Уже в этом году в нашей стране может появиться единый учет всего жилищного фонда. Документ объединит 113 тысяч объектов. Это все коммерческие дома и квартиры. Будущий законопроект сейчас находится на согласовании в Администрации Президента. Надо сказать, что Александр Лукашенко не единожды поднимал тему арендного жилья. Пока этот рынок развивается медленными темпами. Поэтому исполнительной вертикали власти поставлена задача скорректировать программы строительства, максимально увеличив долю арендного жилья. О том, как выполняется это поручение, в очередном репортаже проекта Агентства теленовостей «На контроле Президента».
Поселок Заслоново.
Елена Лазненко из поселка Заслоново Лепельского района живет в квартире своего родного брата, который уехал в Молдову. Причем прописана она вместе с дочерью в апартаментах, в которых жила еще с бывшим мужем. Но из служебного жилья семье Лазненко пришлось съехать после того, как глава семейства ушел на пенсию. Сейчас никаких вариантов Елене местные власти предложить не могут. Таких, как она сегодня только в Лепельском районе около 1.300 человек. Каждый ждет своей очереди и вынужден снимать квартиры по частным объявлениям.
О том, что достойной альтернативой дорогостоящим вариантам может стать арендное жилье, не раз говорилось на самом высоком уровне. Четыре года назад Александр Лукашенко подписал указ о порядке предоставления жилых помещений коммерческого использования отдельным категориям госслужащих. Основное требование Президента — предоставление арендного жилья должно проводиться исключительно на принципах честности и справедливости:
— Условия однозначны. Работаешь в соответствующей должности — получаешь жилье. Освобождаешь должность — освобождаешь жилье. Любые попытки его (арендное жилье. — Прим. ред.) приватизировать или остаться там жить после выполнения служебных обязанностей недопустимы.
Елена Лазненко и ее дочь Валерия.
С того момента в стране построено 13,5 тысячи арендных квартир. Всего с начала программы возведено уже около 20 тысяч квартир, но в общем жилфонде это лишь каждый 40–й квадратный метр. Очень скромно, учитывая, что спрос на такое жилье весьма велик. Особенно в Минске. Президент снова вернулся к этому вопросу в ноябре прошлого года на республиканском семинаре–совещании о повышении эффективности строительного комплекса:
— Как показывает практика, арендное жилье у нас очень востребовано. Только в Минске на одну такую квартиру 150 и более желающих. Но если есть спрос, почему не строить? Развитие рынка арендного жилья необходимо и для решения вопросов трудовой миграции. Это будет способствовать и привлечению молодых специалистов в малые и средние города.
Начальник управления Министерства архитектуры и строительства Александр Авраменко убежден, что будущее — за жильем коммерческого найма:
— Это прообраз того жилья, которое было при Советском Союзе. Человек получал от государства квартиру и жил в ней долго и счастливо.
Такие квартиры даже переходили по наследству. Главное, чтобы жильцы выполняли все правила, установленные предприятием. Это станет хорошим подспорьем заманить специалистов в глубинку: им предложат работу, а с ней — жилье.
Огромный резерв — строительство жилья для своих сотрудников. Образец такой работы журналисты увидели в Берестовицком районе. Сергей Тарасевич из деревни Массоляны работает водителем уже три года. После свадьбы молодой семье руководство хозяйства обещало новое жилье. Обещанного три года ждать не пришлось, новоселье сыграли очень быстро. Сейчас чета Тарасевичей живет в трехкомнатной квартире со всеми удобствами. В этом году новоселье в хозяйстве отпразднуют еще пять молодых семей. Такая возможность появилась благодаря масштабной модернизации жилого фонда. Здесь рационально использовали уже имеющиеся помещения. Три дома без удобств и с печным отоплением пустовали на протяжении нескольких лет. После перепланировки и подключения коммуникаций получились шесть трехкомнатных квартир. Все работы проведены за счет собственных средств хозяйства. Потратили более 600 тысяч рублей, но оно того стоит.
К сожалению, таких позитивных примеров пока немного. Например, в деревне Уборок Лоевского района 11 коммерческих квартир. При этом в списке нуждающихся — 6 семей. С таким запасом можно было бы раздать по квартире каждому. Вот только состояние этих «апартаментов» оставляет желать лучшего.
Пенсионерка Валентина Якушенко в очереди на арендное жилье стоит уже лет шесть. С супругом и сыном живет в старом колхозном доме, который с каждым годом сдает позиции. В списке претендентов на коммерческое жилье женщина — на первом месте. Но новоселья ждать не приходится. Дело в том, что арендный жилфонд никто не ремонтировал последние семь лет. Прежние квартиранты выселились давно, с тех пор хозяйская рука к домам не прикасалась. Комитет госконтроля был здесь с проверкой в марте прошлого года. Тогда Лоевскому райисполкому предписали привести жилье в порядок и обеспечить его сохранность. В райжилкомхозе ссылаются на отсутствие средств. Однако у начальника отдела Комитета госконтроля Гомельской области Тараса Кривусева свой взгляд на решение проблемы:
— Конечно, найти средства на восстановление всех квартир одновременно невозможно. Но можно делать это поэтапно: определить одну–две квартиры, привести их в пригодное состояние, заселить туда семьи. Плату, которая поступает от граждан, можно направлять на ремонт других квартир.
Подобные нарушения допускались почти во всех районах Гомельской области. В итоге регион недополучил на специальные счета за сдачу арендных квартир более 700 тысяч рублей. Вовремя вмешались контролеры. Деньги перечислены, к дисциплинарной ответственности привлечены 11 должностных лиц.
Подобные ситуации, когда арендное жилье приносит бюджету не прибыль, а лишь дополнительные расходы, не редкость. Речь идет о квартирах, которые строились в качестве подменного жилого фонда и сегодня могли бы сдаваться, но вместо этого пустуют. Только в Минске более полутысячи таких квартир. И каждую нужно не только отапливать, но и время от времени ремонтировать. Во многом неразбериха с госжилфондом возникает в силу отсутствия четкого учета коммерческого жилья. В прошлом году Государственный комитет по имуществу разработал правовой акт, который предусматривает внесение в реестр госимущества всех коммерческих домов и квартир.
— Документ будет содержать в себе сведения о стоимости имущества, его технических характеристиках, о заключенных договорах найма, что позволит усовершенствовать и упростить получение информации, повысит эффективность управления этими жилыми помещениями, — пояснил заместитель председателя Госкомитета по имуществу Вячеслав Абрамов.
Сейчас проект будущего указа находится на согласовании в Администрации Президента. Возможно, когда учет госжилфонда будет налажен, все станет предельно ясно, и контролерам не придется разбираться, почему в Лепельском районе есть 250 коммерческих квартир, но ни в одну из них Елена Лазненко вместе с дочерью заселиться не может. Бесхозные дома просто разрушаются. Такое наследство местное ЖКХ получило от военных, которые когда–то жили в этих домах. После того, как танковую дивизию сократили, многие офицеры уехали из Заслоново. Часть квартир осталась невостребованной. Ремонтировать их для новых жильцов коммунальщики не стали опять же из–за отсутствия средств. Если хочешь — заселяйся и делай ремонт сам. Не хочешь — сиди дальше без жилья. Вот только где обычный житель Заслонова найдет 10 — 15 тысяч долларов на ремонт?
Схожая проблема встречается не только в Лепельском или в Лоевском районах, а практически повсеместно. В итоге тысячи людей вынуждены снимать квартиры по частным объявлениям. Разница в цене более чем внушительная. К примеру, двушка из госжилфонда Минска обойдется в среднем в 50 рублей, в регионах и того дешевле — от 10 до 30 рублей. Понятно, что от такого жилья никто не откажется, тем более молодая семья, у которой каждая копейка на счету.
Жилищный вопрос сегодня актуален для многих молодых специалистов. В сентябре 2018 года в Любани сделали еще один шаг к решению этой проблемы, сдав под ключ новое арендное жилье.
В этом году в стране построят 4 миллиона квадратных метров жилья. Более четверти из них — с господдержкой. 135 тысяч квадратных метров отведены именно под коммерческие квартиры. Для сравнения, в прошлом году возвели 90 тысяч арендных метров. Тем не менее общая цифра остается весьма скромной. Особенно если учесть, что, например, в Швейцарии три четверти арендного жилья, а в Германии — больше половины.
Татьяна Исаева живет в немецком Дюссельдорфе последние три года. На родину возвращаться пока не собирается, но и о покупке квартиры не задумывается. Дело в том, что иметь в Германии свои личные квадратные метры — очень дорогое удовольствие. И дело не только в стоимости жилья, но также в многочисленных налогах и дорогостоящей страховке. В то же время арендатор полностью защищен договором, который предусматривает даже размещение квартиранта в отеле в случае форс–мажора с квартирой.
— Сначала меня это очень удивляло, потому что ипотека здесь выдается всего под 1,5 — 2 процента, — говорит Татьяна. — Но нужно хорошо понимать менталитет немцев. Это очень мобильный народ и для них совершенно нормально получить предложение в городе за 600 километров, собрать вещи и переехать.
Трудовая миграция — еще один плюс, который должен стать приоритетом для строительства арендного жилья в Беларуси. Квартирный вопрос сегодня актуален для многих молодых специалистов. Но мало кто хочет работать в регионах. А ведь если сложить эти два минуса, то можно получить плюс.
Никто не говорит, что уже завтра мы, подобно немцам, будем ездить из города в город, не привязываясь к своему углу. Менталитет — дело тонкое. Но, возможно, кто–то все же задумается: снимать квартиру в столице и отдавать за нее ползарплаты или поехать жить в небольшой уютный городок, где государство тебе предоставит собственный дом за символическую плату. Именно так поступил Вячеслав Астап. Четыре года назад он решился бросить все в родном городе и переехал в небольшой поселок Воротынь Бобруйского района. Здесь познакомился с Еленой. Женился. С этого момента, признается мужчина, у него началась новая жизнь. Да, дом не в его собственности, но ведь главное и не техпаспорт, а семейный очаг, который можно поддерживать и в арендном жилье. Было бы с кем.