Страсти вокруг цен на нефть уже по утихли. В се поняли, что от этой капризной жидкости можно ждать чего угодно. А вот что делать с переработкой «черного золота», интересует очень многих. Даже крупнейшие поставщики больше не хотят получать копейки за сырую нефть и увеличивают переработку ценного ископаемого. Что в этой ситуации делать белорусским НПЗ?
Всего в мире производят около 3,4 миллиарда тонн нефтепродуктов в год. Белорусская нефтяная компания (БНК) как крупнейший наш экспортер занимает в этом объеме всего 0,3%. Даже в странах Европы мы закрываем всего 3% потребления топлива. Но все равно экспортные пошлины и сама продажа этих продуктов приносят бюджету хорошие деньги.
Только в последнее время у нас все больше дают о себе знать две проблемы. Это развитие собственной переработки в России и опять же российский налоговый маневр. Разберемся с ними по порядку.
Итак, как заявляет исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания» Сергей Гриб, наша страна в этом году планирует экспортировать столько же нефтепродуктов, сколько и в прошлом — 12 млн тонн. За полгода продано 6 млн. То есть о росте экспорта никто не говорит, хотя, например, спрос на отдельные виды топлива в мире увеличивается.
Причин для такой ситуации наверняка много, но главная — это сокращение старых рынков. По словам эксперта по рынку нефтепродуктов Thomson Reuters Максима Назарова, «сейчас в российской нефтепереработке наблюдается расцвет». Наш восточный сосед, как и мы, проводит модернизацию своих нефтеперерабатывающих заводов. После ее окончания Россия сможет полностью обеспечивать себя всем необходимым. Еще и на экспорт останется. Мы можем сколько угодно говорить о том, что наши нефтепродукты выше по качеству, чем российские, но соседка слишком серьезно настроена и стремится все меньше зависеть от какого-либо импорта.
Можно было бы сказать, что нам не очень-то и хотелось продавать свои нефтепродукты в Россию. Ведь из-за знаменитого налогового маневра у нас выгодность продаж в этом направлении снизилась. Напомню, что «финт ушами» в нефтяной отрасли Россия начала в 2015-м. Суть его в том, что налог на добычу полезных ископаемых увеличивается, а экспортные пошлины на нефть — уменьшаются. Тонкость ситуации вырисовывается из формулы стоимости нефти для нашей страны. А она учитывает именно экспортную пошлину — чем выше этот показатель, тем дешевле для нас нефть. И наоборот. То есть со снижением экспортной пошлины для нас растет цена черного золота. И вот когда мы перерабатываем нефть со скидкой, а потом нефтепродукты продаем по мировым ценам, то получаем хороший профицит. Налоговый маневр его постепенно съедает.
И поставки на российский рынок, который и так имеет не самые высокие цены на топливо, для нас становятся все менее выгодными. Посудите сами: в России литр бензина стоит 0,7 доллара, а в Чехии – 1,37. Если те же объемы продавать именно в Чехию, то выгода значительно увеличивается. Просто этот рынок нужно еще завоевывать. В любом случае, если задуматься, то налогового маневра можно не бояться. Особенно, если хорошенько поднапрячься.
В общем, перед нашими переработчиками и экспортерами есть две серьезные задачи – увеличить глубину переработки и поставки на самые премиальные рынки. Сейчас наши нефтепродукты уходят в Россию, Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Украину. Морем наши бензины и дизели доплывают до Великобритании, Германии, Франции, Дании...
После углубления переработки (с 70% до 90%) на наших НПЗ ожидается, что экспорт будет увеличиваться за счет улучшения качества продуктов, а также появления новых направлений деятельности. Речь, например, идет о маслах и битумах. Все это заложено в стратегиях развития обоих наших нефтеперерабатывающих заводов — мозырского и «Нафтана». Они вскоре должны закончить свою модернизацию.
По словам Сергея Гриба, в будущем нужно будет переходить не просто на нефтепереработку, но и на производство химической продукции:
— Тенденции ближайшего будущего — это переход страны на топливно-химическое производство.
Пока же отрасль будет выходить на производство новых или улучшенных продуктов, БНК надеется на рост экспорта дизельного топлива в страны Европейского союза. Сейчас в мире ощущается дефицит такого горючего.
Мнение
Сергей ГРИБ, исполняющий обязанности генерального директора ЗАО «Белорусская нефтяная компания»:
— Наши бензины скоро будут не нужны в России из-за перенасыщенности рынка. Поэтому наиболее перспективны для нас европейские рынки. В особенности Польша, Чехия, Словакия.
Самый растущий рынок – это рынок реактивного топлива. И для нас это очень интересный продукт. Практически 70% самолетов, которые летают из Вильнюса и Риги, заправляются белорусским топливом. Кроме того, мы возобновляем поставки реактивного топлива в Украину.
В то же время падение к 2020 году спроса на мазут повысит производство дизельного топлива.
kuletski@sb.by
Как в ближайшие годы может измениться наш экспорт нефтепродуктов
Глубокое черное море
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.