Дизайн эфирной студии «Альфа Радио» трудно назвать авангардным. А каким тогда, спросил Андрей Муковозчик у Ивана Айплатова. И вот о чем они в итоге поговорили — предлагаем вам фрагменты их беседы.
О прошлом
— Родился ты там, где черемисы, марийцы, левобережье Волги, чуть севернее Казани. Расскажи нам, какая она — Йошкар–Ола, бывший Царевококшайск?
— Она поменялась полностью архитектурно, детства моего там уже нет. Настроили очень много и бездарно, этакий «Диснейленд». Даже Кремль есть, цитаты итальянских, венецианских построек... Это нечто. Вообще, это тупиковая станция, мимо не проедешь, нужно ехать специально. И потом обратно. Во время войны свезли много заводов, затем были ракетные шахты, на заводах выпускали велосипеды, но все знали, что там не велосипеды выпускают. И не холодильники. Много интересных историй, связанных с язычеством. Это последний его оплот в Европе, оно там и до сих пор процветает. Есть молельные рощи... Марийцы упорные — прячутся в лесах и прячут там свои корни.
— А твои корни где?
— Прихожу в последнее время к выводу, что все лучшее в человеке закладывается в детстве. И если в возрасте в человеке остается хоть чуточку детства, то человек адекватный. Я примерно так пытаюсь и в людях разбираться.
— Айплатов 10– и 20–летней давности — он?..
— Я всегда разный был.
— То есть сейчас от взрослых приобретенных привычек пытаешься избавляться?
— Да. Многим нравится состояние юности, взрослые, я смотрю, ищут: что–то ушло из жизни, где движуха? А мне вот нравится еще глубже, в детстве, искать состояние счастья. Вообще, скажу, что все, что сейчас в моем творчестве происходит, и все позитивное, что происходило, — это все эмоции детства. И мое такое фанковое настроение, ощущение счастья жизни — это из детства.
— Какую музыку, как ты считаешь, нужно ставить детям первой?
— Я своих детей сразу погружал в фанковую среду, в свой музыкальный мир, и очень рад, что они с этим растут. Они сначала узнают все о фанке, джазе, соуле, а потом узнают, что есть еще и Сергей Лазарев. И тогда для них это экзотика. Огромное внимание уделяю саундам и трекам к своим показам. Это для меня отдельный фетиш, выбираю музыку всегда сам. Она должна соответствовать моему внутреннему ощущению, когда я делал ту коллекцию.
— Фактически это саундтрек к фильму, показ — это ведь история?
— Так и есть. И треки мы часто выстраиваем с диджеями.
— Мода в целом — это в определенном смысле отрицание классики, правильно?
— Нет, неправильно. Вообще, все построено на классике, мне кажется. Отрицание классики — это такой подростковый период, студенты, авангардная мода. А чем ты становишься старше, тем лучше понимаешь: в классике много... денег. И ты начинаешь ею увлекаться. В классике очень много рационального, в ней можно почерпнуть как для альтернативной, так и для авангардной моды. Как источник инспирации классика — очень неплохой вариант.
— А что для тебя классика в музыке?
— Свиридов. Вот это прямо музыка–музыка. Вот от нее мурашки.
О будущем
— За прошедший год что нового появилось–произошло в жизни?
— Новые проекты, сейчас — с Мирским замком. Туристический сувенирный блок от «Айплатов–студии» — и одежда, и сумки, и мелкие аксессуары. Ты ведь в чужой стране хочешь купить что–то хоть чуть–чуть полезное, а не все время магнитики. Вот мой порыв был сделать, чтобы турист и уехал с чем–то полезным, и частичку страны увез. И чтобы это не только в огород потом носилось, но мог бы и «в жизни» надеть. Такой проект с Мирским замком только что реализовался, и мы начинаем о нем говорить.
— А вокруг тебя?
— Не могу обойти тему рэперских баттлов. В тусовке это давно практикуется, но когда это начали обсуждать на всех уровнях, то ты понимаешь, что мир поменялся. Что новое пришло.
— А мы не готовы...
— Многие не готовы. Сейчас появляется много странных вещей, когда неожиданно человек не поющий, не созидающий вдруг становится мегапопулярным... Так сказать, «хайпанул»... Мне вот интересно, что будет с группой «Грибы» через два–три года. Либо червяки... либо срежет кто–то.
— Музыка для тебя — это отдых?
— Для меня отдых — это смена музыки. Или смена работы. Не сторонник лежать на топчане. Занимался одеждой — и вдруг ты начинаешь заниматься мебелью, вот это для меня отдых. Новый продукт — новые эмоции. В передаче советской детской «Выставка Буратино» были куклы — и я всю жизнь хочу, чтобы такая деревянная Буратина была и у меня. До сих пор хочу его сделать. Взять древесину, взять стамесочку, чтоб на шарнирчиках весь, двигался, чтобы рот открывался так же.
— Купить в итальянском магазине — не вариант?
— Нет, Буратину надо сделать.
— Монетизировать бренд «Иван Айплатов» можно было уже давно. Но ты, вижу, не торопишься?
— Вместе со мной не торопится весь легпром постсоветского пространства. Но все приходит вовремя. Если сейчас не случилось, значит — или не время, или вообще не произойдет. Не так и много на постсоветском пространстве имен, которые смогли реализовать себя за эти 15 — 20 лет развития современной истории моды. И, как выясняется, нет счастья в том, чтобы стать в стройный список самых состоятельных людей.
— Что для тебя Беларусь?
— Это комфортные условия для неторопливой жизни. Все здесь неагрессивное, неторопливое. В той же Йошкар–Оле — там очень быстрые люди. Когда я переехал сюда, мне казалось, что все очень медленно: медленно разговаривают, медленно принимают решения. Сейчас я нахожу очень много плюсов в таком ритме жизни и вообще в таком ритме страны. Это страна для комфортного житья.
— «...что еще нужно, чтоб спокойно встретить старость»?
— Молодежь вообще всегда мигрирует. Она мигрирует и из Нью–Йорка, и в Нью–Йорк, и из Беларуси, и в Беларусь кто–то приезжает. Мне кажется, здесь очень комфортно... остепениться.
— Если бы можно было что–то сделать по–другому, что бы ты сделал по–другому?
— Ничего бы не делал по–другому. Вот вообще бы ничего не менял! Все устраивает, полностью. Даже неловкие ситуации в жизни — мне кажется, это как кино какое–то, оно так и должно быть.
— И с этим же саундтреком...
— Совершенно верно.
О МУЗЫКЕ
Иван Владиславович Айплатов — белорусский модельер, мастер принта, волшебник обметочных швов, дизайнер–провокатор. Родился в Йошкар–Оле. В техникуме играл в группе на барабанах: твисты, Магомаев, все песни «Браво». Подфарцовывал. Профессионально занимался брейк–дансом. Теперь «его» — это фанк. В филармонию, говорит, не ходил ни разу. Уверен, что человек с хорошим слухом может найти любую песню в любой песне.
К СВЕДЕНИЮ
«Альфа Радио» уже два года живет новой жизнью в составе объединенной редакции «СБ». Слушать его можно в Минске на 107,9 FM, в Бресте — на 100,8, в Витебске — на 107,6 и в Гродно — на 98,4. Авторская программа А.Муковозчика «Песня о жизни» выходит в эфир каждую пятницу в 20.00 и в воскресенье в 19.00.
mukovoz@sb.by
Дизайнер Иван Айплатов: "Все построено на классике"
Главные вещи
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.