Парламентские слушания этого года проходят под знаком либерализации законодательства. Весной активно обсуждали снижение наказания за экономические преступления, сейчас на повестке дня — облегченные штрафы за нарушения правил дорожного движения, смягченные правила организации массовых мероприятий, ряд других схожих новаций.
Самый громкий законопроект поступил в Парламент совсем недавно. ГАИ об этом заявляла часто, и вот по предложениям МВД сейчас планируется переработать ряд статей Кодекса об административных правонарушениях. В том числе и тех, которые касаются водителей. К примеру, предлагается за превышение установленного скоростного режима на 30 — 40 км/ч штраф оставить прежним — от 3 до 10 базовых величин. А при превышении на 40 и более км/ч увеличить, наказание может составить от 7 до 15 б.в. Еще один интересный момент. Разработчик документа, а им выступил Национальный центр правовой информации, предлагает отказаться от практики лишения прав за повторное в течение года превышение скорости более чем на 20 км/ч, оставив в качестве наказания лишь штраф.
За невыполнение требований сигналов регулирования, нарушение правил перевозки пассажиров или других ПДД бесправников предлагают наказывать так же, как и водителей, которые создали аварийную обстановку: штрафом от 5 до 20 базовых величин с лишением прав на два года либо без лишения.
Законодатель считает нужным разрешить не наказывать рублем за забытые дома документы. Штрафы за неоформленную страховку также предлагается понизить. Если сейчас размер минимального наказания — 5 б.в., то в будущем, возможно, эта сумма уменьшится до 3 б.в. При нарушении ПДД, за которое могут лишить прав, предлагают забирать только водительское удостоверение, без талона, как практикуется сейчас. Норму про изъятие талона при наложении штрафа предлагается упразднить.
Еще одно предложение — расширить практику ареста авто за езду в нетрезвом виде. Планируется наделить местные исполнительные и распорядительные органы правом вести административный процесс за нарушение правил остановки и стоянки транспортных средств и разрешить отбуксировку таких авто.
Однако в ГАИ подчеркивают: документ — лишь проект закона. В каком именно виде он будет принят, пока неизвестно. Не исключено, что часть из этих норм не войдет в итоговую редакцию.
Андрей Наумович, председатель Постоянной комиссии по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Палаты представителей Национального собрания, рассказал, что этот законопроект поступил в Палату представителей 16 октября. С этого момента началась работа над ним. Проект направили всем заинтересованным структурам. В ноябре в Парламенте для обсуждения соберется специальная группа, которая изучит все поступившие предложения, после чего начнется корректировка законопроекта.
А В ЭТОМ ВРЕМЯ
Украина
После жуткого ДТП в Харькове, когда вылетевший на тротуар автомобиль сбил пешеходов (погибли 5 человек, а 6 получили ранения), МВД Украины решило подготовить предложения по ужесточению ПДД в своей стране.
Речь в Украине в первую очередь идет о снижении максимальной скорости в границах населенных пунктов — с 60 до 50 км/ч. Также предлагается снизить и уровень безнаказанного превышения скорости: до 10 процентов от разрешенной, т.е. до +5 км/ч (сейчас в границах населенных пунктов до +20 км/ч).
Планируется повысить или ввести ряд штрафов за нарушение ПДД:
— за превышение скорости (сейчас 255 гривен — это примерно 19 белорусских рублей в перерасчете);
— за непристегнутый ремень безопасности у пассажиров на переднем и заднем сиденье (сейчас 51 гривна или около 4 рублей — только за переднее сиденье);
— отсутствие специальных детских сидений при перевозке детей до 5 лет (сейчас штраф не предусмотрен, только запрещено перевозить на переднем сиденье детей до 12 лет);
— разговор по мобильному телефону (425 — 510 гривен или 30 — 37 рублей).
Кроме того, прямо сейчас от Рады и кабмина МВД Украины требует окончательного запуска системы фото– и видеофиксации нарушений ПДД на дорогах.
Россия
Новый «кодекс поведения сотрудников дорожной полиции» вступил в силу с 20 октября. В нем подробно прописано, что и как могут делать сотрудники ГИБДД на дороге, как они должны себя вести и как правильно оформлять нарушения и аварии. Среди нововведений: сотрудники ДПС теперь могут останавливать автомобили вне стационарных постов; не выдавать справки после ДТП; выставлять засады на дорогах, но только в особых случаях и в местах с повышенной аварийностью. Новый регламент, по сути, является сводом правил для сотрудников ДПС и носит исключительно технический характер. Теперь водители вместо справок будут получать только копии протоколов или постановлений об административном правонарушении.
isaenok@sb.by
Что изменится для водителей в новом КоАП? (инфографика)
ГАИ приготовила нам новые правила
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.