Партизанские страницы в истории операции «Багратион»

Герасим Кирпич и «чекисты»

В 1994 году легендарному партизану было присвоено звание почетного гражданина города Шклов.
О 220 ТЫСЯЧАХ партизан и подпольщиков времен Великой Отечественной войны рассказывает сайт partizany.by, созданный издательским домом «Беларусь сегодня» и Национальным архивом Беларуси, и этот перечень постоянно пополняется. Многие патриоты активно приближали освободительную операцию «Багратион», которую войска Красной армии провели летом 1944 года, а на решающей стадии присоединились к ней. В их числе были Герасим Кирпич, командир партизанской бригады «Чекист», и его боевые товарищи.

Когда фронт подошел к границам Белоруссии, бригада насчитывала сотни обстрелянных бойцов, контролировала территории Толочинского, Круглянского, Шкловского, Лепельского и других районов Витебской и Могилевской областей. Партизаны провели десятки операций по уничтожению вражеских постов и гарнизонов, подрыву немецких эшелонов с войсками в ходе «рельсовой войны», спасению от угона в Германию тысяч местных жителей.

Одной из наиболее дерзких операций стал разгром незадолго до операции «Багратион» немецкого гарнизона в деревне Пригани. 25 сентября 1943 года войска Красной армии освободили Смоленск. Уже выри­совывалось Могилевское направление наступления советских войск, и оккупанты, понимая, чем это грозит, укрепляли правый бе­рег Днепра, река Друть становилась третьей линией обороны немцев. Дорогу Толочин — Круглое — Могилев они взяли под особый контроль. Особенно была укреплена деревня Пригани на бере­гу Друти. Ее окружали забор из колючей проволоки, противотанковый ров, минные поля. Гарнизон из немцев и полицейских расположился в школе, также превращенной в укрепленный опорный пункт с дзотами, соединенными ходами сообщения, вышкой для наблюдения. Комендант гар­низона обер-лейтенант Ганс бахвалился, называя Пригани неприступной крепостью.

Но партизаны развеяли этот миф. Разведчики бригады узнали, что 3 октября из Шклова через Пригани будет сле­довать отряд немцев и полицейских, выбитых из-под Смоленска. Партизаны разведа­ли пароль, количество прибывающих вояк и другие подробности. Так родилась смелая мысль: а если переодеть бойцов в немецкую форму и прийти в гарнизон под видом «своих»? Благо, в отрядах накопилось немало трофейной амуниции, имелись даже велосипеды и автомашины. И «неприступная крепость» была взята с малыми потерями, а оккупанты большей частью уничтожены.

Герасим Кирпич наверняка испытывал в этот момент особое чувство удовлетворения. Это была расплата за 1941 год, когда он, командир пограничной заставы маневренной группы 88‑го погранотряда с товарищами оказался в окружении, а затем и глубоком тылу врага, за тяжелые кровопролитные бои с захватчиками в районе Белостока, Волковыска, Слонима, Минска. Небольшая группа уцелевших пограничников пробралась на восток Белоруссии, в Могилевскую область, но фронт уже находился далеко под Москвой, никто не смог выйти из окружения. Однако паники не было. Все жили одной мыслью: сражаться! Герасим Кирпич сумел сплотить вокруг горстки бойцов местных патриотов и весной 1942 года возглавил один из первых на Могилевщине партизанских отрядов, который вскоре вырос в бригаду «Чекист».

Непосредственно перед освобождением Могилевщины это партизанское соединение внесло еще один крупный вклад в проведение операции «Багратион». По заданию Белорусского штаба партизанского движения в мае 1944-го разведчики бригады «Чекист» составили точный план укреплений немцев на западном берегу Днепра, указав все огневые точки. Он получил высокую оценку Военного совета 3-го Белорусского фронта: «Схема, выполненная военно-оперативной группой при Шкловском РК КП(б) Белоруссии, представляет большую ценность… Данные схемы почти целиком совпадают с данными аэрофотоснимков».

А 28 июня партизанская бригада «Чекист» соединилась с танкистами генерала Бурдейного в районе деревень Гоенка — Задний Бор Круглянского района. К этой встрече партизаны соединения пришли с солидным боевым счетом: уничтожено до 12 тысяч гитлеров­цев и изменников родины, пущено под откос 265 вражеских эше­лонов, взорвано 372 авто- и бронемашин, разгромлены десятки фа­шистских гарнизонов. Бригада контролировала огромный район междуречья Днеп­ра и Березины, насчитывала более 2500 бойцов и командиров, многие из которых пополнили части Красной армии и продолжили с ними победный путь на Берлин. Их прославленный командир за боевые заслуги был удостоен орденов Красной Звезды, Суворова II степени, «Знак Почета», медалей «Партизану Отечественной войны» I и II степени...

…Отгремела война, и Герасим Кирпич активно принялся за восстановление Белоруссии: трудился на ответственных постах в партийных органах, комитете партгосконтроля при СМ БССР, Министерстве социального обеспечения. В 1994 году ему было присвоено звание почетного гражданина города Шклов. В 2001 году ветерана не стало...

ДОСЬЕ «СОЮЗА»

Партизанская разведка к началу операции «Багратион» установила точное расположение штаба немецкой группы армий «Центр», а также дислокацию штабов 3‑й и 4‑й танковых, 2, 9 и 4‑й общевойсковых армий и еще 290 воинских частей, входящих в состав центральной группировки противника. Были добыты сведения о 900 вражеских гарнизонах, почти обо всех оборонительных сооружениях, 130 зенитных батареях, 54 аэродромах и 24 взлетно-посадочных площадках, 160 крупных складах боеприпасов, горючего и продовольствия, о строительстве 11 ложных аэродромов. К концу мая 1944 года командование Красной армии располагало точной схемой рубежей по линии Витебск — Орша — Шклов — Могилев — Быхов. Все наиболее опасные участки, насыщенные огневыми точками, были нанесены на карту. Эти данные использовались в период подготовки и во время советского наступления. 

sob@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter