И платежная карта, и билет БРСМ
Учащийся школы № 11 Новополоцка Антон Воробей аккуратно раскладывает на столе веер из буклетов, рядом кладет стопку визиток и запускает на экране ноутбука презентацию. На выставку «ТИБО» старшеклассник привез два проекта: образовательную платформу для школьников SchoolTex и универсальную платежную систему SchoolPay. Обе разработки юный исследователь в разные годы представлял на республиканском молодежном конкурсе «100 идей для Беларуси». И если с первым дальше областного тура пройти не удалось, то со вторым попал в число гранд-финалистов десятого сезона.
Проекты Антона направлены на то, чтобы облегчить жизнь школьникам:
– Безналичный расчет сейчас актуален. Задумался о том, почему бы не сделать карты, которыми ребята смогут расплачиваться, например, в учреждениях образования. Так появилась идея SchoolPay. Пластиковая карта может быть не только платежным средством, но одновременно и пропуском в школу, и членским билетом БРСМ. Уже общался с представителями Центрального комитета союза молодежи, им эта задумка понравилась.
У образовательной платформы SchoolTex функционал намного шире, презентует разработку Антон:
– SchoolTex – это приложение для Android и iOS, в котором собрана масса полезной информации для школьников: от видеоуроков и электронных учебников до форумов для общения со сверстниками и новостей учреждений образования.
Спонсор, найдись
Проект учащегося колледжа современных технологий в машиностроении и автосервисе Артема Новикова Novimatic Controller заинтересует тех, кто любит железо. Автор разработал универсальный контроллер, который поможет автоматизировать любое производство. Этой темой Артем заинтересовался неспроста:
– В нашей стране такие контроллеры не производят, их закупают за рубежом. Мне захотелось создать аналог иностранного продукта, который не уступал бы ему по качеству, а стоил значительно дешевле. Область применения такого ноу-хау обширна: медицина, образование, промышленность. Также контроллер можно использовать при модернизации устаревших автоматизированных линий, тем самым дарить им вторую жизнь, а не отправлять на свалку.
Артем Новиков представил на выставке универсальный контроллер
Разработку Артема уже высоко оценили эксперты: он стал победителем финала десятого сезона проекта «100 идей для Беларуси» в номинации «Промышленные и строительные технологии и производство». И на этом останавливаться учащийся не планирует:
– Есть готовый бизнес-план, в котором прописано все, что необходимо для старта проекта. По моим подсчетам, он окупится за два года. В перспективе хочу договориться о сотрудничестве с каким-нибудь предприятием, чтобы на практике протестировать контроллер. Имея на руках положительные результаты апробации, будет проще найти спонсора.
«Свет» = расстояние
Стенд факультета радиофизики и компьютерных технологий Белорусского государственного университета тяжело не заметить. На тумбе установлен большой экран, светодиоды на котором моргают всеми цветами радуги. На смартфоне у четверокурсницы Марии Кольчевской открыто приложение, с его помощью она управляет такой световой дискотекой:
– Этот дизайнерский программируемый экран, или, как его еще называют, LED squares board, создали студенты нашего факультета. Обычные рекламные борды энергозатратны, имеют ограничения по яркости и обзорности. В нашей разработке все эти недостатки учтены и исправлены. И если посмотреть на рисунок с любого ракурса, то картинка будет одинаково четкой.
Маша и Ира Кольчевские разработали свою методику по запоминанию физических формул
На выставке «ТИБО» Маша с сестрой Ирой, которая учится на том же факультете, только курсом младше, представляют и собственный проект – «Азбука физики». Студентки разработали систему запоминания физических формул и готовы ей поделиться, поясняет Ира:– Наши лайфхаки по заучиванию основаны на мнемонике – приемах, облегчающих запоминание информации. Например, расстояние высчитывается по формуле S = vt, где v – это скорость, а t – время. Если пофантазировать, то в этой комбинации читается слово «свет». По такой схеме можно каждой формуле придумать свою ассоциацию из русского языка.
Для тех, кому проще запоминать глазами, сестры Кольчевские под каждую формулу сделали рисунок. Чтобы графически изобразить 140 выражений из физики, у Маши и Иры ушло три месяца. Сейчас студентки мечтают о том, чтобы издать конспект в картинках. А после планируют заняться составлением пособий и по другим предметам.
shestakevich@sb.by