Уже неделю алтарную часть усыпальницы Радзивиллов в несвижском костеле Божьего Тела подтапливает вода, просачивающаяся из-под земли: ее с помощью ведер выносят из крипты ксендз Петр Шарко и прихожане.
У входа в усыпальницу корреспондентов газеты "Республика" встречает настоятель отец Петр. «А где ваши резиновые боты?» — улыбается он, провожая нас вниз. Сапоги действительно нужны, ведь вода прибывает очень быстро — за час уровень поднимается на два сантиметра. Даже высокие каблуки не спасли мои ноги от промокания. Но заболеть от холода и сырости не хочется, поэтому я, быстро преодолев расстояние в пять метров, оказываюсь на возвышенности крипты — туда вода доходить не успевает.
— Я спускаюсь в гробницу каждый день. Вот и утро 7 марта не стало исключением. Сразу, как увидел подтопление, собрал группу неравнодушных прихожан, мы начали выносить воду десятилитровыми ведрами. Количество запомнил хорошо — в первый день вынесли 27 ведер, во второй — около 40. Утром 9 марта насчитал аж 130, а к вечеру прихожанин, работающий в МЧС, предложил вызвать бригаду спасателей — носить уже не было сил. Специалистам, конечно, легче: они воду выкачивали помпой.
В минувшую субботу отдел культуры Несвижского райисполкома предоставил костелу насос — его поместили посреди алтарной части усыпальницы.
— Вода выкачивается на улицу в дренажную систему. Включаем насос раз в четыре часа и не оставляем без присмотра, потому что установка может сгореть, если будет работать без остановки. Я прихожу сам, гоняю воду щеткой, так она быстрее стекает, — показывает нам свое приспособление отец Петр.
В усыпальнице находится более 70 саркофагов с прахом князей Радзивиллов, они размещены в основной части крипты, к которой вода не доходит.
— Реликвиям ничего не угрожает, мы четко следим за ситуацией. Но я переживаю за стены, на них ведь может образоваться грибок.
Отец Петр не оставляет бдения ни на минуту, даже несмотря на свое плохое самочувствие и высокую температуру. Правда, ксендз сетует, что не может уделить должное внимание прихожанам.
— Меня ждут страждущие, нужно их исповедовать перед Пасхой. Но я не могу — вместо того чтобы заниматься людьми, черпаю воду.
Настоятель рассказывает, что за 10 лет его служения в усыпальнице наводнения не было ни разу.
— Лишь в 1905 году был настоящий потоп — плыл весь Несвиж, чета Радзивиллов добиралась до замка на лодке, а в костел вода заливалась через окна. Совсем недалеко отсюда есть здание — каплица Святого Роха, у которой подвал на таком же уровне, что и усыпальница. Но там можно в тапочках ходить, нет ни капли воды. Поэтому я не списываю подтопление на паводок, тем более 7 марта было -5°C. Возможно, во время реставрационных работ по гидроизоляции что-то было сделано не так. Но это лишь мое предположение, не более того.
Костел Божьего Тела продолжает работать в штатном режиме — вода не касается верхней части храма, поэтому службы не прекращаются. Однако вход в усыпальницу Радзивиллов временно закрыт. К слову, посетить крипту можно было бесплатно, прихожанам предлагалось лишь сделать пожертвование на благоустройство костела. Поэтому о существенных убытках в церковной казне речи не идет.
По словам Александра Круглика, начальника отдела идеологической работы, культуры и по делам молодежи Несвижского райисполкома, к ситуации здесь подходят со всей серьезностью:
— Нашим генеральным подрядчиком выступает «Белреставрация». Специалисты этого предприятия в понедельник посетили крипту, проанализировали ситуацию и на данный момент консультируются с гидрологами. Пока об источнике воды сказать ничего не могу, мы ждем заключение с конкретными рекомендациями. Еще до реставрации вокруг костела проводили изыскательские работы — анализировали уровень грунтовых вод, состав почвы, глубину фундаментов. Соответственно, чтобы сделать заключение, нужно комплексно изучить всю имеющуюся документацию, чем сейчас и занимается наш генподрядчик.
Владимир Змушко, генеральный директор «Белреставрации», добавил, что завтра в Несвиж отправится комиссия научных работников, которая выявит точную причину подтопления.
Христина СКУРАТОВИЧ
Фото Вероники КРУЧКОВСКОЙ