ИКАО неуклюже обвиняет Минск в принудительной посадке самолета RyanAir - ничего толкового не получается

Глиссада лжи и лицемерия

Международная организация гражданской авиации более года делала вид, что проводит расследование о, как они стыд­ливо пишут, «событии» в мае прошлого года в небе над Беларусью. Тогда пилот RyanAir, получив сообщение о том, что на борту, возможно, есть бомба, принял решение совершить посадку в Минске. Обнародованный на днях отчет ИКАО рисует странную картину: нелепые и бездоказательные обвинения белорусской стороны, ссылки на сомнительные источники и политизированные заключения. Тех, кто осилил сотню страниц «обо всем и ни о чем», можно искренне пожалеть: там есть обильный набор штампов, но нет ответов на главные вопросы:  где запись разговора пилота с аэропортом Вильнюса и где объяснения из первых уст, почему было принято решение развернуть лайнер и идти на посадку в Минск? Ведь до белорусской столицы было 185 километров, а до пункта назначения — Вильнюса — всего 73. Загадка, о которой в пространном документе ИКАО нет ни слова. 


Вспомним события того дня. Не успели специалисты сообщить, что угроза не подтвердилась, как по сети разнеслось, что на борту были граждане, которых в Беларуси подозревают в экстремистской деятельности. После такой интернет-подсказки, естественно, к пассажирам присмотрелись. Но не надо искать в комнате кошку, если ее там нет. Над Беларусью до этого летали персоны из беглых и позабористее. И что? Кому они интересны? Да, правоохранительным органам. Но они их ищут по другим каналам. И авиа­полеты здесь ни при чем. 

Зато прошлогодняя посадка стала триггером для введения Западом всевозможных ограничений в отношении Беларуси. От этого «события» (кстати, где былые причитания о «воздушном терроризме»?) выиграли разве что ЕС и США. Говорят же, если хочешь установить истину, ищи, кому это выгодно. Нам санкции точно не нужны. 

Мы всегда были открыты в сотрудничестве с ИКАО. После инцидента сразу предоставили организации информацию о переговорах диспетчера с экипажем судна, начиная от входа в воздушное пространство Беларуси и заканчивая посадкой и рулежкой на стоянку в Национальном аэропорту Минск. Плюс другие данные объективного контроля: видео- и аудиоматериалы, карты — смотрите и изучайте! 

В то же время нам пытаются, ссылаясь на некие источники в Польше и США, предъявить «присутствие высокопоставленного представителя Правительства» в диспетчерской и его переговоры по телефону. Хочется спросить: если это и так, то в чем здесь крамола? Поступила информация о ЧП. Угроза более чем серьезная. Естественно, сообщение ушло в профильные службы. И если они подключились оперативно к разрешению ситуации, то честь им и хвала. Вообще, все специалисты тогда сработали на профессиональном уровне. 

При общей бесполезности отчета ИКАО любопытные подробности в документе все-таки имеются. Пусть передергивая слова, но организация признает: «Никакого сопровождения или перехвата рейса со стороны белорусского МиГ-29 не производилось и никаких сообщений от МиГ-29 не было зарегистрировано. Не было никаких сведений от экипажа о причастности военного воздушного судна к полету указанного рейса». 

Иными словами, экипаж самолета никто не принуждал к посадке.

В отличие, например, от инцидента в Киеве в 2016 году, когда судно «Бел­авиа» вернули в «Жуляны» с четко озвученным требованием: не сядете сами — вас посадят истребители. Или от истории с бортом главы Боливии Эво Моралесом, когда в 2013-м для него закрыли свое воздушное пространство половина стран Европы без объяснений. Президентскому самолету пришлось сесть в Вене, где его унизительным образом досматривали из-за якобы возможного присутствия в салоне Эдварда Сноудена. 

Вот только никто потом Украину и Австрию санкция­ми не обложил, их воздушное пространство облетать не заставил. 

Или июльский случай. Испания подняла истребитель для перехвата пассажирского лайнера лоукостера easyJet, следовавшего в город Махон, после сообщения о бомбе на его борту. Но где мировая общественность, где громы и молнии ИКАО и где, в конце концов, запрет на полеты над Испанией?! Тишина. Все молчат. Так, значит, самолеты надо сажать после подобных сообщений? В том числе и с помощью армейской авиации. Оказывается, это нормальная в мире практика. Кстати, в отчете ИКАО нам как бы «вменяют», что «угроза взрыва бомбы в отношении рейса FR4978 Ryanair была заведомо ложной». Глупейший вывод. А кто на тот момент знал, есть там взрывчатка или нет? И если продолжить эту доказательную линию, почему испанские власти не подверглись обструкции? Там-то с огромной долей вероятности было ясно, что это глупая шутка: английский балбес угрозу разместил в соцсетях. Тем не менее самолет принудительно посадили и проверили. Так какие к Беларуси претензии? Что мы сделали не так? Почему сейчас, когда уже для самых «одаренных» все понятно, не слышно хотя бы вежливого excuse me?

Отчасти спецам ИКАО можно и посочувствовать. Больше года они тянули волынку в стремлении не утратить репутацию организации, занятой исключительно безопасностью полетов. Но давление политиков, требующих натянуть сову на глобус, оказалось сильнее. Тем не менее сегодня совершенно ясно главное: какие бы чудовищные обвинения ни звучали из уст международных «экспертов» в адрес Беларуси, они голословные и бездоказательные. Но нелепый спектакль сыгран, очередной виток санкционного давления на нашу страну пройден, и обратного хода Запад не сделает. Не будем наивными. Этим все сказано. В принципе, можно было и ИКАО не напрягать. Истинные режиссеры постановки, как всегда, остаются в тени.

Неудобные вопросы к ИКАО

Директор Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артем Сикорский справедливо замечает:

— В чем нас обвиняют, сложно понять. Имел место факт ложного сообщения, которое содержалось в письме, доведенном до экипажа воздушного судна. Пилот должен был следовать на ближайший аэродром. В этот момент это был Вильнюс. Лететь в Минск было его решением.

Почему же за решение чужого пилота отвечаем мы?

Пустое расследование не повод для Беларуси опускать руки. Что важно, в стремлении докопаться до истины мы не одиноки. Белорусскую позицию поддержали Россия, Китай, Индия, ЮАР и многие другие страны. ИКАО вынуждена считаться с мнением большей части земного шара и должна в обязательном порядке рассмотреть жалобу на государства, которые незаконно, нарушая Чикагскую конвенцию, блокируют нашим авиакомпаниям, нашим пассажирам доступ к воздушному пространству Европы и других стран, закрывают для нас аэропорты.

kurak@sb.by 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter