В стране утверждена и действует Программа деятельности Правительства на период до 2025 года. В ней отражены основные направления работы по достижению целей, решению задач и реализации положений Программы социально-экономического развития страны на 2021—2025 годы. Ключевая цель — создание условий, обеспечивающих устойчивое экономическое развитие, рост благосостояния и уровня жизни населения. Особое внимание уделено строительству жилья, совершенствованию жилищно-коммунального хозяйства и развитию транспортных услуг. Именно эти вопросы в Правительстве курирует заместитель Премьер-министра Анатолий Сивак. Какие приоритеты определены в данных сферах — на этот вопрос он ответил в интервью «Р».
Четвертый автомобильный мост через Неман в Гродно планируют открыть к июлю. |
Первоочередные задачи
— Анатолий Александрович, перед началом нашего интервью подсчитал, что в должности заместителя Премьер-министра вы уже более 250 дней. Этого времени вам хватило, чтобы полностью погрузиться в вопросы, которые вы сейчас курируете? Ведь сферы эти, надо признать, непростые.
— Если прямо отвечать на вопрос, то да, этого времени хватило, чтобы полностью погрузиться во все вопросы. Дело в том, что отрасли, которые я курирую в Правительстве, для меня не новые. Во-первых, по образованию я строитель и много лет проработал в этой сфере. Что касается транспорта, то я занимал должности начальника Белорусской железной дороги и министра транспорта и коммуникаций. Поэтому со всеми проблемами и вопросами этой сферы знаком не понаслышке. В должности председателя Мингорисполкома приходилось много вопросов решать на местах и в сфере ЖКХ. В Правительстве стало больше работы со стратегическими и прогнозными документами. И мое назначение на должность заместителя Премьер-министра как раз совпало с периодом подготовки программы социально-экономического развития страны на пятилетку, а также утверждением государственных программ, в которые заложены концептуальные изменения. Поэтому, как говорят, времени на раскачку не было.
— Раз мы заговорили о стратегических документах, недавно Правительством утверждена государственная программа «Строительство жилья» на 2021–2025 годы. Какие приоритеты определены в строительной отрасли на эту пятилетку?
— Основной вектор развития строительной отрасли в этой пятилетке — создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека. Данная отрасль как раз и создает эту среду. Поэтому главная задача — повысить качество и доступность жилья. Все ключевые подходы по развитию отрасли, которые сложились в предыдущей пятилетке, сохраняются и в нынешней. При этом добавились и новые. К примеру, в связи с вводом АЭС появилась и активно развивается тема строительства энергодомов. И уже к концу 2025 года электроэнергию в качестве источника для отопления и приготовления пищи должны использовать не менее 30 процентов от введенных домов. Мы постепенно уходим от газа. И эта тенденция только будет нарастать. Но этот процесс во многом зависит от развития и реконструкции энергетической инфраструктуры. Тут тоже предстоит много работы.
На первое место выходит тема зеленого строительства. Речь идет о внедрении технологий, которые в экологическом плане поднимают на новый уровень сам процесс строительства. Поэтому среди важнейших задач — корректировка действующей нормативно-правовой базы в этой сфере. Причем это должен быть динамичный процесс.
Если говорить о конкретных объемах, то в эту пятилетку запланировано ввести 21,4 миллиона квадратных метров жилья. В этом году планируется возвести четыре миллиона квадратных метров, из них с государственной поддержкой — один миллион. Ежегодный объем ввода в эксплуатацию жилья за счет всех источников финансирования планируется увеличить с четырех миллионов квадратных метров в 2021 году до 4,5 миллиона в 2025-м. Рост объемов строительства жилья предполагается как в целом по стране, так и по регионам. Что касается возведения жилья, осуществляемого с использованием государственной поддержки, то его планируется увеличить с одного миллиона квадратных метров в 2021 году до 1,5 миллиона к 2025 году.
Решение квадратного уравнения
— Один из основных вопросов, волнующих будущих новоселов, — цена возводимого жилья. Какие есть резервы по снижению его себестоимости и за счет чего удается соблюдать пропорцию стоимости квадратного метра с господдержкой к уровню средней зарплаты?— Речь должна в первую очередь идти не о снижении себестоимости, а о недопущении ее роста. И это ключевой момент. А достичь этого можно лишь при помощи комплексной оптимизации расходов, применения экономичных типовых решений и соответствующих повторно применяемых проектов. Это то, что уже наработано годами, где эффективность просчитана на стадии проектирования и производства строительных конструкций. Теперь что касается стоимости. Напомню, в 2016 году коэффициент соотношения между средней зарплатой в стране и стоимостью квадратного метра был 1,06. В этом году — 0,81. А в 2020-м — 0,84. То есть мы соблюдаем это правило и регулируем стоимость жилья с господдержкой. Что касается непосредственно цены вопроса, то за первый квартал 2021 года стоимость квадратного метра с господдержкой составила 1067 рублей. Чтобы соблюсти соотношение в этом году, о котором я говорил выше, мы не должны превысить цифру 1152 рубля.
— Президент неоднократно подчеркивал: необходимо увеличивать фонд арендного жилья в стране. За счет чего этого можно добиться? И рассматривается ли возможность привлечения частных застройщиков к возведению такого жилья?
— Мы видим, что потребность в таком жилье постоянно возрастает. Если раньше люди сначала искали жилье, а потом работу, то сейчас происходит все наоборот. И арендное жилье — наилучшее решение. Эту тему будем динамично развивать. Надо сказать, что сегодня такое жилье активно строится. Мы уже вышли на цифры 120–130 тысяч квадратных метров в год. На эту пятилетку запланировано построить более 750 тысяч квадратных метров арендного жилья. Безусловно, мы хотели бы, чтобы такого жилья строилось больше. Для этого государство создает определенные стимулы. И распоряжением Премьер-министра создана межведомственная рабочая группа, перед которой поставлена задача по формированию нормативной базы для осуществления строительства и эксплуатации арендных домов и жилых помещений. И в первом полугодии эта группа должна выработать конкретные предложения. Поставлена задача сделать так, чтобы строительство такого жилья было интересно для застройщиков. В том числе и частных.
Основной вектор развития строительной отрасли в этой пятилетке — создание комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека.
— Недавно в Смолевичах прошло совещание по развитию городов-спутников. Рассматривались разные вопросы — от упрощения и удешевления строительных норм до определения приоритетных для застройки территорий. Как дальше будут развиваться города-спутники и какие условия создаются для будущих новоселов?
— Мы уже давно говорим о городах-спутниках, но эта тема долгое время не двигалась. Драйвером послужил принятый в 2019 году Президентом указ, которым регламентированы все условия направления минчан на строительство жилья в города-спутники и участия бюджета Минска в развитии инфраструктуры. И сегодняшнее движение в Смолевичах показывает, что это достаточно востребованная минчанами схема для решения своих жилищных вопросов и строительства жилья с господдержкой.
Что касается дальнейшего развития городов-спутников, то это будет происходить в соответствии с генеральными планами. Сегодня уже актуализированы генпланы Смолевичей, Фаниполя и Руденска. Очень важно, чтобы решались не только проблемы городской инфраструктуры, но и транспортного сообщения с Минском. Размещая тут людей, мы также должны думать, чтобы их работа была сосредоточена в этом районе. В этой части Смолевичи и Руденск наиболее приемлемы. Там идет развитие промышленных территорий. К примеру, тот же китайско-белорусский индустриальный парк, где могут работать жители Смолевичей.
Капитальный подход
— Что касается капитальных ремонтов. Как показывает практика, население часто ими недовольно — от сроков проведения до качества работ. Каких изменений в этой сфере можно ожидать от Правительства?
— Что касается капитальных ремонтов, то действительно, более 30 процентов жалоб от населения связаны именно с ними. В свое время вносились определенные изменения в документы, регулирующие капитальный ремонт. Но сегодня видим, что и эти подходы должны быть пересмотрены. И такая работа ведется. Планируем в первом полугодии урегулировать все актуальные вопросы. Речь идет в первую очередь о совершенствовании порядка финансирования проведения капитального ремонта жилья. Сегодня действует постановление от 2016 года № 234. И в него будут внесены изменения.
Кроме того, мы вышли на необходимость разработки отдельного технического нормативно-правового акта, который бы регламентировал технические вопросы проведения капитального ремонта.
Сейчас при подготовке техзадания многое отдается на решение эксплуатирующей организации и зависит от наличия средств. Сама идея капитального ремонта заключается в необходимости восстановления соответствующих технических характеристик объектов. И здесь мы видим необходимость наличия соответствующего документа, которым будет руководствоваться проектная организация и в последующем экспертиза при анализе проектно-сметной документации. Такой документ появится во втором полугодии.
— В прошлом и в этом году минчане столкнулись с вопросами обеспечения качественной питьевой водой. Почему так произошло? И когда Минск полностью перейдет на подземные источники воды?
— Что касается последнего вопроса, то это произойдет к концу этой пятилетки. А почему происходят такие ситуации — специалисты списывают на старение и износ сетей. Объективно в последнее время происходит рост порывов сетей. А порывы — это ухудшение качества услуг и самой воды. И от этого страдает население. Но основной вопрос все-таки — в кадрах и просчетах эксплуатационных организаций. Если брать Минск, то пришлось освободить от должности руководителя Минскводоканала.
