Национальный парк «Припятский» притягивает туристов необычным переплетением природы, истории и самобытности полешуков

Гендиректор Национального парка «Припятский» Степан Бамбиза: «Меня радует, что наши традиции и культура не умирают»

У ЕГО гендиректора Степана БАМБИЗЫ получилось это сочетание пустить в дело с пользой для региона. Первый фестиваль «Зов Полесья» изменил жизнь не только самих Лясковичей, которые заметно преобразились за последние годы, но и всего Полесского края. Полешуки с энтузиазмом восприняли идею народного праздника и рады участвовать в нем. Не будет преувеличением сказать, что сегодня о Лясковичах знают во всех уголках Беларуси и за ее пределами.


— Степан Николаевич, Припятский край всегда привлекал туристов — неповторимая природа, уникальные культурные традиции. Но «Зов Полесья» стал своего рода импульсом для развития и еще больше раскрыл туристический потенциал этого места…

— Да, это так. Проведу параллель: на первом фестивале мы приняли около 6 тысяч человек, на втором — в три раза больше. Последний праздник и вовсе побил рекорд — 25 тысяч туристов! Цифры говорят сами за себя — фест стал брендовым. Реклама — дело, конечно, полезное, но срабатывает и всем известный метод сарафанного радио: те, кто уже бывал на полесских гуляньях, делятся впечатлениями, рассказывают об увиденном во всех красках. Так вместо одной семьи на фестиваль в следующий раз едут две, три, а потом и целые автобусы гостей. 

Самое главное для меня как для руководителя то, что «Зов Полесья» закрепился именно за нашим нацпарком. У нас появился свой праздник, который привлекает много туристов, в том числе из-за рубежа. Как полешука меня радует, что благодаря этому фестивалю наша культура, традиции не умирают. Согласитесь, сегодня остается все меньше людей, которые ткут, плетут корзины и лапти, кладут печи и владеют другими народными промыслами. Но благодаря подобным форумам эти знания, умения живут и передаются молодому поколению.

— У современной молодежи свои представления об отдыхе и развлечениях. Чем их может зацепить аутентичный праздник?

— Новизной и естеством. Для горожанина тот же ткацкий станок или гончарный круг уже диковинки, многие знают о таких приспособлениях лишь из курса истории. Национальный быт, уклад постепенно уходят. Мы же с помощью фольклорных ансамблей, штучных мастеров об этом напоминаем. Если немного отойти от праздника и посмотреть на туристов и гостей нацпарка в целом, могу сказать, что наметилась определенная тенденция. Стал развиваться так называемый ностальгический туризм. Что это значит? Молодежь интересуется своими корнями, узнает о местах, в которых жили деды и прадеды, и хочет посмотреть на их родину. Принимаем у себя гостей из Москвы, Санкт-Петербурга, которые приезжают именно с этой целью. Да, пусть в тех же Лясковичах у них уже не осталось родственников, но они все равно едут, чтобы вернуться к истокам. 

— «Зов Полесья» для нацпарка — событие знаковое, но ведь нужно думать и о дне насущном. Чем заманиваете гостей в нефестивальные даты?

— Фестиваль — очевидный и все же нечастый повод приехать в Национальный парк «Припятский». Однако есть немало и других причин вернуться сюда, что люди и делают. В месяц принимаем больше тысячи гостей. В основном они интересуются охотой, рыбалкой и экологическим туризмом в том числе. Маршруты построены таким образом, чтобы гости могли изучить уникальный животный и растительный мир в его первозданном виде, послушать природу. Принимаем иностранцев-экологов, которые интересуются нашим природным богатством. Взять хотя бы птиц — у нас их более 200 видов, из них шесть десятков занесены в Красную книгу. Это, к примеру, луток, большой подорлик, беркут, авдотка… Уверен, многие даже не слышали о таких. А в «Припятском» их изучают.

В разные времена года нацпарк смотрится по-разному, и по-иному его нужно преподносить. Весной, например, когда разливается Припять... Зрелище захватывающее, считай, целое море на полесской земле. Для рыб здесь рай — разливы не только место для подготовки к нересту, но и огромные водные пастбища. Еще у нас удивительные пойменные леса. За тысячи лет они приспособились выживать затопленными, иногда до шести месяцев в году. Величественные дубы, ясени, вербы и ольха дают возможность гнездиться и жить птицам, формируется своеобразная растительность и насекомые. 

Речные круизы по Припяти — обязательный пункт программы. Теплоходы, катера, баржи — все на ходу, каждое из средств передвижения можно использовать в туристических целях. Прогулочные теплоходы, например, своего рода мини-гостиницы — там могут разместиться до 10 человек. Кстати, планируем расширять канал, куда причаливают суда, чтобы им было удобно заходить на пристань круглый год. Вместе с тем задумываем еще один проект — музей под открытым небом на берегу Припяти. Своеобразный полуостров станет местом для прогулок и уединения.


— Степан Николаевич, вернемся к «Зову Полесья». Очевидно, что масштабный проект повлиял и на экономическое развитие этой территории?

— И заметно. Сам местный житель, помню, какими Лясковичи были в 90-х годах прошлого столетия. Ничем не примечательная деревушка, только что красивая, здесь природа точно не поскупилась. А за последние годы фактически создана новая инфраструктура. Лясковичи стали одним из лучших агрогородков в стране, своеобразной деревней будущего. К нам приезжают молодые люди, которые устраиваются в нацпарк, местное хозяйство КСУП «Агро-Лясковичи». Они видят, что здесь можно жить — есть прекрасная современная школа, детский сад, банк, почта, кафе и ресторан. Эти объекты поддерживаем.

В то же время стараемся не стоять на месте. В скором времени, например, в полутора километрах от Лясковичей в лесном массиве, где некогда была стоянка людей, заканчиваем реконструкцию древнеславянского городища. Своеобразный развлекательный центр объединит в себе сразу несколько функций. Здесь будут сочетаться история, природа, животный и растительный мир, кухня. Эта зона станет местом для отдыха с детьми, которые смогут познакомиться со сказочными персонажами. На одной площадке деревянные скульптуры Бабы Яги, Змея Горыныча, на другой — добрые Лесовики. На месте городища разместится жилище полесского Кудесника, который будет «наставлять» гостей. Зимой комплекс вполне может быть резиденцией Деда Мороза. Эта же зона станет сафари-парком. По маршруту в 7 километров на паровозике либо пешком гости смогут познакомиться с дикой природой. На 270 гектарах, которые окружают городище, высокая концентрация зверя — там много подкормочных площадок. В течение месяца зона отдыха должна заработать. 

В следующем году займемся строительством жилья. Молодежь приходит, нужно где-то размещаться. Поэтому еще один проект — 24-квартирный дом для молодых специалистов. 

— О «Зове Полесья» говорят не только как о фестивале, где представлена самобытная культура, но и как о гостеприимном празднике. Это особенность полешуков — радушно встречать гостей?

— Лясковцы, как называют себя местные жители, действительно открытые и гостеприимные. Вспоминаю случай с прошлого фестиваля. Литовская делегация решила, что на праздник съехались одни родственники: люди встречались, хлопали друг друга по плечу, обнимались. А это обычные жесты знакомых, которые, к примеру, живут в разных деревнях и давно не виделись. Поэтому литовцы и подумали, что на фесте все сплошь свояки. По сути, так оно и есть, корни ведь у нас одни — полесские. Каждый, кто хоть раз побывал в этих краях, смог убедиться в нашем гостеприимстве. Щедрая душа и открытое сердце — все для гостей.

— Какое событие «Зова Полесья» ни в коем случае нельзя пропустить туристу?

— Сам международный фестиваль этнокультурных традиций «Зов Полесья». Выделить какое-то выступление или коллектив сложно. Каждый ведь готовится, вкладывает силы и душу, привозит на праздник свой национальный колорит, он близок к тем истокам, которые дали жизнь всем нам. Фестиваль за годы своего существования стал одним целым. 

— Спасибо, Степан Николаевич, за беседу!

bizyk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter