Сон за рулем — кошмар автомобилиста. Непосильная дрема, кажется, лишь на миг заставляет прикрыть глаза. Но этого хватает, чтобы произошла авария. Тенденция устрашает: количество таких ДТП не идет на убыль, несмотря на появление все новых и новых гаджетов, призванных держать водителя в тонусе. Что же делать, чтобы дорога не убаюкивала?
Полет с эстакады
37-летний минчанин Сергей более 10 лет работал водителем-дальнобойщиком, крутил баранку относительно свежего тягача Volvo. Работа, признает сегодня мужчина, была денежная — за одну “петлю” по СНГ можно было “поднять” несколько тысяч долларов. Правда, для этого приходилось хорошенько потрудиться. Ребята, что и говорить, жадничали. Хотя у нанимателя в автопарке было три фуры, их обслуживали только два водителя. О дополнительном напарнике, с которым пришлось бы делиться барышами, и слышать не хотели. Ну а работодателю, по большому счету, было все равно, каким образом и через сколько рук груз будет доставлен по назначению, главное, чтобы это происходило быстро и без происшествий. Сергею несколько лет везло. “О режиме труда и отдыха, сами понимаете, мы слышать не хотели, — вспоминает мужчина. — Тем более что “шеф” на подобные нюансы прикрывал глаза. Была устная договоренность — штрафы за это нарушение платим из собственного кармана. Мы были не против. Это считалось текущими расходами, которые вполне “отбивались” переработками”.Везение — птица вольная, сегодня она в руках, а завтра на прощание лишь крылом махнула. Исчерпал лимит удачи и Сергей. В тот злополучный майский рейд выехал без отдыха:
— Я просил нанимателя предупреждать о командировке за пару дней, чтобы была возможность подготовиться. Но в тот раз вечерний звонок оказался неожиданным: “Завтра утром грузишься и летишь на Россию”. А я в Гомеле у друзей! Делать нечего, собрался и выехал в Минск. Дома был в три часа ночи. Рейс — в 6.00. Пока прошел обязательные процедуры мед- и техосмотра, пока загрузился... В общем, хватило меня до полуночи, чуть-чуть не дотянул до границы.
Монотонная, пустая дорога, убаюкивающий свет фар. 30-тонного “шведа” Сергея потянуло в сторону, он пробил ограждение развязки и полетел вниз с эстакады:
— У меня черепно-мозговая травма, считай, отделался легким испугом. Но фура — в хлам. Груз — в хлам. Потом почти год без работы: рваться за большими деньгами больше не хотелось, а найти “чистого” перевозчика — еще постараться нужно, во всяком случае, мне это долго не удавалось.
Автобус едет по полю
Из сводок ДТП. Июньский вечер, Дзержинский район. 46-летний водитель служебного фургона Ford Transit едет по крайней правой полосе трассы Р-1 в сторону столицы и сталкивается с припаркованной на обочине машиной с пятью пассажирами в салоне. Четыре человека госпитализированы, один из них вскоре скончался. Во время следствия виновник ДТП признался, что уснул за рулем. На суде добавлял, что перед выездом в рейс чувствовал сонливость, но от работы все равно не отказался — хотел зарекомендовать себя перед начальством.Через месяц — ДТП на дороге Р-4 Барановичи — Ляховичи, в результате которого два человека попали в реанимацию. 37-летний водитель легковой машины уснул за рулем, выехал на встречную полосу и “поймал” микроавтобус. В августе семья на минивэне возвращалась в Гродно из Украины. Водитель за рулем провел более суток, отсюда и трагедия: уснул. Машина вылетела в кювет. Из пяти пассажиров минивэна двое были госпитализированы, а еще один погиб на месте.
Начало осени. Жительница Ляховичского района ехала из Барановичей. На мгновение глаза закрылись... “Ситроен” выехал на встречную полосу, зацепил пытавшуюся увернуться от удара легковушку и закувыркался в кювете. Уснувшая попала в реанимацию.
Октябрь. МАЗ-54329 с полуприцепом на трассе Р-43 (граница РФ — Кричев — Бобруйск — Ивацевичи) протаранил дерево. В преддверии Нового года в Кировском районе 56-летний водитель фуры уснул во время движения, вырулил на встречную полосу и превратил в груду металлолома УАЗ. Дальнобойщик попал в больницу, водителя менее габаритной машины, увы, спасти не удалось.
В ночь на 10 февраля неподалеку от Островца по пути из Вильнюса в Минск опрокинулся в кювет рейсовый автобус Ecolines. Дело было на абсолютно прямом участке дороги. Комфортабельный Neoplan выехал на обочину и прямиком под откос. К счастью, все остались живы. Пока ведется разбирательство, говорить о точных причинах такого поведения автобуса еще рано, но находившиеся на борту пассажиры в один голос твердят, что водитель, похоже, уснул.
Ecolines давно зарекомендовала себя как серьезная, дорожащая репутацией компания. Но и у нее бывает всякое. Например, в июле на территории Украины автобус белорусского перевозчика съехал в кювет. “Водители поменялись после границы. Первый пошел спать, второй за рулем вырубился, — вспоминает один из пассажиров. — Открываю глаза, а автобус едет по полю. Получается, мы проехали встречную полосу и съехали в кювет. Женщина крикнула водителю: “Держи руль!” Через месяц под Оршей по пути из Киева в Таллин “отличился” еще один автобус Ecolines. Перевозивший туристов из Молдовы, России и Украины (всего 53 человека) транспорт под утро врезался в световую опору и опрокинулся в кювет. В больницу доставили 12 пассажиров. По мнению следствия, водитель опять-таки уснул за рулем.
Почему это происходит? Я попытался связаться с руководством компании. “К сожалению, по данному вопросу Вы можете связаться только с директором. Он будет доступен после 5 марта”, — лаконично ответили на письмо “с той стороны” официального электронного почтового ящика.
На территории нашей страны зарегистрированы и успешно работают десятки, если не сотни перевозчиков. И все они действуют в едином правовом поле, где, по идее, должен царить режим труда и отдыха. Но на поверку выходит, что временами поистине кровью писаные правила слегка “задвигаются”. Причины — самые разные. Это может быть банальная нехватка кадров. Или неразумная экономия. Или же безалаберность самих водителей.
Кому какие законы писаны?
Причины разные — итог один, говорит начальник управления контроля автомобильного транспорта Транспортной инспекции Минтранса Иван Алисейко. В прошлом году за нарушение режима труда и отдыха было привлечено к ответственности чуть менее 5 тысяч человек. Из них около 4,5 тысячи — шоферы-международники, часто граждане другой страны, работники зарубежных компаний. “Местные” попадались менее 200 раз:
— Что касается режима работы водителей, правила безопасности для международных и внутриреспубликанских перевозчиков регламентируются разными законодательными актами. У нас — постановлением Министерства транспорта и коммуникаций № 82 “Об утверждении Положения о рабочем времени и времени отдыха для водителей автомобилей”, которое, в свою очередь, завязано на Трудовом кодексе страны. Международники подчиняются в первую очередь ЕСТР — европейскому соглашению, касающемуся работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки. Мы стараемся максимально унифицировать обе нормы, но нюансы пока что остаются.
Одно из отличий — в техническом оснащении транспорта. В международном сообщении все “борта” комплектуются специальными контролирующими устройствами — тахографами. Прибор в реальном времени фиксирует активность водителя — находится ли он за рулем, движется или стоит, принимает пищу, отдыхает или меняет колесо. В общем, особо не забалуешь. В Беларуси с учетом относительно коротких маршрутов такие устройства экономически нецелесообразны и не являются обязательной нормой. Факт нарушения отдельно взятым водителем режима труда и отдыха чаще всего выявляется по совокупности косвенных признаков, говорит Иван Алисейко. Это могут быть отметки в путевых листах, сведения с площадок динамического взвешивания, отмеченные по времени “приветы” камер фото- и видеофиксации и так далее.
Может быть, именно из-за подобных законодательных “люфтов” некоторые нарушения у нас и выявляются уже постфактум, когда гром грянул? В качестве примера можно рассмотреть резонансное октябрьское ДТП с участием маршрутного такси неподалеку от Воложина на трассе Минск — Гродно. 46-летний водитель Mercedes-Benz Sprinter вез 15 пассажиров, не справился с управлением и влетел в бетонное ограждение. Один пассажир погиб на месте. Второй скончался в больнице. Сам шофер, а вместе с ним 13 пассажиров, включая двух малолетних девочек, были госпитализированы. Предварительно маршрутчик казенно “не учел дорожно-транспортную обстановку” (на участке трассы шел ремонт). Все обстоятельства трагической аварии еще выясняются. Но кое-что известно доподлинно, говорит Иван Алисейко. А именно — имел факт нарушения шофером того самого режима труда и отдыха:
— Он в 6.00 прошел медосмотр. А в аварию попал вечером. Причем до окончания перевозки было еще далеко. То есть работал явно больше положенного по закону времени (смена не должна длиться более 12 часов, причем каждые 4 часа предполагается отдых). Возможно, именно усталость стала решающим фактором в трагедии.
Кто знает, может быть, тахограф или иной подобный прибор, который способен контролировать передвижения шофера, а то и вовсе беспристрастно глушить двигатель, помог бы избежать беды? Остается лишь гадать.
— Страшнее всего, что привлеченный к административной ответственности за нарушение режима водитель приходит на “разбор” и начинает эмоционально оправдываться: “За что меня штрафуют? Я 20 лет за рулем, все вижу, все контролирую, никогда не отвлекусь и тем более не усну!” — говорит представитель Транспортной инспекции. — При этом они не осознают — из-за усталости ЧП рано или поздно случится. Это дело времени и везения. Ведь суть здесь не в мастерстве. И не в силе воли. Это физиология человека.
Опасность кожей чувствуют
Поделюсь своей историей. Я вез семью с морского побережья в столицу. За рулем (сто раз каюсь!) — явно больше положенных 12 часов. В один прекрасный момент стал принципиально анализировать свое состояние. Так, руки на руле. В зеркале заднего вида — зеленый микроавтобус. Впереди, далеко, у горизонта, светит фонарями какой-то кроссовер. Слева — поле, справа — лес. Глаза — широко открыты... А потом почувствовал, как бешено лупит по плечу и зовет жена. Оказалось, я спал, а сознание в это время коварно пыталось адаптировать сновидение к реальности.Так что же такое сон? Об этом беседа с доктором медицинских наук, профессором, заместителем директора по научной работе Института физиологии НАН Беларуси Владимиром Кульчицким:
— Мнение, что сон необходим для отдыха мозга и организма человека, — некорректно. Во время сна в организме и в мозге происходят сложные процессы. Накопленная за день информация за счет деятельности гиппокампа “раскладывается по полочкам” в различных отделах мозга, происходит аналитическая работа. Усиливаются метаболические процессы.
— Как переход от сна к бодрствованию отражается на реакции водителя?
— Момент пробуждения влечет за собой некоторые рефлекторные, не поддающиеся контролю действия. Это может быть зевота, потягивание. Часто — вздрагивание в результате активации двигательных зон мозга. Очнувшись после кратковременного провала в сон, водитель может неосознанно изменить траекторию движения автомобиля. Последствия известны.
— Правда ли, что сон может длиться секунды, а уснувшему кажется, что идут часы или даже дни? Как бороться с сонливостью?
— Здесь много индивидуальных особенностей, отражающих темперамент, характер человека, уровень его образования, профессию, интеллект, пол и так далее. Для кого-то достаточно нескольких минут дремоты, чтобы восстановить сосредоточенность и продолжить работу. Другим без полноценного сна — никак. Именно поэтому универсальных способов борьбы с сонливостью за рулем (бытует мнение, что достаточно подремать 10—15 минут на рулевой колонке) быть не может.
Ночной звонок
Многие современные автомобили комплектуются системами, помогающими шоферу бороться с сонливостью. Например, специальные датчики видят дорожную разметку и в случае необоснованного отклонения транспортного средства от оси движения заставляют вибрировать руль. Тем самым выводят водителя из задумчивости. Впрочем, многие водители к подобным штучкам относятся с изрядной долей скепсиса. А зря. Сегодня нехватки в антисонных устройствах нет, причем некоторые из них стоят совсем недорого. Например, специальная гарнитура против сна крепится на ухе и реагирует на наклоны головы вперед и вбок, а также клевание носом. Если прибор заподозрит, что вы уснули, — издаст пронзительный писк. Стоит устройство на рынке от 15 рублей. Но вот работает ли в полевых условиях? Как говорится, лучше не проверять. Есть гаджеты и дороже. Умный браслет, к примеру, с помощью датчиков измеряет частоту сердцебиения и проводимость кожи. При опасном изменении этих параметров начинает вибрировать. Стоит около 400 рублей. Есть кольца. Есть шапки. Но, как говорят пользователи, этих промышленных “игрушек”, они зачастую срабатывают, когда сна ни в одном глазу.Но пока что, признают автомобилисты, это все полумеры, волшебной таблетки (или гаджета) от сонливости не существует. Остается действовать дедовскими методами.
57-летний минчанин Александр Березняк, считай, живет за рулем. Минимум раз в неделю — поездка к престарелой матери в Дрогичин. Каждое лето — семейный вояж по странам Западной Европы. Исколесил необъятную Россию, не раз бывал в Скандинавии. 18 лет назад попал в аварию: вглядывался в ночную трассу, на миг, казалось, прикрыл уставшие глаза — кювет... Но выжил. После этого, говорит, выработал для себя свод правил “экстренного пробуждения”:
— Сон на 10 минут не помогает — как встряхнулся, так и обратно провалишься. Кто-то исповедует беседы с пассажиром, но осознанный диалог отвлекает внимание от дороги. То же касается и громкой музыки — за ней можно не услышать посторонние звуки в подвеске, к примеру. Более действенное средство — умывание холодной водой. Сегодня с этим просто, кран можно найти на любой заправке или в придорожном кафе. Еще лучше — короткая, но активная зарядка. Достаточно марш-броска вокруг машины — три-четыре круга, и бодрячком! Но, главное, это, конечно, выспаться перед дорогой. Иначе сон сморит. И тут уже никакие водительские хитрости не помогут.
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
Сергей Чеботарев, официальный представитель УГАИ УВД Минского облисполкома
• Если вы чувствуете сонливость, остановитесь в безопасном месте и выпейте кофе, зеленого чая, полчаса поспите в машине.
• Перед долгим путешествием хорошенько выспитесь. Здоровый сон должен длиться, по крайней мере, шесть часов, но перед поездкой чем дольше поспите, тем лучше.
• Категорически не рекомендуется ехать в дальнее путешествие после тяжелого трудового дня.
• Выезжайте в то время, когда вы обычно просыпаетесь. На ночь останавливайтесь в гостинице или отеле, не нужно ехать “напролом” день и ночь. Даже если до цели поездки остались “считанные” 100 км, а вы чувствуете усталость, лучше остановитесь, поспите и с новыми силами в путь.
• Избегайте вождения в так называемое сонное время суток. Сделайте полуденный перерыв для короткого сна и найдите место для ночлега между полуночью и рассветом. Если нет времени даже вздремнуть, то, по крайней мере, остановитесь и отдохните некоторое время, развейтесь.
• Избегайте насыщенной углеводами пищи, которая может сделать вас сонливым. Вместо этого употребляйте белковую пищу.
• Избегайте препаратов против аллергии, простуды или гриппа, содержащих дифенилгидрамин. Это вещество может провоцировать сонливость.
• При длительных поездках на переднее сиденье посадите бодрствующего пассажира. Он и беседу поддержать сможет, и вовремя заметит изменения в вашем состоянии.
• Откройте окно. Свежий воздух поможет взбодриться. Не включайте печку на максимум. Тепло вызывает дрему.
• Делайте перерывы в поездке, даже если вам кажется, что вы не устали. Выйдите из автомобиля, сделайте несколько глубоких вдохов и разомнитесь, проведите физкультминутку. Особенно важно размять мышцы шеи и плеч, чтобы разогнать кровь и снять напряжение.
ШТРАФНОЙ УДАР
Юрий Важник, председатель правления Белорусской ассоциации экспертов и сюрвейеров на транспорте
— У нас, к сожалению, мало внимания уделяется исследованию проблемы сна за рулем, не анализируются причины нарушений режима труда и отдыха. А ведь проблема — комплексная, и за рубежом ей посвящаются даже глобальные научные исследования, которые, к слову, иногда приводят к парадоксальным, казалось бы, выводам. Например, специалисты по безопасности дорожного движения из Швеции убеждены, что бороться со сном невозможно. Просто некоторые люди физиологически подвержены сонливости больше, и такой водитель может хоть трижды отдохнуть перед рейсом, но все равно его будет одолевать дрема. Еще один неочевидный, но важный фактор, способный снизить риск сонных аварий, — качество дорожной сети и инфраструктуры. Согласно исследованиям, грамотно обустроенные обочины, шумовые полосы разметки, разделительные ограды значительно снижают количество ДТП.
Иное дело те, кто по некоторым причинам — в погоне за дополнительным заработком, стремлении зарекомендовать себя исполнительным работником, боясь быть уволенным и так далее — сознательно нарушает режим труда и отдыха. Сегодня за подобные действия водителю грозит штраф от 5 до 25 базовых величин. При этом организация-наниматель вообще получает лишь предписание об устранении нарушений. С такой системой наказаний и во многом формальным подходам к контролю водители продолжат ездить уставшими при молчаливом попустительстве нанимателя. Нужно значительно ужесточать материальную ответственность за такие поездки. Причем необходимо сделать так, чтобы большая доля ответственности ложилась не на водителя, который является лишь исполнителем, а на организацию, которая позволяет выезжать в рейс уставшим, нарушать графики смен и так далее. Будут ли это просто большие штрафы или иные санкции (например, отказ в страховых выплатах в случае ДТП) — вопрос требует дополнительного изучения.
Россияне несколько лет назад разработали специальную шоферскую кепку. Напичканный датчиками головной убор должен анализировать положение головы “подопытного”. В нашей стране тоже предпринимались попытки создать эффективное устройство против сна. Ученые из Объединенного института машиностроения Национальной академии наук разработали своеобразную систему поддержания работоспособности водителя. Особые датчики должны анализировать физиологическое состояние сидящего за рулем. Принцип уже знакомый — анализ кожи и ее электрического сопротивления.muravsky@sb.by