Приехавшие в Мельбурн на Гран-при Формулы-1 итальянские болельщики и почитатели «Феррари» были с лихвой вознаграждены результатами гонки. Лидер чемпионата Шарль Леклер был в этот уикенд просто неподражаем. Поул-позишен, победа в гонке с лидированием от старта до финиша, а также лучший круг, – все это позволило монегаску заработать первый в его формульной карьере так называемый «Большой шлем».
Отдадим должное мастерству этого гонщика. Он не совершил ни одной ошибки или даже помарки за весь этот Гран-при. Уверенный поул, заработанный в субботу, позволил Шарлю стартовать с первого места. Такой же уверенный старт в воскресенье, позволивший сохранить лидерство. Скорость машины позволяла ему пусть и не очень быстро, но все же получить преимущество над соперниками. Даже появление дважды машины безопасности на трассе, «съедавшее» всякий раз это преимущество, с последующими затем двумя рестартами не смогло поколебать лидерство Леклера. Все прошло для него как по методичке пилотского мастерства, завершившись второй победой в сезоне и четвертой в карьере.
Зрители отметили мастерство монегаска, признав его Гонщиком дня в Мельбурне. Вполне заслуженно, хотя и не слишком героически. Машина позволяла быть быстрым, и Шарль максимально воспользовался этой возможностью.
За прошедшие три этапа в нынешнем сезоне пилот «Феррари» сумел набрать 71 очко, опережая своего ближайшего преследователя на 34. Прямо скажем, неожиданно серьезная заявка на чемпионский титул со стороны «Феррари», в последний раз чествовавшей своего чемпиона почти 15 лет назад в 2007-м году.
Серхио Перес
Уже сам факт присутствия мексиканца на подиуме можно считать геройством. Ведь фактически по рейтингу у него гарантированное 4-е место, учитывая скорость машин «Феррари» и «Ред Булл» в этом сезоне, а также преимущество его более молодого напарника, выступающего ныне в роле действующего чемпиона. Но поскольку ни Карлос Сайнс, ни Макс Ферстаппен не добрались до финиша, то второе место на подиуме у Серхио Переса – это вполне предсказуемый результат.
Мог ли мексиканский пилот рассчитывать на большее в этой ситуации? Пожалуй, вряд ли. За 30 кругов после второго рестарта он отстал от лидера гонки на 20 секунд. К тому же Шарль Леклер сам признался после финиша, что впервые в этом сезоне он мог контролировать отрыв от соперников, заведомо снижая скорость ради экономии ресурса двигателя. Очевидно, на трассе в Мельбурне темп «Феррари» действительно был заметно выше, чем у «Ред Булл».
Джордж Рассел
Юному британскому дебютанту команды «Мерседес» уже приходилось пить шампанское на подиуме «Формулы-1». Но прошлогодний Гран-при Бельгии, прославившийся самой короткой гонкой в истории Больших призов, вряд ли можно отнести к числу полноценных из-за всего одного официально пройденного круга в режиме машины безопасности под проливным дождем. Поэтому 3-е место в Альберт-парке в минувшее воскресенье для Джорджа явилось куда более важным и значимым, чем «подарок» от устроителей гоночного фарса в бельгийском Спа-Франкоршаме.
Стартовав в Мельбурне с 3-го ряда вслед за своим именитым напарником Льюисом Хэмилтоном, Рассел рассчитывал на то, что удержится за 7-кратным чемпионом по ходу гонки. К первому повороту Джорджу удалось пройти Ландо Норриса, но Льюис при этом обогнал не только пилота «МакЛарен», но и «Ред Булл» Серхио Переса.
Чуть позднее мексиканцу удалось вернуть свою позицию, поскольку машины «Ред Булл» на автодроме в Альберт-парке выглядели явно побыстрее, чем «Мерседес». И Расселу в такой ситуации оставалось лишь скромно держаться в тени Хэмилтона, в ожидании какой-либо ошибки со стороны соотечественника.
Однако приятный сюрприз дебютанту достался не от напарника, а от разбившего свой «Астон Мартин» Себастьяна Феттеля. Едва Льюис Хэмилтон поменял шины в боксах «Мерседес», как немецкий чемпион врезался в стену, спровоцировав тем самым выезд машины безопасности. Этим как раз-таки и воспользовался Джордж Рассел. В общем, благодаря «сэйфти-кару» юный британец оказался впереди своего напарника.
Второй раз ему повезло, когда сошел с дистанции Макс Ферстаппен. Таким образом, совершив всего лишь один значимый обгон на первом круге, Джордж Рассел с 6-й стартовой позиции к финишу переместился на 3-ю, и оказался на подиуме. Более того, из-за схода Карлоса Сайнса, не заработавшего ни одного очка в Монреале, Джордж Рассел переместился в личном зачете на второе место. Заметим, что команда «Мерседес» по темпу своих машин идет всего лишь третьей.
Фернандо Алонсо
Испанца можно было бы отнести к категории героев Гран-при Австралии. Ведь темп его машины в квалификации давал надежду на высокую стартовую позицию. Увы, авария в субботу отбросила Фернандо в конец первой десятки на стартовой решетке.
Но затем в гонке у Алонсо был весьма неплохой темп, и, несмотря на израненные в результате аварии пальцы, испанец мог рассчитывать на место в «шестерке» на финише. Увы, слишком ранний для стратегии пилота «Альпине» выезд машины безопасности сделал испанского чемпиона жертвой обстоятельств. В итоге он финишировал последним, хотя потенциально мог даже рассчитывать на подиум, если бы сумел избежать неприятностей в субботней квалификации.
Его напарник Эстебан Окон под клетчатый флаг въехал 7-м, чуточку улучшив свою стартовую позицию за счет схода Макса Ферстаппена. Имея довольно быструю машину, как это продемонстрировал Фернандо Алонсо, французский гонщик не показал ничего сверхъестественного. Поэтому ни к героям гонки, ни к ее жертвам отнести Окона нельзя.
Александр Элбон
На нынешней машине «Уильямс» любой значимый результат выше последнего места – это уже подвиг. Такое во всяком случае складывается впечатление, видя, как канадец Николас Латифи в поисках лишних сэкономленных секунд раз за разом переходит предел возможного, разбивая британские машины. Благо, что его богатый отец, значащийся среди спонсоров этой «конюшни», не жалеет средств на увлечения сына.
Но вот приход Александра Элбона в этом сезоне показал, что не всё так и плохо у британцев. Стартовав последним после дисквалификации за недолив топлива в субботней квалификации, по прогнозам стратегов команды, тайский гонщик мог в лучшем случае рассчитывать отыграть лишь пару мест, да и то только благодаря сходам соперников. Однако бывшему воспитаннику школы «Ред Булл» удалось невероятное. Отправившись в гонку на самой жесткой резине «хард», он намеревался как можно позднее совершить свой единственный пит-стоп. И когда оставалось пройти треть дистанции Александр был уже 7-м в пелотоне.
Болид «Уильямс» оказался настолько хорош в плане работы с шинами, что даже, атакуя в конце гонки, проезжая свои круги в квалификационном темпе, Элбон сумел сберечь свои покрышки вплоть до последнего круга. Уже на последних секундах тайский гонщик поехал на обслуживание в боксы к своей команде, чтобы совершить обязательный, согласно регламенту, пит-стоп. Небольшая заминка с заменой переднего левого колеса едва не отбросила пилота за пределы очковой зоны. Но воодушевленный удавшейся стратегией Александр отстоял свое право на единственное, но такое ценное для «Уильямс» очко, опередив китайского дебютанта «Альфа Ромео» Гуанью Чжоу и финишировав десятым.
А напарник Элбона, канадец Николас Латифи, сумев проехать гонку без аварий, финишировал лишь 16-м.
Макс Ферстаппен
Главной жертвой Гран-при Австралии безусловно стал Макс Ферстаппен. Не сумев опередить Шарля Леклера на старте гонки, а затем не сумев выйти вперёд и на двух рестартах, голландский чемпион должен был гарантированно финишировать вторым. Однако за 20 кругов до финиша ему из боксов поступила команда экстренно остановить машину прямо на трассе из-за резко падающего уровня топлива в баке. По всей видимости где-то был пробит топливопровод, и утечка бензина могла привести к возгоранию машины. Инженер «Ред Булл» специально попросил своего подопечного остановиться по возможности там, где на посту есть огнетушитель. Такие места обозначены по трассе специальными знаками.
Выбравшись из уже дымящейся машины, Ферстаппен показал пожарным на появившиеся языки пламени в районе двигателя. Болид быстро залили пеной, избежав последствий, а расстроенный Макс отправился в боксы, понимая, что он еще на 18 очков отдалил себя от лидера чемпионата.
Два технических схода не по вине пилота за три гонки, согласитесь, ситуация не из приятных. Теперь с 25-ю очками, заработанными благодаря победе на предыдущем этапе, голландец опустился на 6-е место в личном зачете. И он уступает уже 46 (!) очков лидирующему Шарлю Леклеру. Непростительное расточительство, учитывая, насколько быстрыми в этом сезоне выглядят машины «Ферарри».
Карлос Сайнс
Жертва или неудачник? Что больше подходит для этого испанского гонщика, учитывая, как бесславно для него прошел этот гоночный уикенд? Пожалуй, два в одном. Сначала в квалификации Карлосу не удалось показать хороший быстрый круг, хотя машина это позволяла. Отчасти, ему в этом помешал своей аварией его соотечественник Фернандо Алонсо. Но отчасти была и ошибка самого Сайнса: он не сумел в единственной попытке показать безошибочную езду.
