Гагарин о прошлом, настоящем и будущем военно-воздушных сил Беларуси

На крыло!

Первым делом – самолеты. В определенном смысле это до сих пор правило современных конфликтов. Без господства или безопасности в небе гарантированно обеспечишь себе разве что огромные потери. Белорусские авиаторы оказались готовы к подобному развитию событий. Готовы, что еще важнее, и к дальнейшим изменениям. И это не громкие слова в честь праздника – Дня Военно-воздушных сил, который отмечается в третье воскресенье августа…

Сегодня ВВС страны – мощный, при этом компактный высокоманевренный компонент армии, выполняющий широкий спектр задач. Среди них – защита воздушных рубежей, прикрытие сухопутных группировок, нанесение ракетно-бомбовых ударов по противнику, доставка груза и десанта, патрулирование государственной границы… В летном и винтокрылом строю – образцы, проверенные временем, а также новейшие машины, непрерывно поступающие в истребительную, армейскую авиацию.

А ведь высоты наших ВВС могли остаться – советскими. После распада СССР взоры были обращены на другие похожие по размерам страны, изучалась возможность создания собственной авиации по образу и подобию зарубежных систем. Во второй половине 90-х пришло осознание, что использовать лишь чужой опыт – значит априори отставать, что не соответствует сложившимся традициям летчиков. Белорусские авиаторы решили конструировать собственную взлетно-посадочную полосу для своих войск...

В конце 2001 года, после серии исследований и экспериментов военная авиация Беларуси вошла в состав нового вида Вооруженных Сил — Военно-воздушных сил и войск противовоздушной обороны. Было сформировано и соответствующее командование. Щит и меч оказались в одних руках.

Как раз в этот период время обнажило острую кадровую проблему. Подготовленный в советские времена летный состав уходил в запас. Молодых пилотов приходилось обучать за рубежом, что было непростительно дорого. В этих условиях армейское руководство сделало выбор в пользу формирования собственной школы авиаторов. Обучать пилотов и штурманов начали в Военной академии. К процессу подготовки летчиков оборонное ведомство активно подключило и ДОСААФ. Тем самым в полтора-два раза уменьшились сроки освоения боевых авиационных комплексов. Ми-2, планеры авиаклубов стали первыми летающими аппаратами в карьере пилотов.

2006 год. На лидский аэродром приземляются десять «Альбатросов» – учебных самолетов Л-39. Здесь формируется учебная эскадрилья. На поставленных машинах к тренировкам приступили курсанты.

Точку на этом не поставили. В частях для офицеров разработали ряд новых программ и методик обучения. В небо – через тренажер. Изучив возможности современных программно-моделирующих систем, командование ВВС взяло курс на оснащение ими всех авиабаз.

Следующий виток развития – создание автоматизированных систем управления, таких как «Спрут». В итоге белорусы – фактически первые в мире – научились успешно наводить истребители на крылатые ракеты. Боевые пуски на российском полигоне «Ашулук» это подтверждают, а боевые действия в Украине демонстрируют, сколь важны такие компетенции в современном противостоянии.

Апрель 2007 года. На автомагистраль под Минском приземлились штурмовики Су-25. Белорусы первыми на постсоветском пространстве возобновили практику рассредоточения авиакомплексов с помощью аэродромных участков дорог. К сегодняшнему дню авиаторы выполнили этот элемент подготовки практически на всех типах летательных аппаратов… Задача стала в ВВС будничной, она выполняется даже молодыми пилотами. Опять же Украина показала, сколь важно уметь сохранять авиацию, когда за ней буквально – охотятся.

Время диктует и другие требования к пилотам. Сегодня прежде всего важно уметь противостоять ПВО неприятеля, уверенно работать при использовании противником средств РЭБ, задействовать весь потенциал борьбы с бронетехникой. А потому каждое учебное задание учитывает возможность маневренного выхода из зоны поражения различными ЗРК, полета на малых высотах; всегда определяется порядок действий при повреждении борта, способы эвакуации экипажа. Всё более интенсивно применяются в ходе тренировок и управляемые ракеты по наземным целям.

Одна из новинок – противотанковая ракета «Атака» может поражать все типы тяжелых машин. Активно модернизируется и аппаратура, позволяющая выжить самим летчикам. Широкое применении находит, к примеру, бортовой комплекс обороны «Витебск», который информирует экипаж о воздействии на него средств поражения, помогает избежать опасность в воздухе.

Мощный импульс развития отечественных ВВС был связан с поступлением в ряды железных птиц вертолётов Ми-8 МТВ 5 и самолётов Як 130. Як-130 позволил в том числе качественно подготовить пилотов для истребителей Су-30СМ, также поступивших на вооружение ВВС. Буквально на днях в белорусский строй встали и вертолеты Ми-35М.

Техническое совершенствование идет порой, можно сказать, с глобальным прицелом на безопасность. Так, штурмовики белорусских ВВС недавно адаптировали к возможному применению тактического ядерного оружия. Подобное решение, безусловно, – мощнейший фактор сдерживания угроз нашей стране…

И всё же главной подъемной силой авиации остаются люди. Белорусская земля воспитала немало асов. Среди них – дважды Герой Советского Союза летчик-истребитель Сергей Грицевец, летчик-испытатель Петр Стефановский, Александр Горовец, первый Герой Республики Беларусь Владимир Карват, Герои Беларуси Андрей Ничипорчик и Никита Куконенко… Именно такие люди создали прочный фундамент ВВС, который позволяет авиации развиваться в форсажном режиме.

Константин Гагарин, первый заместитель генерального директора телекомпании «ВоенТВ»
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter