Экскурсия по Припяти и обед на станции: наш корреспондент провела день в зоне отчуждения ЧАЭС

Фрагменты застывшего времени

На этой неделе исполнилось 32 года со дня катастрофы на ЧАЭС. Сегодня мы завершаем наш спецпроект, посвященный этой печальной дате. Наши читатели смогли узнать о том, какую медпомощь оказывают людям в зараженных районах, как живут и развиваются регионы, которые первыми попали под удар радиации, а еще из первых уст услышали о подробностях событий тех дней. Пришло время отправиться в зону отчуждения, благо сегодня это сделать не так сложно — достаточно просто записаться на экскурсию. Агентств, организующих такие поездки, немало, но заказывать все нужно заранее, так как попасть в зону можно только по пропуску.

Город Припять уже больше трех десятков лет назад застыл в советском прошлом.

Зона для всех

Сбор группы туристов, которые отправятся в Припять из Киева, начинается за полчаса до выезда — в 7.30 по местному времени. Гид лет тридцати скрупулезно проверяет паспорта вновь прибывших, выдавая каждому по дозиметру. Раньше Тимур Задорожный ходил нелегально в зону, исследуя заброшенные дома и окрестные леса. Но со временем решил устроиться в туркомпанию гидом.

— Среди вас есть радиофобы? — интересуется Тимур у попутчиков. — Сразу хочу предостеречь. За один день в чернобыльской зоне вы получите примерно такую же дозу облучения, как за час полета на самолете. А это в 160 раз меньше, чем доза при флюорографии, и в 3600 раз меньше, чем за одну компьютерную томографию всего тела. Скажу так: я в среднем двадцать дней в месяц провожу в Припяти, и со здоровьем нет никаких проблем.

Конечно, здесь есть «пятна», где дозиметры начинают бодро накручивать цифры. Однако уровень радиации, который способен развить в живом организме острую лучевую болезнь, скрыт лишь под массивными железобетонными стенами саркофагов. Сегодня их два. Первый объект «Укрытие» построили над развороченным реактором еще в 1986-м, сразу после взрыва. Второй соорудили в ноябре 2016 года во избежание рисков разрушения старой конструкции.

В бывшем детском садике в селе Копачи радиация превышает норму в 3—4 раза.

Стремительно пересекаем контрольно-пропускной пункт «Дитятки», который ограничивает въезд в 30-километровую зону. Скорее всего, регистрация без проволочек была обусловлена мобильностью нашей группы — всего шесть человек вместе с гидом. За пару минут до отправления из Киева пять американцев отказались от экскурсии. Кстати, среди коллег по путешествию, кроме моей подруги-белоруски, оказались возрастной историк из украинской провинции, русскоговорящий голландец и 30-летняя эмигрантка из Украины. Наибольшей популярностью туры по Чернобылю пользуются у немцев, англичан и американцев. А вот славяне настроены скептически к подобному «развлечению».

За экстремальную экскурсию я отдала 64 доллара, плюс 10 долларов — аренда дозиметра. Это цена с учетом скидки, которую украинские туркомпании предоставляют белорусам как наиболее пострадавшим от трагедии на ЧАЭС. Остальные иностранные граждане платят порядка ста долларов за однодневный тур по Чернобылю. Двухдневная экскурсия стоит около 250—270 долларов, а трехдневная — около 320. Кстати, наши предприниматели также предлагают поездки в зону отчуждения. Один день при выезде из Гомеля в среднем обходится в 220 белорусских рублей.

Когда природа отыгрывает свое

За КПП нам по пути больше не встречаются стремительные легковушки. Здесь как будто все замерло когда-то давно и оказалось лишь случайным образом запечатлено на ветхой картинке. Хотя и по сей день в разных уголках зоны отчуждения проживают более сотни самоселов — жителей, не пожелавших бросать свои хаты. Перед глазами развертывается совершенно другая, параллельная жизнь. Вот волк стремительно бросился в густоту деревьев, испуганный шумом двигателя. Вот недалеко от дороги троица красавцев оленей лакомится растительностью, а на залитой солнцем поляне пасется целое стадо диких лошадей Пржевальского.

В бывшем селе Копачи то и дело встречаем разрушенные деревенские домишки, а в центре этого некогда людного местечка стоит бывший детский садик. В нем радиация превышает норму в 3—4 раза. Специфики атмосфере упадка придают разбросанные одноглазые, безногие и безрукие, а то и вовсе безголовые куклы. Жуть, одним словом…

Второй саркофаг над четвертым реактором соорудили в ноябре 2016 года во избежание рисков разрушения старой конструкции.

Дальше мы отправляемся в советское прошлое. Чуть больше трех десятков лет назад в городке Припять можно было запросто остановиться в гостинице «Полесье», купить продукты и товары в центральном универсаме, а вечерком поднять с друзьями-знакомыми рюмку-другую в местном ресторанчике. Сейчас здесь царят покой и запустение. Здания развалены ходом времени и... любителями металлолома. Мурашки по коже от одного взгляда на ржавые аттракционы в местном парке развлечений. За столько лет никто не демонтировал металлическое «Чертово колесо» и машинки из «Автодрома». Уровень радиации на них, судя по приложенному дозиметру, превышает норму в сто раз.

Дальше — больше

Изрядно устав и получив массу впечатлений, мы отправились на обед в столовую прямо на территории ЧАЭС. Ничего удивительного: хоть атомная станция сегодня и не вырабатывает киловатт-часы электроэнергии, здесь повахтенным методом работают люди — они выводят станцию из эксплуатации. Таких специалистов более 8 тысяч. За пять долларов (и здесь уловка для туристов) нас накормили на ура: борщ, пюре с нежной куриной отбивной, компот с булочкой. Полный советский комплект — вкусно и сытно.

Кстати, с середины апреля туристов стали впускать и внутрь объектов электростанции. За 2700 гривен, а это около ста долларов по нынешнему курсу, каждый желающий сможет прогуляться по знаменитому «золотому коридору», который проходит через все энергоблоки. А бонусом новой программы станет кормление хлебом трехметровых сомов.

Основные узлы радиолокационной станции после аварии демонтированы.

Конечно, за один день в зоне отчуждения получилось лишь поверхностно ознакомиться с окрестностями. Почтив минутой молчания погибших при ликвидации аварии на ЧАЭС у тематического памятника при выезде из Чернобыля и пройдя дозиметрический контроль, каждый в своих мыслях мчится в Киев. На тот момент я решила: обязательно вернусь сюда, чтобы побывать на станции, пообщаться с ликвидаторами и самоселами и, конечно же, увидеть тех самых мифических чернобыльских сомов.

veronulas@sb.by


Фото автора
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter