Занятия в вузовских лабораториях и посещение предприятий — чем еще занимаются ученики инженерных классов

Формула творчества

Сегодня в стране более шести тысяч школьников обучаются в инженерных классах. Для сравнения: в прошлом году цифра была гораздо ниже — 2,5 тысячи. Минская гимназия ордена Трудового Красного Знамени № 50 в числе первых учебных заведений воплотила идею создания таких классов в жизнь. Инициативу поддержали и дети, и родители.

Александр Лукашенко: 

— Мы должны в ускоренном формате провести научно-техническую революцию. Поэтому развитие инженерной отрасли для нас — стратегическое направление, которое определит будущее Беларуси. Мы не можем остановиться, тем более отстать. И поэтому вкладываем и будем вкладывать средства в развитие перспективных технических направлений: робототехнику, наноэлектронику, сложные самообучающиеся системы и другие.

27 сентября 2024 года, на встрече со студентами вузов инженерно-технического профиля в формате «Открытый микрофон» в БГУИР.

В этом учебном году выпускники инженерных классов смогут поступать на соответствующие специальности в вузы без экзаменов.

Возвращение к истокам

— Наше учреждение образования открылось в 1954 году. Начали функционировать политехнические классы с углубленным изучением математики и физики. Поэтому мы, по сути, вернулись к тому, с чего все начиналось, — к нашим истокам, — рассказывает директор гимназии № 50 Лола Пахомова.

Инженерные классы здесь появились в прошлом учебном году. Сложностей с их открытием не возникло. 

— В гимназии уже были созданы все условия для открытия классов такой направленности — это и высококвалифицированные педагоги, материально-техническая база, роббо Лаборатория, которая функционирует у нас три года. Поэтому в прошлом учебном году два десятых класса перепрофилировались в инженерные, — отмечает директор.

Работа на портфолио

Сегодня в школе четыре таких класса — два 10-х и два 11-х. В чем же их специфика, помимо изучения математики и физики? 

— Все учащиеся данного профиля раз в неделю посещают двухчасовой факультатив «В мире техники и технологий». Его суть — познакомить детей с инженерными специальностями, показать, по каким из них готовят вузы и как это происходит, — говорит Лола Карловна. — Факультатив оказался очень востребованным, так как большинство ребят имели расплывчатое понятие о том, кто такой инженер и чем он занимается. А ведь такие специалисты есть в разных сферах — машиностроении, энергетике, экологии и так далее. Поэтому дети благодаря занятиям взглянули на профессию иначе. 

В среднем дважды в месяц ребята бывают либо на практических занятиях в университетах, либо на предприятиях. 

— Мы заключили договоры о сотрудничестве с БНТУ и БГТУ. Таким образом, двери этих вузов для наших детей всегда открыты. Что касается БГТУ, на базе инженерного класса у нас есть группа химико-биологического профиля, — рассказывает куратор инженерных классов, заместитель директора по учебной работе Елена Перченкова. — В лабораториях дети занимаются различными проектами, практические занятия ведут вузовские преподаватели. 

Задача практических занятий — помочь ребятам с портфолио. Его выпускники инженерных классов покажут на собеседовании при поступлении в вуз. Им не придется сдавать ЦТ. К слову, в этом учебном году впервые можно будет воспользоваться данной льготой. 

Одиннадцатиклассница Ксения Титова вместе с командой в прошлом году начала разрабатывать проект, цель которого — создать идеальные условия для роста растений: 

— Так как я учусь в инженерном классе в химико-биологической группе, мы решили сделать проект, где совместим биологию и инженерию. Использовали гидропонный метод — это способ выращивания растений на искусственных средах, не в почве. Поместили в контейнер и установили датчики, которые регулировали свет, подачу воды. Нам помогали преподаватель БГТУ и ученый Республиканского центра экологии и краеведения. 

Одиннадцатиклассница Ксения Титова активно занимается проектной деятельностью.

К слову, Ксения — одна из тех, кто в прошлом году целенаправленно перевелся из другой школы, чтобы попасть в инженерный класс 50-й гимназии: 

— Здесь коллектив единомышленников. Атмосфера очень творческая. Что касается поступления, планирую выбрать профессию на стыке биологии и инженерии. 

Одноклассница Ксении Александра Нехведович тоже строит весьма амбициозные планы. Она уже получила предложение о выделении целевого места от УП «Мингаз» благодаря своему проекту, разработанному в Национальном детском технопарке:

— Сейчас планирую попасть еще на одну смену в технопарк, две по направлению «инженерная экология» я уже прошла — очную и дистанционную. Моя цель — получить рекомендацию, которая даст возможность для льготного поступления. Помимо этого, у меня будет льгота как у выпускницы инженерного класса с довольно приличным портфолио. 

Цифра растет

Координирует работу инженерных классов в стране Белорусский национальный технический университет. Начальник Центра развития инженерного образования и организации учебного процесса БНТУ Татьяна Канашевич отмечает, что в нашей стране существенное значение для развития экономики имеет подготовка инженерных кадров: 

— С 2023/24 учебного года в республике открыты инженерные классы, обучаясь в которых 2,5 тысячи учащихся знакомились с особенностями инженерной деятельности и условиями работы современных инженеров. Активно в эту работу включаются и университеты: организуют и проводят на своей базе практические и профориентационные мероприятия. На сегодня классов и групп инженерной направленности в стране уже 581. Открытие инженерного класса в школе или гимназии в первую очередь определяется заинтересованностью учащихся. 

Увидеть воочию

«Школа — вуз — предприятие» — основная формула работы инженерных классов. Десятиклассники 50-й гимназии этот учебный год начали с посещения завода «АТЛАНТ». Экскурсию ребятам проводил директор предприятия Дмитрий Иванович Харитончик. Одиннадцатиклассник Ярослав Ерошевич отмечает, что в прошлом году их классу удалось побывать на «Горизонте», съездить в Жодино на БелАЗ и в Островец на БелАЭС. 

— Уже намечен план поездок и на этот год. Уверена, ребята будут под впечатлением. Не стану раскрывать всех маршрутов, — говорит Лола Карловна. — Детям важно показывать, куда они могут пойти работать, что собой представляет то или иное предприятие, какую продукцию оно выпускает, какой соцпакет предоставляет сотрудникам. Это важно для молодого человека. 

Егор Лапоухов вместе с напарником разработал проект «Умный дом», который был представлен на международном форуме «ТИБО-2024».

yankovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter