— С марта 2022-го фиксировалось снижение цен на основные виды продовольствия — от зерновых до сахара, мяса или молока. Но такая позитивная тенденция сегодня сменилась на противоположную. Чем это вызвано?
— Безусловно, Беларуси как крупному экспортеру глобальный рост цен выгоден, чего не скажешь о населении большинства стран. Согласно опубликованному июньскому прогнозу ФАО, в нынешнем году цены на основные виды продовольствия стабилизируются. Что же касается стоимости продуктов питания в торговой сети, то на нее влияют многие факторы — от изменения налогов и таможенных пошлин до подорожания энергоносителей, которые затрачиваются на их перевозку и переработку, а также аппетитов менеджмента самих магазинов. Впрочем, в Беларуси Президент ограничил торговлю в излишнем повышении цен на социально значимые группы продтоваров. В Евросоюзе цены на продовольствие сейчас выше, чем до коронавирусной пандемии. Частично это следствие непродуманных санкций стран коллективного Запада: им приходится использовать более дорогие сжиженный природный газ и удобрения, а также отказаться от дешевого экспорта сельхозпродукции из Беларуси и России.
— На рынке продовольствия складывается непростая ситуация, вызванная экспортными и логистическими ограничениями и геополитической нестабильностью. Это осложняет решение многих проблем в международном масштабе и в отдельных странах.
— В долгосрочной перспективе цены на продукты питания не могут снижаться, поскольку объем пахотной земли в мире постепенно уменьшается (расширяются территории городов), а численность населения пусть медленно, но растет. Улучшается и качество питания: мясо-молочная революция в Азии. К тому же число голодающих благодаря различным гуманитарным программам ООН стабилизировалось. Поэтому на снижение стоимости продуктов питания надеяться не следует. При этом геополитика и транспортная логистика тоже вносят свой вклад в эту тематику. В случае если бы Евросоюз покупал белорусские удобрения и нефтепродукты, ресурсная составляющая в их цене снизилась бы весьма значительно.
Часто говорят, что для большинства стран «игра в озеленение» энергетики ухудшает их экономическое положение. Это верно лишь отчасти: Китай показывает, что можно стать мировым лидером по альтернативной энергетике и при этом держать на приемлемом для большинства населения уровне цены на продовольствие.
— Цены на энергоносители в Евросоюзе в нынешнем году выросли на 0,3 %. Потребительская инфляция — за вычетом продуктов питания и энергоносителей (индекс CPI Core) — в еврозоне в мае ускорилась до 2,9 %. В апреле показатель был 2,7 %. Как это влияет на жизнь населения Европейского союза?
— Хорошая жизнь в ЕС уходит в прошлое. Страны Европы все больше отстают в развитии от США и Китая. Этому способствовала недальновидная политика разрыва экономической интеграции с Союзным государством Беларуси и России: вместо того чтобы продвигать НАТО в Украине, странам Запада следовало бы пойти на ее нейтральный статус, сделав из Украины и Беларуси мост между Россией и ЕС, а также вместе успешно конкурировать с США. Увы, в ущерб экономическим выгодам победила примитивная идеология: сегодня ресурсы Евросоюза направляются на вооружения, а не на поддержку фермерских хозяйств, что ведет к недовольству населения ЕС и росту политического влияния правых партий на выборах.
Кормить не только себя
— У нас в стране обеспечена продовольственная безопасность. Почему этой теме уделяется большое значение на государственном уровне?— Вопрос продовольственной безопасности для нашей страны находится в исторической памяти народа: ранее мы всегда питались плохо. В средние века население белорусских земель долго не могло достичь уровня в один миллион человек, затем трех миллионов и так далее. Более трети детей не выживали, в том числе от недоедания. Здесь не хватало хлеба для 90 % населения — крестьян. И только менее 10 % шляхты жило сносно. Крепостное право на белорусских землях, введенное Казимиром Ягайловичем, экономически было очень жестким: до пяти дней в неделю крестьянин работал на панских землях, а за два оставшихся дня почти ничего не успевал на своей волоке. Плюс постоянные войны. Да и в 50-е годы прошлого века я помню, как в нашу деревушку приезжал грузовик и на семью из четырех человек давали две буханки черного хлеба, изредка один килограмм сахара (на неделю). Для меня, обычного школьника, полдник состоял из двух ломтиков хлеба, пересыпанных сахаром. Позднее наша республика стала поставщиком свинины и говядины для нужд СССР, однако на канадском зерне урожайность у нас была вдвое ниже нынешней.
В 1995-м Александр Лукашенко обьявил для Беларуси приоритетом номер один продовольственную безопасность. Для принятия такого решения имелись веские основания: на белоруса приходится 60 соток пахотной земли, а в среднем в мире — 18 соток. Значит, мы должны кормить не только себя, но и другие страны, что мы и научились успешно делать.
Так, согласно отчету ФАО, Беларусь и в 2024 году сохранит третье место в мире по экспорту сливочного масла (после Новой Зеландии и стран ЕС), четвертую позицию по экспорту сыра (после Евросоюза, США и Новой Зеландии). Это принесет нашей республике около 8 миллиардов долларов экспортной выручки. Таким образом, белорусское сельское хозяйство сегодня — один из успешных секторов национальной экономики, опережающий IТ-сектор по валютным поступлениям почти в три раза.
ЦИФРЫ
♦ Сельское хозяйство Беларуси формирует 7 % ВВП;
♦ В АПК страны создано более 250 тысяч рабочих мест;
♦ В 2023 году экспорт белорусской сельхозпродукции составил 7,93 миллиарда долларов;
♦ Свыше 80 % экспортных поставок приходится на рынок Евразийского региона.
savostenko@sb.by