В суде Ленинского района Минска продолжается рассмотрение уголовного дела в отношении Александра Беляцкого, Валентина Стефановича, Владимира Лабковича и Дмитрия Соловьева. Все обвиняемые — руководители разного уровня правозащитного центра «Весна». А сам центр четверть века считался едва ли не единственной правозащитной структурой Беларуси.
И структура действительно была серьезной, ведь финансирование получали от большинства крупных донорских организаций в мире. Хотя не брезговали и мелкими. А чтобы превратить защиту прав человека в настолько высокорентабельный бизнес, требовался не только определенный управленческий талант, но и полное отсутствие моральных принципов. Как-никак, кроме увеличения финансовых потоков, поступающих на счета «Весны» и подконтрольных ей организаций, приходилось заботиться и о создании определенного имиджа организации.
За четверть века работы над созданием нужного имиджа идея о том, что «Весна» действительно защищает права человека, очень прочно укоренилась в сознании не только белорусов. Но если разобраться, то какие права реально защищал центр? Права так называемых «рельсовых партизан» совершать теракты на железной дороге? Или права анархистов бросать «коктейли Молотова» в здание РОВД? Или право террориста Автуховича с подельниками устраивать взрывы и поджоги по всей стране? А ведь именно этим и занималась «Весна», оплачивая штрафы, передачи, иски любой оппозиционной нечисти, которая появлялась в Беларуси. Лишь бы против власти — так можно охарактеризовать их «правозащитную деятельность». А под всей этой шелухой «защиты прав человека» лишь непомерная алчность руководства и желание зарабатывать, не брезгуя ничем, даже человеческими жертвами.
Наивные иностранные партнеры
«Весна» появилась в 1996 году, в 1999‑м была зарегистрирована как республиканское общественное объединение, и уже в октябре 2003‑го Верховный Суд по представлению Министерства юстиции «Весну» ликвидировал.С 2003 года объединение так и продолжало работать как незарегистрированная организация. Самой «Весне» было очень удобно побираться по донорским фондам, сопровождая свое название словосочетанием «незаконно ликвидированная властями». Сразу создавалось ощущение, что «Весна» чрезвычайно крута и постоянно подвергается гонениям. Поэтому за 18 лет жизни официально несуществующей организацией было предпринято всего три вяленькие попытки зарегистрироваться. Они не увенчались успехом, конечно же, «по вине государства», и с 2009 года узаконить себя «Весна» больше не пыталась.
Но в судебных заседаниях прозвучала и еще одна причина, по которой организации было очень выгодно не иметь официального статуса. Являясь незарегистрированной, «Весна» не могла стать объектом аудита как по отдельным проектам, так и по всей деятельности в целом.
Как ни старались донорские организации заполучить хоть какое-то подобие реальных финансовых отчетов, подтвержденных подписью надежного аудитора, им приходилось довольствоваться документами, которые подтверждали лишь то, что в «Весне» работают люди, умеющие их неплохо подделывать. И собирать всякую отчетную макулатуру типа чеков на заправку и покупку продуктов. Организация-то работает неофициально, сильно страдает от произвола властей, какой уж тут может быть аудит? И это было очень удобно для белорусских «правозащитников».
Но после освобождения Беляцкого в 2014 году вопрос относительно законного получения финансирования был поставлен иностранными кредиторами ребром. Завуалировали неприятные моменты заботой о безопасности «правозащитников» — получение денег на личные счета было признано рискованным.
Придумали другую, более прогрессивную схему — создание партнерских организаций за границей. Так и дарителям было удобнее, и вроде как безопаснее с точки зрения белорусских законов. Иностранцы, конечно, наивные люди и плохо представляют, насколько виртуозно научились клепать километры отчетов белорусские «правозащитники». За 25 лет «безупречной работы» что ж не научиться-то.
«Весна», которая в Литве, но в Беларуси
В январе 2015 года Александром Беляцким в Литве была зарегистрирована партнерская организация под названием Pavasaris (тоже «весна», но по-литовски).Учредителями литовской некоммерческой организации (ассоциации) Pavasaris стали Беляцкий, Стефанович, Ревяко, Лабкович. Директор, конечно, Беляцкий. Все свои, только Татьяну Ревяко из «Весны» Беляцкий со временем аккуратно выдавил. А остальные — вот они, на скамье подсудимых теперь сидят.В учредительных документах Pavasaris записано, что целью ее создания являются неэкономическая выгода, работа в общественных интересах в сфере образования, изучение культуры, информирование населения. Цель деятельности — содействие общественности в процессах принятия решений посредством участия в правозащитной деятельности, социальных, экологических и других проектах, направленных на развитие демократии.
На конец 2017 года активы организации составляли 144 тысячи 457 евро. Наемных сотрудников в штате не было, а директор работал по договору о добровольном труде.
Из отчета о деятельности организации за 2017 год: структурные фонды ЕС для реализации проектов предоставили 143 492 евро. В 2018 году — 275 328 евро, в 2019‑м — 241 377 евро.
Комментируя оглашенные материалы, Беляцкий назвал эти суммы мелочью. И ведь правда мелочь, особенно на фоне потоков финансирования, которые шли в «Весну» через другие структуры, организации, фонды, представительства и посольства.
А вот Лабкович, который в 2015 году выступил как один из учредителей литовской организации, сообщил суду, что не принимал участия в ее дальнейшей деятельности и все его подписи под финансовыми и иными документами — подделка.
И не соврал, вместо оригинальной в документах была использована отсканированная подпись Лабковича. Обвиняемого, по его словам, об использовании его подписи в таком виде никто не предупреждал и разрешения у него не спрашивал.
Что такое БДПЧ?
Есть еще одна интересная организация, в которой Беляцкий до определенного времени был не просто рядовым сотрудником. Знакомьтесь, Белорусский дом прав человека в г. Вильнюсе имени Бориса Звоскова (далее — БДПЧ).Очень любопытная организация, совладельцами которой оказались Александр Беляцкий, Жанна Литвина, Сергей Мацкевич, Галина Устинова, Олег Гулак и Мария Дале (исполнительный директор Фонда домов прав человека). У всех совладельцев имеются акции БДПЧ (у каждого на 2019 год было по 13,5 акции). Удивительно, но офис литовской Pavasaris поразительным образом располагался в БДПЧ. И даже бухгалтер у этих двух организаций был общий. Совершенно случайно, конечно.
Цели и задачи деятельности — предоставление помощи отдельным гражданам и общественным организациям, которые в Республике Беларусь защищают права человека и демократические свободы. Непосредственная деятельность — издание сборников, каталогов, списков адресов …
За 2017 год БДПЧ получено целевое финансирование из структурных фондов ЕС и США на сумму 1 091 774,98 евро, пожертвования от частных лиц — 446 евро и 10 долларов США. На проведение семинаров израсходовано 757 955 евро, на зарплаты и страхование — 171 655 евро, на содержание помещений — 78 тысяч евро, иная деятельность — 18 тысяч евро. Сотрудников в организации — семь человек.
За 2018 год БДПЧ получено целевое финансирование из структурных фондов ЕС и США на сумму 930 256,56 евро, пожертвования от частных лиц — 115 евро. На проведение семинаров израсходовано 633 259 евро, на зарплаты и страхование — 167 538 евро.
За 2019 год. Целевое финансирование из структурных фондов ЕС и США — 896 878,40 евро, частные лица не пожертвовали ничего. На проведение семинаров израсходовано 924 621 евро, на зарплаты и страхование — 121 385 евро. Сотрудников в организации пять.
За 2020 год. Собственного капитала, сумм финансирования и обязательств у организации на 3 609 048 евро, долгосрочного имущества — 4900 евро, краткосрочного имущества — 3 604 000 евро. Целевое финансирование составило 2 977 590 евро, из структурных фондов ЕС и США — 2 732 479,81 евро. Израсходовано за год 1 049 488 евро. Сотрудников в организации четыре.Цифры говорят сами за себя. А схема использования получаемых БДПЧ средств была крайне незатейлива.
Якобы проводимые мероприятия позволяли списывать колоссальные суммы на питание, проживание и прочие сопутствующие расходы. А раздача субгрантов как будто бы для всех белорусских неправительственных организаций (НПО), которую периодически проводил БДПЧ, позволяла выделять такие гранты своим организациям и инициативам — «Весне», инициативам «Правозащитники за свободные выборы», «Правозащитники против смертной казни» и прочим подконтрольным и дружественным организациям. Вот такой круговорот донорских денег в природе.
Схема Беляцкого все еще успешно работает
В 2022 году змагары активно обсуждали негодную Тихановскую и ее офис, который, как оказалось, был увешан кучей мелких организаций, как бездомная собака блохами. Все эти организации принадлежали сотрудникам офиса и позволяли без особых трудов распределять любые объемы иностранного финансирования исключительно в рамках офиса.При этом для кредиторов создавалась видимость честного распределения грантов между всеми беглыми, так как ни одна мелкая организация официально не принадлежала самому офису. Уж так возмущала «змагароў» такая схема, уж так обвиняли они Тихановскую и ее команду в финансовых махинациях, как будто эти махинации придумали буквально вчера.
А что ж Беляцкий и его соратники, у которых эту схему и подсмотрел офис Тихановской, не вызывали такого возмущения? Не знали? Не понимали? Или боялись лишний раз открыть рот, чтобы потом не платить штрафы из собственного кармана?Беляцкий ведь человек крайне обидчивый и трепетно блюдущий свои личные финансовые интересы. И имидж, конечно. Ведь только имидж «ведущего правозащитника» Беляцкий и мог продавать иностранным спонсорам. А больше за искусственно раздутым собственным именем и «Весны» ничего и не было. И уже не будет. Теперь зарабатывать на них будут другие.
Вот офис Тихановской, например, схему спер и будет использовать, она же еще вполне рабочая. Пока иностранные доноры не очнулись и не сообразили, как их в очередной раз дурили и дурят белорусские борцы за собственное финансовое благополучие. Которые успешно прикрываются защитой прав человека и другими не менее красивыми и привлекательными идеями, конечно.
krasovskaya@sb.by