Виктор садится за гончарный круг, накрывает ладонями материал и придает ему круглую форму с выемкой по центру, а потом ловко вытягивает стенки будущей мисочки или сосуда. Специальным деревянным ножом выравнивает, проволокой срезает дно и аккуратно ставит на полку. Изделиям предстоит сохнуть вначале при комнатной температуре, а затем в печи. Кристина занимается их росписью и декором, лепит что-то свое.
Друзья и знакомые сравнивают квартиру семейной пары с музеем. Всюду расставлены чашки, тарелки, кувшины и вазы, кашпо, горшки, подсвечники, колокольчики, бутылки, панно, скульптурки. У белорусов богатые традиции в этом виде народного творчества, которые сохраняются и пополняются современными мастерами. Центрами гончарства считаются Полоцк, Гродно, поселок Мир, где и свела судьба наших героев.
Вместе с двумя одноклассниками Виктор учился на гончара в Мирском художественном училище. Очень благодарен мастеру Светлане Леонидовне Швайковской, научившей чувствовать глину. После службы в армии попал на Радошковичский керамический завод, потом пытался найти себя в других профессиях. Однако гончарное ремесло не забывал, и со временем знакомые пригласили на работу в частное предприятие «Мирские узоры» — теперь это «КерамДекор». Начинал простым рабочим, затем трудился мастером, начальником цеха. Там и познакомился с Кристиной, которая приехала по распределению после Гомельского художественного колледжа.
К сожалению, предприятие переживало непростые времена, и молодые мастера решили переехать на малую родину Виктора Малиновского во Вселюб.
— Я вообще-то дизайнер интерьеров, а в «Мирских узорах» научили и лепить, и тонировать, и глазировать. Работала лепщиком. У меня с детства способность к рисованию всяких котиков и собачек, натюрмортов. Форму чувствую и азы освоила быстро. В агрогородок Вселюб влюбилась с первого взгляда — название у него такое, — шутит Кристина. — Один старинный костел Святого Казимира чего стоит. Ксендз Виталий подкидывает идеи для работ, организует Казимировский фест с выставками декоративно-прикладного творчества. Изготавливаем для храма, при котором работает лавка, разные фигурки, пиалы, чашечки, поделки в форме костела Святого Казимира, замков.
Сувенир с изображением Новогрудского замка был подарен Премьер-министру Роману Головченко во время приезда в Новогрудок.
Одна работа оставила в душе особенный след и чувство скорби: в Год исторической памяти создавала вместе со школьниками и учителями глиняный макет сожженной деревни Отминово. В 1943 году фашисты устроили в районе карательную операцию — мстили жителям за помощь партизанам. В память о трагических событиях юные исследователи и краеведы района изучали литературу, интернет-источники, семейные фотоархивы, музейные и архивные материалы, общались со старожилами и очевидцами. Так родились проекты «Незабытые сестры Хатыни. Новогрудчина» и «Деревня Памяти». Каждую воссоздали, словно дали заново родиться, ученики разных школ в разных техниках, во Вселюбском УПК — из глины. Помогала учителям и технический работник Кристина Малиновская:
— У нас была схема расположения улиц и домов, составленная по воспоминаниям очевидцев. И все. Домики придумывала из головы. Представляла, как там жили люди, как ходили по-соседски в гости, как пережили кошмар пожарища. Недавно наш макет увезли в Новогрудок на очередную выставку. На конкурс, объявленный МЧС, смастерила фигурки двух пожарных.
На керамике Кристина не останавливается, ищет новые направления: рисует на майках, занимается витражами.
— А кружок в школе или клубе не хотели бы вести?
— Чтобы организовать кружок, надо покупать печь, глину. Все это теперь недешево. Мы сами раскачивались год, пока нашли клиентов, купили оборудование. Гончарный ножной круг муж изготовил сам. Предлагали идти педагогом по керамике в Новогрудский районный центр творчества детей и молодежи, но много времени тратила бы на дорогу. В домашней мастерской не буду успевать, ведь это моя вторая работа, требующая немало усилий. У нас говорят: глину не мять — горшков не видать. Конечно, в центре было бы очень интересно работать. По своей профессии.
— Гончарное дело — это для души, — продолжает Виктор Михайлович. — Человек, работая с глиной, этим удивительным материалом, превращает бесформенный кусочек в настоящее произведение искусства. Гончары строго придерживаются традиций, которые были заложены десятки веков назад. С тех пор как человек впервые сделал кособокую тарелку, в технологии производства таких изделий мало что изменилось. Весь процесс состоит из нескольких этапов: формируем изделие при помощи гончарного круга или рук, просушиваем и отправляем в печь для обжигания. На последнем этапе декорируем: красим, покрываем глазурью, добавляем мелкие детали. Нередко применяем и старинную технологию молочения. Обожженное изделие окунаем в молоко и еще раз обжигаем. Молочный жир проникает в поры глины и в печи дает своеобразную окраску. Это такой натуральный лак. Кроме того, посуда будет долго хранить аромат содержимого.
Пара молодых мастеров творит для знакомых, под заказ. В основном для сувенирных лавок, посещаемых туристами, ведь вокруг столько достопримечательностей и гостей в их края приезжает много. Сдают свои поделки в Несвиж, Новогрудок, Мир. Выставляются на Казимировском фесте и «Медовом вальсе» — культовом фестивале Вселюба. Туристы предпочитают покупать посуду: тарелки, чашки, кувшины, бутылки, чайные и кофейные наборы, пивные кружки. Каждое изделие неповторимо, чем и ценно.
klimovich@sb.by
Фото novgazeta.by