Затем был проваленный старт в гонке. И с 9-го места гонщик «Феррари» откатился на 14-е. Причиной тому, по его словам, были неправильные настройки на руле, который ему заменили прямо перед стартом.
И кругом спустя, не сумев совладать с горячностью своего испанского темперамента, Карлос выехал на траву. Оттуда его болид отбросило, развернув, на трассу. Повезло еще, что никто из проезжавших в это время мимо него гонщиков не столкнулся с болидом скудерии. Оказавшись в гравии, «Феррари» забуксовала задними колесами и замерла. Фраза, прозвучавшая в эфире в исполнении Карлоса в тот момент, напомнила времена 20-летней давности: «А маршалы могут меня вытолкнуть обратно на трассу?» Конечно же нет. Увы. Это не гонки чемпионата на выносливость. В «Формуле-1» подобное уже давно запрещено регламентом.
Можно лишь посочувствовать испанскому гонщику. Похоже, Австралия для него стала той чертой, за которой возвращение в борьбу за титул мне видится весьма сложным. В «Феррари» четко делят гонщиков на первые и вторые номера, когда идет борьба за титул. И если в начале сезона у обоих пилотов были равные шансы, то теперь инициатива точно уж перешла в руки к Шарлю Леклеру.
Себастьян Феттель
Учитывая, как прошел в Мельбурне гоночный уикенд для немецкого чемпиона, можно предположить, что заболевание коронавирусом все же не проходит бесследно. Ведь отмечали же специалисты и медики в постковидном состоянии симптомы рассеянности или потери концентрации у многих переболевших. Были даже примеры некоторого нарушения работы вестибулярного аппарата. Возможно, что у Себастьяна Феттеля его физическое состояние после только что перенесенного ковида также оставляет желать лучшего.
Авария на субботних свободных заездах, а затем еще одна, но уже в гонке, заставляют задуматься. Оба эти случая без участия других гонщиков, а просто, что называется, «не справился с управлением». Не удивительно, что по итогам трех этапов этого сезона, из которых два немецкий пилот пропустил из-за болезни, он идет в личном зачете на последнем месте.
Так что, по моим критериям, Феттеля вполне можно отнести к жертвам Гран-при Австралии. Благо что от последствий аварии пилот «Астон Мартин» не пострадал, если не считать того, что несколько подпортилась его чемпионская репутация. Слишком уж дилетантскими выглядели его ошибки и в субботу, и в воскресенье. Будем надеяться, что последствия коронавируса не будут всё же продолжительными. И уже на следующем Гран-при в Имоле Себастьян сможет вернуться в свою форму.
Ландо Норрис и Даниель Риккиардо
После относительно слабых для её уровня выступлений «МакЛарен» на первых двух этапах финиш обоих пилотов британской «конюшни» в первой «шестерке» можно вполне было бы считать относительным успехом. Хотя и здесь не обошлось без ложечки дегтя в бочке с медом. Ведь стартовая позиция Ландо Норриса была все же 4-й. И в силу того, что Макс Ферстаппен сошёл с дистанции, юный британец вполне мог бы претендовать на подиум. Однако ему в этом помешали его соотечественники: Джордж Рассел и Льюис Хэмилтон. Пилоты «Мерседес» оказались быстрее на трассе и посноровистее как на старте, так и на рестартах. Хотя перед гонкой Норрис амбициозно заявлял, что его цель – это машины немецкой команды.
В отличие от своего юного напарника Даниель Риккиардо, уступив британцу в квалификации, в гонке выглядел побыстрее. И даже готов был провести атаку, чтобы опередить Ландо. Но с командного мостика «МакЛарен» пришел приказ «не прессинговать» Норриса. На машине британца обозначился перерасход топлива, и чтобы не приехать на финиш с пустым баком (за что могла последовать дисквалификация, – В.В.), инженер рекомендовал пилоту даже перед поворотами пускать машину «в накат». Опасаясь аварии при обгоне, руководство британской «конюшни» попросило австралийца сохранять свою позицию. И лишь в случае явного падения мощности двигателя впереди идущей машины Даниелю Риккиардо было разрешено обогнать напарника. Но до этого дело не дошло. И, повинуясь приказу командного мостика, Даниель финишировал следом за Ландо Норрисом, сократив разделяющий их интервал до 0.4 сек. Тем самым австралиец показал своим местным болельщикам, что он вполне мог бы совершить обгон, если бы перед ним был не его напарник, а кто-либо из других команд.
В целом же «МакЛарен» порадовала своим возвращением в борьбу. И, по всей видимости, уже на следующем этапе в Италии на классическом скоростном автодроме в Имоле мы сможем увидеть через две недели более плотную борьбу как за места на подиуме, так и на подступах к нему.