные периоды ждут Европу еще впереди. Хотя животноводство уже находится в плачевном состоянии. Корма дорожают, спрос на готовую продукцию из-за снижения доходов населения и высокой продовольственной инфляции снижается. И даже если жители ЕС будут с хлебушком, то молока и мяса может быть дефицит. Это в растениеводстве год-другой можно сэкономить, в животноводстве так не получится — живность (в отличие от земли) надо кормить ежедневно и в полном объеме. Поэтому Европу ждет сокращение поголовья скота.
Как бы то ни было, но Европа в этом году (скорее всего — и в последующие) уже не будет крупным экспортером продовольствия. Как и США, которые столкнулись с аналогичными проблемами.
Удержаться на продовольственном рынке эти страны могут только подковерными играми: спекуляции, рестрикции, попытка монополизации продовольственных потоков… Поэтому и чинят препятствия проникновению российского зерна.Полностью удовлетворить спрос зависимых от импорта зерна стран крупные западные агрохолдинги не могут по определению. Но дефицит, в определенной степени искусственный, позволяет даже на относительно небольших объемах зарабатывать фантастические прибыли. Кроме того, угрозу голода можно использовать для давления на африканские и ближневосточные страны. И если сегодня эти государства не спешат увеличивать в ущерб своей экономике поставки ресурсов в Европу и США, то карту дефицита продовольствия можно грамотно разыграть. И не только во внешней, но и внутренней политике.
Европейский аграрный сектор находится в плачевном состоянии. Особенно небольшие хозяйства. Очевидно, что череда банкротств случится уже в этом году. Но земля пустовать не будет: ее скупят крупные агрохолдинги. И консолидируют в своих руках основные активы в сельскохозяйственном производстве. Возможно, после кризиса будут сдавать землю в аренду тем же обанкротившимся фермерам. Словом, феодализм под новым соусом возвращается в ту же Европу. Как говорится, добро пожаловать.
Виталий ВЕЛИСОВ.