В суде Гомельского района сегодня начались слушания по уголовному делу гражданина Франции Жолана Вийо. 24-летний иностранец, следуя из Беларуси в Украину, при себе имел патрон к огнестрельному оружию. За то, что своевременно не задекларировал и не обозначил запрещенный груз при пересечении границы, его и задержали, возбудив уголовное дело. Сегодня во время допроса молодой человек заверял: «Я был уверен, что эта «пуля» - сувенир». Со слов обвиняемого, именно так ему преподнес патрон польский друг.
Зал заседания не смог вместить всех желающих представителей прессы наблюдать за процессом. Те, кому не хватило места, остались в коридоре. Процесс для районного суда по градусу внимания беспрецедентный. Из Франции на суд приехал родной брат обвиняемого Гийом. До начала заседания он рассказал, что о случившемся узнал от подруги Жолана. После держал связь с братом через адвоката. Признается, вся семья в шоке. Ведь никакого криминального прошлого в биографии у Гийома нет. Вот уже шесть лет он живет в Лондоне, куда уехал, чтобы состояться как дизайнер мужской одежды. Пока же работал менеджером в обувном магазине, участвовал в съемках фильма, много путешествовал… Здесь же в суде и белорусская приятельница обвиняемого Татьяна Мурашко, у которой он остановился, когда приехал из Литвы в Минск. По ее словам, познакомились во время путешествия в Испании. С тех пор поддерживают связь:
- Когда он ныне приехал, ни о каком патроне не рассказывал. Потом уже, после задержания в пункте пропуска «Новая Гута», позвонил, попросив выйти на родных. Кстати, я в соцсетях написала тому самому польскому приятелю Павлу, который подарил Жолану патрон как сувенир, объяснила, что у человека из-за его подарка проблемы, но он не ответил.
Сложности перевода, доверчивость на грани наивности, незнание правил и законов или сознательный ход…Что привело к двусмысленной ситуации, сейчас разбирается суд. На заседании представитель прокуратуры огласила материалы государственного обвинения. Расклад такой. 13 сентября Жолан Вийо приехал из Литвы в Беларусь. 21 сентября из Минска он добрался до Гомеля ночным поездом. Утром был на пункте пропуска «Новая Гута». Госграницу пересекал пешком. При таможенном досмотре у него изъяли патрон. Экспертиза показала: боеприпас дееспособный и подходит к огнестрельному оружию. Подобные действия, независимо от количества боеприпасов, законодательством очерчиваются четко и подпадают под статью Уголовного кодекса.
Своей вины гражданин Франции не признал. Через переводчика изложил собственную трактовку истории, которая парню, похоже, запомнится надолго. Накануне, будучи во Львове, он познакомился с двумя парнями Павлом и Игорем. На него они произвели приятное впечатление: первый снимал смешные ролики, второй делал более серьезные вещи, близкие к науке. Вместе они приехали в Польшу, где и живут молодые люди. Он остановился у них в трехкомнатной квартире. На следующий день, когда Жолан уже прощался с новыми друзьями, Павел подарил ему «пулю», сказав, что это сувенир:
- Его приятель Игорь еще засмеялся. Мол, мы с тобой знакомы тысячу лет, а ты мне таких подарков не делаешь.
В суде француз заверял, что раньше боеприпасы видел только в кино. Военной подготовки в колледже или армейской службы в его биографии не было. Поэтому положил подарок в карман рюкзака, предназначенный для сувениров, и отправился в Литву. На вопрос судьи: «Как вы доверились людям, которых знаете чуть больше суток?» обвиняемый пожал плечами:
- Я много путешествую автостопом. Доверяю людям. Такая моя природа - доверять. Раз он сказал, что сувенир, значит, так и есть.
При пересечении литовско-белорусской границы патрон не показывал. Говорит, просто не пришло в голову. А когда прибыл на белорусско-украинскую, то соврешенно бессознательно выбрал красный коридор («там было много людей») и вспомнил о сувенире лишь тогда, когда сотрудник Гомельской таможни спросил, везет ли он запрещенные предметы: оружие, боеприпасы, наркотики.
- Я уточнил на английском: «Можно ли считать боеприпасом пулю?» Но по виду сотрудника таможни я понял, что он не разобрал моих слов. Жестами мне показал, что надо достать то, о чем я говорю. Тогда я вынул патрон вместе с другими сувенирами. По-моему, был браслет, пробка от сидра, который я выпил в Будапеште. И патрон, который я показал: «Вот мой сувенир». После этого пулю забрали, а далее я был задержан.
Один из сотрудников таможни, допрошенный на заседании, инцидент описывал так. Он дежурил, когда пограничник подвел гражданина Франции для таможенного досмотра. Пояснил:
- У нас есть понятие рисков. Возможно, поводом стал внешний вид молодого человека. В общем, его борода…
Процедура проходила в красном коридоре. При выборе такого способа пересечения границы гражданин обязан предъявить декларацию и товар. Однако молодой человек этого не сделал. Таможенник уточнил на английском, везет ли он запрещенные предметы, перечислив основные. По его словам, иностранец отреагировал так:
- Он улыбнулся и покачал головой. Мой уровень английского, к сожалению, низкий. Поэтому я жестами попросил показать перевозимое в рюкзаке. При этом парень что-то говорил, но я не понял его фразу. После достал патрон и произнес: «Вот сувенир». Далее я действовал по инструкции, которая прописана в таких ситуациях, вызвав руководство. Мое мнение: умысла в действиях молодого человека не было. Если бы он хотел спрятать патрон, то не стал бы доставать его сразу, как только я попросил открыть рюкзак и показать вещи. Но ему нужно было перед въездом в зону пограничного и таможенного контроля ознакомиться с правилами их прохождения. Стенды информации в пункте пропуска доступны. Выбрав красный коридор, который, к слову, внешне обозначен, он должен был соблюсти действующие в этом случае требования. Нарушение допущено. Но, скорее всего, неумышленно. По всей видимости, о патроне он забыл и вспомнил, когда его об этом спросили.
В суде адвокат заявил ходатайство об освобождении обвиняемого под залог и гарантии его белорусских приятельниц на время слушаний. Суд прошение отклонил. Процесс продолжится 17 ноября, но уже в зале областного суда, где больше возможностей для размещения желающих принять участие в процессе.