А вот заработать очередной победный дубль у команды «Мерседес» на этот раз не получилось. Вторым на финише был Себастьян Феттель, вынудивший пилота немецкой «конюшни» Вальтерри Боттаса довольствоваться в Монте-Карло лишь третьим местом. Судя по итоговому протоколу, именно гонщик «Феррари» прервал серию успешных выступлений «Мерседес». Но на самом деле виновником «осечки» финского пилота был не Феттель, а … Макс Ферстаппен. Голландский «хулиган» стал главным героем нынешнего Гран-при Монако, если оценивать его выступление по полученному им званию «Гонщик дня» и по тому, как агрессивно лидер команды «Ред Булл» боролся со своими соперниками, пытаясь улучшить свою позицию.
Льюис Хэмилтон на параде гонщиков
Возмутитель спокойствия
Не сумев вклиниться между гонщиками «Мерседес» на стартовой прямой и в первом повороте, Ферстаппен тем не менее не оставил мысли побороться с «серебристыми стрелами» за победу. И он не отпускал Боттаса, словно приклеившись к корме машины финского гонщика, в ожидании какой-либо ошибки от соперника, чтобы тут же броситься в атаку. Но поскольку на самой трассе такой возможности не предоставилось, Макс решился на атаку в самом необгонном месте – на пит-лейне!Макс Ферстапен - Гонщик дня
Когда на 11-м круге для обеспечения условий маршалам по уборке обломков на трассе появилась машина безопасности, лидирующая группа гонщиков срочно поехала в боксы для смены шин. Вальттерри пришлось несколько секунд ждать, пока механики «Мерседес» обслужат машину его напарника. Это сократило до минимума отставание от него Ферстаппена. И когда механики выпустили финна с новыми шинами, то его машина поравнялась с боксами «Ред Булл» именно в момент возвращения в гонку болида Макса. Голландец оказался на какой-то метр впереди и решил этим воспользоваться, чтобы опередить соперника. Правда, сделал он это в грубой манере, фактически оттолкнув машину Вальттери в бетонный порог ограждения безопасности. Аварии удалось избежать, но при касании «Мерседес» с бетонным элементом ограждения было проколота одна из шин.
Себастьян Феттель впервые в сезоне финишировал вторым
Боттасу на следующем круге пришлось снова заезжать в боксы. Ему повезло еще, что прокол был, как говорят гонщики, «медленным», и финскому пилоту удалось не только проехать на приспущенном колесе целый круг, но и остаться в группе лидеров. Конечно, благодаря присутствию сэйфети-кара на трассе, который естественно вынуждал пилотов ехать в медленном режиме. Единственный, кто смог воспользоваться этим незапланированным пит-стопом Вальттерри, это был Себастьян Феттель. Он вышел на третье место, на что в иной ситуации в Монте-Карло немецкий чемпион рассчитывать не мог.
Феттель предпочитает идти своим путем
Фактически оставшиеся 67 кругов превратились для пилота команды «Феррари» в гонку сопровождения с просмотром «вживую» фильма о борьбе Ферстаппена и Хэмилтона.
Рассмотрев инцидент на пит-лейне, стюарды сделали вывод, что голландец был виновником столкновения, не оставив сопернику достаточно места на траектории. Макса наказали 5-ю секундами штрафа. А поскольку пит-стопов уже больше не было, то вместо отбывания штрафного времени на пит-лейне, оно было просто добавлено к итоговому результату пилота «Ред Булл». Именно этот факт создал интригу всей дальнейшей гонки для группы лидеров.
На контроле перед боксами ФИА
Зная о наложенном на голландца штрафе, для Феттеля важно было просто удержаться на третьем месте в интервале менее 5 секунд, чтобы быть на подиуме на второй ступеньке. И если вдруг дуэлянты впереди ошибутся, то может быть даже и выиграть гонку. Но такого шанса соперники Себастьяну не подарили. В итоге во время награждения немецкий чемпион получал кубок не из рук самого князя Монако, а от его супруги. Традиционно, именно принцесса вручает награды за второе место.
В свою очередь Вальттерри Боттас старался также удержаться в 5-секундном интервале от Ферстаппена, чтобы заслужить право на награждение. Только уже за 3-е место. Навязать борьбу лидеру команды «Феррари» финскому пилоту так и не удалось. Рассчитывать на возможность успешного обгона в Монте-Карло можно лишь при наличии значительно более быстрой машины. Да и то, в любой момент при совершении обгона есть риск, что более медленный соперник останется на идеальной траектории, и тогда без контакта совершить обгон не удастся. А любой контакт на этой «тесной» городской трассе, да еще с нынешними «покрупневшими» в размерах машинами, это слишком большая вероятность аварии и схода. Потому и превращаются зачастую гонки в Монако просто в гонки преследования со сдачей пилотами экзамена на технику вождения.
Вот только Макс Ферстаппен отказался следовать этой сложившейся традиции, и до последних метров дистанции продолжал активно атаковать машину Льюиса Хэмилтона. Давненько не припомнят здесь зрители такого прессинга на лидера гонки, тем более, что у «Мерседес» в свободных заездах и в квалификации было заметное преимущество над соперниками.
Болид победителя гонки Льюиса Хэмилтона
Когда к середине дистанции стали изнашиваться шины на болиде действующего чемпиона, он обратился к своему инженеру с вопросом: планируется ли еще один пит-стоп? Но все отлично понимали, что в этом случае, если остальные пилоты из лидирующей группы не поедут в боксы, то Льюис даже не попадет на подиум. Оставалось лишь надеяться, что шины выдержат до финиша.
На предпоследнем круге перед шиканой на выходе из тоннеля Ферстаппен предпринял отчаянную атаку на соперника за счет более позднего торможения. Болид «Ред Булл» передним правым колесом подтолкнул «Мерседес» лидера гонки в заднее левое колесо. Льюису пришлось даже срезать траекторию, чтобы избежать более тесного контакта с машиной «голландского хулигана». Судьи, рассмотрев затем данный инцидент, решили за эти действия никаких мер наказания к Максу не применять. В итоге на финише Ферстаппен хотя и проехал под клетчатый флаг с отставанием от победителя гонки в полусекунде, к подиумному награждению допущен не был. Слишком уж близко держались Феттель и Боттас к лидирующей паре дуэлянтов. Поэтому 5 секунд штрафа отбросили голландца лишь на 4-е место.
Поворот «Раскас»
Однако зрители, в свою очередь, по достоинству оценили усилия голландского пилота, признав его по результатам интернет-голосования «Гонщиком дня». Ведь он действительно был в группе лидеров единственным, кто не хотел соглашаться с положением дел и вел активную борьбу на протяжении большей части гонки, чего не скажешь об остальных. И странное дело, Макс не жаловался на повышенный износ шин, что при нынешнем регламенте явно должно было бы иметь место при постоянном преследовании на таком близком расстоянии машины соперника. И даже сумел доехать до финиша, проехав 65 кругов на одном комплекте покрышек. И именно благодаря голландцу гонка сохраняла интригу до последних секунд, чего не скажешь о традиционно безликих гонках в Монте-Карло, если удается избежать множества аварий или если не пойдет дождь.
Страдания юного Шарля
По правде сказать, единственным конкурентом у Ферстаппена на звание «Гонщика дня» мог быть только Шарль Леклер, успешное выступление которого с нетерпением ждали местные зрители. Но командный мостик «Феррари» совершил ошибку в квалификации, самонадеянно не выпустив монегаска на решающую попытку в первом сегменте. В итоге Шарлю пришлось стартовать с 15-го места. Отдадим должное стараниям пилота скудерии. Имея в своем распоряжении быструю машину и лучше других зная свою домашнюю трассу, он не довольствовался просто пилотированием перед трибунам земляков. Сначала в самом медленном повороте он обогнал «МакЛарен» Ландо Норриса, воспользовавшись небольшой ошибкой британского дебютанта, сместившегося чуть больше обычного перед входом в этот поворот. Затем прямо под окнами пресс-центра и школы, где он учился будучи подростком, Шарль в знаменитом повороте «Раскас» предпринял успешную атаку на «Хаас» Ромэна Грожана. Французский гонщик чуть шире обычного зашел в этот поворот, чем и воспользовался Леклер.Маттиа Биннотто вновь пришлось обхясняться за ошибки командного мостика «Феррари»
Кругом спустя в том же месте Шарль попытался осуществить подобное и с «Рено» Нико Хюлькенберга. Но на этот раз пилоту итальянской скудерии не хватило каких-то сантиметров, чтобы избежать столкновения. Причем, столкновения не с соперником, а с рельсом безопасности, специально выкрашенным в красный цвет, чтобы его было хорошо видно. Этот рельс полукругом обрамляет соединение барьеров ограждения.
Коснувшись рельса, болид «Феррари» потерял сцепление с трассой и, слегка развернувшись, даже остановился, чтобы избежать столкновения. Атака сорвалась, но хуже всего оказалось то, что колесо получило так называемый «медленный» прокол. Почувствуй Шарль это сразу, он бы тут же поехал на пит-стоп к своим механикам. Благо, что это случилось прямо перед въездом на пит-лейн. Но монегаск поехал в сторону последнего поворота и снова выехал на трассу. Когда он заметил прокол, было уже поздно. Шина быстро разрушалась, и ошметки покрышки при движении хлесткими ударами били по корпусу итальянской машины.
Прогулка вдоль боксов в Монте-Карло
Леклер добрался все же до боксов, где ему поставили новый комплект шин, но разрушения днища и боковых понтонов были настолько значительными, что ему после еще двух заездов на пит-стоп все же пришлось прекратить гонку, окончательно уехав в боксы.
Обломки от «Феррари», оставшиеся на трассе, вынудили руководство гонки выпустить «машину безопасности». Ее появление, как уже писалось выше, позволило роль «развлекателя публики» взять на себя Максу Ферстаппену. Удивительное дело, имея в своем распоряжении не самую быструю машину, голландский гонщик тем не менее сумел настолько быть быстрым на трассе Монте-Карло, что едва не сотворил сенсацию. Обгони он в этих условиях по ходу гонки лидера чемпионата и действующего чемпиона, это вошло бы в историю Формулы-1 как исключительный случай. А пока что мы можем констатировать, что талантливый голландец не случайно пользуется такой славой у себя на родине и за рубежом.
По последним данным, в очередь ожидания на приобретение билетов на Гран-при Нилерландов, который вернется в календарь Формулы-1 в первой декаде мая следующего года, уже записалось более 500 тыс. зрителей. Похоже, это будет тот уникальный случай, когда строительство временных дополнительных трибун станет не желаемым событием, а вынужденной мерой.
Грустный Боттас
Финский гонщик, лидировавший на протяжении пятничных свободных заездов, и даже в субботу утром опередивший своего более именитого напарника, наверное, вправе был рассчитывать на более успешное выступление. Но проиграв Льюису дуэль в квалификации, он еще и стал жертвой «хулиганства» со стороны Макса Ферстаппена на пит-лейне. Это вынудило финна пропустить вперед себя не только самого голландца, но и Себастьяна Феттеля.Хотя, по правде сказать, лично у меня большой вопрос по поводу чемпионских претензий Вальттерри. Если Макс на менее быстром болиде по улочкам Монако на протяжении 65 кругов (из 78 на всей дистанции) атаковал Хэмилтона, едва ему представилась возможность вступить с британским чемпионом в дуэльное сражение, то Боттас предпочел отсиживаться позади Феттеля. Какой-либо борьбы между «Феррари» немца и «Мерседес» финна отмечено не было. Благо еще, что Вальттерри не очень сильно отстал от Себастьяна, чтобы остаться в интервале менее 5 секунд от Ферстапена. А то бы и на подиум он заслуженно не смог подняться.
Команда «Мерседес» традиционно поздравляет с победой своих сотрудников шампанским
Так что проявление чемпионских амбиций скорее можно было бы отметить у Ферстаппена и Леклера, чем у Феттеля и Боттаса, хотя последняя пара и пила шампанское на подиуме в Монте-Карло. Мне кажется, финскому пилоту все же не хватает той дерзости и таланта, которые Макс и Шарль демонстрируют регулярно, едва им предоставляется возможность вступить в схватку с соперником, идущим впереди. А без этого, наличия одной лишь самой быстрой машины в пелотоне может и не хватить. Ведь точно такая же есть и у напарника, тем более, что Льюису при прочих равных условиях получить свой очередной 6-й титул будет наверняка проще, чем Вальттерри заработать хотя бы один.
Возможно, осознав такое положение дел, и загрустил поэтому Боттас на подиуме в Монако. Его первая оглушительная победа в этом сезоне, похоже, была лишь радужным обещанием легкой жизни и гладкой дороги к титулу. Реальная жизнь оказалась намного более тернистой.
Квят входит во вкус
На стартовом круге российскому гонщику удалось избежать так называемого попадания « в замес». В целом, весь старт прошел фактически без аварий, что бывает не так часто в Монте-Карло. Но такое спокойствие стоило Даниилу потери двух позиций. Его смог обойти не только Пьер Гасли на более быстром болиде, но и его давний конкурент Карлос Сайнс на своем «МакЛарен-Рено». Оба так и приехали впереди Квята на финиш. Более того, Пьер Гасли под занавес гонки поставив новый комплект покрышек на свой «Ред Булл», сумел даже заработать очко за лучший круг в гонке.Телохранитель рядом с Льюисом был замечен и в Монако
Не просчитайся потом инженеры «Рено» и «Хаас» со временем пит-стопа для своих пилотов Риккиардо и Магнуссена, так и остался бы Квят на 9-й позиции, на которой он оказался в конце первого круга. Но гонка есть гонка. Это сочетание многих факторов, как случайных, так и планомерных. В итоге Даня финишировал 7-м, его напарник следом за ним. Благодаря такому успеху, «Торо Россо» обошла по набранным очкам в Кубке конструкторов команду «Рено» и сравнялась даже с американской «Хаас».
Сам же Квят переместился на 12-е место в личном зачете. Надеемся, что теперь, когда он вошел во вкус успешных выступлений, он сможет действительно порадовать своих болельщиков своим возвращением в Формулу-1. Тем более, что судя по темпу нынешние болиды «Торо Россо» вполне заслуживают место , по меньшей мере, в середине пелотона, а не в аутсайдерах.
Фото автора