Его традиционно отмечают и сотни тысяч белорусов, проживающих сегодня в России. Как живется им, чем дышится? Насколько востребовано сегодня исторической наукой изучение истории диаспор? Есть ли интерес у нынешних студентов и аспирантов МГУ к истории стран ближнего зарубежья, в частности Беларуси? Об этом и многом другом — в интервью «СОЮЗу».
Оксана Солопова: Потенциал российской белорусской диаспоры оказался востребован на самом высоком уровне.
— Оксана Вячеславовна, сколько же сегодня белорусов проживает в России?
— Согласно данным Всероссийской переписи населения России 2010 года, 521 443 человека. И это самая крупная белорусская диаспора в мире. Правда, среди белорусской диаспоры России бытует мнение, что белорусов в России миллион, даже полтора миллиона. С чем связаны такие представления? Во–первых, с тем, что белорусы России — активная часть российского гражданского общества, нас немного, но сколько проектов реализуется! Во–вторых, с тем, что в этих проектах принимают участие не только белорусы, родившиеся в БССР или РБ, но и те, кто имеет белорусские корни во втором, в третьем поколении и белорусами себя считают не всегда; и те, кто когда–то жил или служил в Белоруссии; и те белорусы — граждане РБ, кто временно живет в России; и, конечно, наши друзья — представители других народов. Эти и другие факторы питают представления о том, что белорусов де–факто больше, чем де–юре. Давайте дождемся Переписи населения 2020 года и посмотрим, но, думаю, российских белорусов действительно окажется больше полумиллиона.
— И как живется белорусам на Руси? Бытует мнение, что диаспоры — это только национальные танцы, промыслы, веселье... Но ведь зачастую представители диаспор берут на себя функции народных дипломатов, выстраивая диалог с властью?
— Белорусам на Руси и в Союзном государстве жить хорошо и даже замечательно! Но когда мы говорим о народной дипломатии, разве сохранение в диаспоре фольклорных, промысловых, пищевых традиций не есть громкая народная дипломатия в самом высоком и правильном понимании? Не надо далеко ходить за примерами — мы же видим, каким мощным дипломатическим фактором стала «Калинка–малинка» у нас в России сейчас, в дни чемпионата мира по футболу!
Впрочем, сводить деятельность диаспор только к этнокультурной традиции, — этого недостаточно!
Сегодняшняя российская белорусская диаспора оказалась востребована на очень высоком уровне. Председатель ФНКА «Белорусы России» Сергей Кандыбович является членом президиума Совета при Президенте РФ по межнациональным отношениям, членом Экспертно–консультативного совета при Межведомственной рабочей группе Правительства РФ. В этом году Сергей Львович принял участие в заседаниях нескольких сессий Совета ООН по правам человека.
Белорусы активно взаимодействуют с российским Федеральным агентством по делам национальностей, с профильными департаментами правительства Москвы, с белорусским Министерством культуры, входят в состав Общественных палат Москвы и Союзного государства. У нас даже на удостоверении члена ФНКА обращение к властям всех уровней оказывать нам содействие во имя укрепления российско–белорусского единства! И, надо сказать, дважды просить не приходиться — поддержка есть всегда.
— Вы — руководитель уникальной Лаборатории истории диаспор на историческом факультете МГУ. Насколько востребовано сегодня у студентов это направление, в частности изучение истории белорусской диаспоры?
— Лаборатория действительно является уникальной структурой. Здесь изучаются диаспоры России и мира, белорусская — один из наших приоритетов. Здесь из личных архивов представителей национально–культурного общественного движения России и других стран формируется Архив диаспор истфака МГУ. Кроме этого лаборатория стала инициатором создания межкафедральной магистерской программы «История диаспор и миграционных процессов». Мы готовим штучных специалистов в области межнациональных отношений, знатоков этнокультурного многообразия России, национально–культурных реалий и специфики межнациональных отношений в России. Благодаря контакту и взаимодействию с федеральными и региональными национально–культурными автономиями мы предоставляем нашим ребятам возможность практики в общественных организациях и государственных структурах. Невероятно интересным в этом плане стал опыт изучения белорусской диаспоры мира. Например, в этом году были защищены магистерские диссертации о землячестве белорусов Израиля и сохранении белорусской народной традиции в белорусских организациях.
— Мы беседуем накануне национального праздника Беларуси, а это и день освобождения Минска от фашистских захватчиков. Знаю, что в 2015 году вы с коллегами были удостоены высокой награды — Премии Правительства РФ за социально–просветительский проект «Память о Великой Победе как культурно–историческое наследие современного общества». Продолжается ли он?
— Одна из национальных черт белорусов — умение прирастать новым, не теряя старого. Конечно, наш проект продолжается! Под руководством лидера белорусской диаспоры России Сергея Кандыбовича вышло издание «Петр Машеров. Эпоха и судьба. К 100–летию со дня рождения», в которое вошли статьи и воспоминания о жизни и деятельности этого выдающегося советского и белорусского политического деятеля. И у нас есть еще один исключительный межнациональный проект «Вера и верность». Белорусы России в рамках этого проекта привезли в маленькую белорусскую деревню Погост Житковичского района Гомельской области и ветеранов ВС России и Беларуси, и работников МИДов двух наших стран, и ведущих ученых наших передовых университетских и академических центров, и поисковиков, и поэтов, и музыкантов, и волонтеров, и членов других диаспор, и общественников, и студенчество... И всех нас третий год приводит сюда память о Великой Отечественной войне, любовь к малой родине, любовь к общей Родине.
В третий раз мы проводим здесь конференцию, посвященную вопросам патриотического воспитания в рамках Союзного государства. Ведь Союзное государство — это еще и проект единого славянского пространства! В этом его важнейшая реперная точка, его несомненная и особая значимость. Между родными, бывает, разное случается, но мы вместе. Нашу общую славянскую языковую основу, общие элементы культуры не надо доказывать — они видны невооруженным глазом! Мы родные по крови наших отцов! Это бесценно, это нельзя утратить или сделать предметом спекуляций. История не прощает тех, кто от нее отказывается или ею манипулирует. Так что без защиты нашей общей истории никак...
Ольга Герасименко