Грани чистой страны
— Известно, что к 2022 году в нашей стране ни одного мусорного мини-полигона не должно остаться. Расскажите, как будет проводиться работа по утилизации и переработке ТБО?— Если говорить о мини-полигонах, которые надо ликвидировать в этом году, то их осталось 327. И в течение года они будут ликвидированы. В прошлом году их было ликвидировано 270. А всего с 2010 по 2020 годы — 2891 мини-полигон.
Что касается обращения с отходами, то я считаю, что существуют серьезные вопросы с их сортировкой. В частности, есть много нареканий с раздельным сбором мусора. И проблему надо решать концептуально. Мы должны извлекать все виды вторичных материальных ресурсов из твердых коммунальных отходов. Поэтому на первое место необходимо вывести сортировку.
Строительство сортировочных мощностей — наша задача номер один на эту пятилетку. И мы должны сегодня повернуть ситуацию таким образом, чтобы качественная сортировка происходила в любом населенном пункте, а не только в крупных городах. Дальше мы должны извлекать не только то, что перерабатывается. Органику необходимо компостировать. Тем более что сегодня есть потребность использовать компост в том же озеленении. Дальше нужно извлекать то, что невозможно переработать и использовать как топливо. У нас уже реализуется проект в Гродненской области по использовании фракции, которую невозможно переработать в качестве RDF-топлива при производстве цемента.
— Недавно активно обсуждалась возможность сжигания мусора на Минской ТЭЦ-4. Что сейчас с этой идеей?
— Действительно, такая возможность обсуждалась, она остается актуальной и сейчас. Был разработан бизнес-план. Он в определенной мере требует доработки. Его экономика оказалась неудовлетворительной. Потому что была заложена идея везти мусор напрямую на ТЭЦ. Речь должна идти не о сжигании отходов, а RDF-топлива — фракции, которая может быть сожжена. А получение RDF-топлива — это результат работы мусоросортировочного завода. Необязательно, что этот проект будет реализован именно на ТЭЦ-4 в Минске. Пока этот процесс обсуждается и рассматривается с точки зрения экономики.
Важными вопросами для Правительства являются также ремонт и строительство дорог, капитальный ремонт домов, улучшение качества услуг ЖКХ.
Дороги завтрашнего дня
— Что касается строительства и реконструкции дорог. Пожалуй, один из наиболее значимых проектов — реконструкция основной транзитной трассы Беларуси — М-1. Сколько средств планируется потратить на этот проект, планируется ли привлечение кредитных ресурсов и когда начнется реконструкция?— Если говорить о реконструкции трассы М-1, то реализация данного проекта уже началась. Правда, мы все оцениваем реализацию, когда начинаются строительно-монтажные работы. Но этому предшествует еще проектная работа. И идет именно этот процесс. Главное, мы определились, что хотим сделать. Это будет автомагистраль бесперебойного движения. У нас таких дорог нет. И в этой части мы уже определились. Речь идет о сумме 1,9 миллиарда долларов. Протяженность дороги составит 610 километров. Что касается источников — это кредитные средства. Никто сегодня не строит за счет бюджета такие проекты. Сейчас ведутся переговоры с различными банками на эту тему. Что касается практической реализации, то приступить к этапу строительства планируется во второй половине 2023 года.
— Как будет развиваться сеть платных дорог в стране?
— У нас выработан подход, что после реконструкции дорогу делаем платной. Этот принцип будет и далее соблюдаться. На сегодня протяженность таких дорог уже составляет 1787 километров. До конца пятилетки мы еще добавим около 200 километров платных дорог.
— Есть ли у Правительства планы по дальнейшему привлечению инвесторов к реализации проектов в сфере транспорта?
— Отмечу, что в части инвестиций транспортная отрасль занимает ведущие места в стране. Грузоперевозками занимаются в основном частные компании. Международные и нерегулярные перевозки также в руках частников. А это все инвестиции в отрасль. Что касается авиации, мы раньше не имели возможности без ограничений принимать большие воздушные грузовые суда. Сегодня эту проблему сняли. И общаясь с представителями белорусского авиационного сектора, слышу о планах покупки больших грузовых самолетов частными компаниями. Это опять же развитие и инвестиции. Нам хочется, чтобы в аэропортовую деятельность приходил частник. Речь идет о развитии региональных аэропортов. И мы приглашаем туда частного инвестора. Для этого сейчас создаем все условия, в том числе законодательные. Активно приходит инвестор и в железнодорожный транспорт. Речь о собственниках грузовых вагонов. Причем о тысячах.
sichevich@sb.by