«Формула-1». Гран-при Испании. «МакЛарен» и «Мерседес» быстры, но все равно побеждает Ферстаппен

Чтобы побеждать «Ред Булл», одной победы в квалификации недостаточно. Нужно еще уметь затем хорошо стартовать в гонке и не совершать ошибок, лидируя в ней. Вот такие выводы напрашиваются в качестве рекомендаций Ландо Норрису («МакЛарен») и Джорджу Расселу (Мерседес»), которые имели возможность победить на этом Гран-при Испании. Но увы! Седьмой раз в этом сезоне победу одержал Макс Ферстаппен, увеличивший в личном зачете отрыв от своего ближайшего преследователя до 69 очков.

Победитель Гран-при Испании Макс Ферстаппен

Мгновения старта мы ждали с традиционным волнением. Даже не будучи за рулем самого болида, при приближении машин к первому повороту, где я по давней, уже годами отработанной привычке занимаю свое скромное место для фотосъемки, всегда чувствую, что адреналин переполняет мои кровеносные сосуды. В этот раз даже без аварии в первом повороте на стартовом круге события развивались стремительно и интересно.

В то время как Норрис пытался перекрыть траекторию Ферстаппену, Джордж Рассел сумел обойти не только своего напарника, но и лидирующий дуэт выясняющих между собой отношения пилотов. Ландо все же оставил место действующему чемпиону, не решившись на полное выдавливание Макса за пределы трассы на стартовой прямой, чем частенько грешит сам голландец, стартуя с поула. И поэтому за счет чуть более позднего торможения пилот «Ред Булл» сумел обойти «МакЛарен», победителя квалификации. Пришлось, правда, ему слегка прогуляться правыми колесами по траве, но его «Ред Булл» хорошо справился и с этой задачей. Обычно в подобной ситуации соперники оттормаживались и пропускали Макса Ферстаппена вперед без боя, когда тот стартовал с поула. Но сам голландец не был бы Максом, если бы согласился уступить. Он готов был рисковать ездой в стиле «ралли» по траве, только чтобы не дать кому-то опередить себя.

Джордж Рассел впереди, а 4 соперника пытаются пройти все вместе первый поворот

Когда после второго круга можно было задействовать систему подвижного крыла, то Ферстаппен в конце стартовой прямой вплотную приблизился к лидирующему Джорджу Расселу. И в этот момент британец допустил ошибку. Он почему-то сместился со своей оптимальной траектории внутрь поворота, и действующему чемпиону не составило никакого труда принять чуть левее, чтобы по наружному радиусу обойти соперника. Осталось ощущение, что пилот «Мерседес» растерялся в это мгновение и выбрал самое худшее решение. Макс явно не ожидал такого «подарка», но не преминул воспользоваться ситуацией. Выйдя вперед, Ферстаппен фактически обеспечил себе лидерство на всю оставшуюся гонку и саму победу. По статистике, на этой трассе за последние 20 лет победы в 15 случаях одерживали обладатели поула. Нынешний Гран-при стал очередным исключением. Но, по сути, Макс вернул утерянное в субботу на квалификации преимущество, чтобы оставшиеся 64 круга гонки сохранять свои шансы на победу.

Анализируя эти события уже после гонки, как в «Ред Булл», так и в «МакЛарен» стратеги команд согласились между собой, что судьба гонки была фактически решена даже не на третьем круге, когда Ферстаппен обогнал в первом повороте Джорджа Рассела. Победу себе Макс гарантировал во время обгона Ландо Норриса в первом повороте на первых секундах Гран-при. Ведь по темпу машины «Мерседес» уступали и чемпионам, и «МакЛарен». И обгон немецкого болида был лишь вопросом времени. Не на третьем, так на четвертом круге «Ред Булл» все равно оказался бы впереди. А вот если бы из первого поворота на стартовом круге впереди выехал обладатель поула, то он сумел бы оторваться от Ферстаппена за два круга более чем на секунду. А значит, Макс не смог бы активировать помощь в виде DRS. И очень большая вероятность, что до финиша Норрис так бы и остался в лидерах.

Рассел лидирует, Макс Ферстаппен впереди Ландо Норриса

В «Феррари» страсти накаляются

На своем домашнем автодроме Карлос Сайнс наверняка хотел показать все свое мастерство перед своими земляками. На старте оба гонщика итальянской скудерии едва не обогнали Льюиса Хэмилтона. Британский чемпион тронулся с места не лучшим образом. Однако непосредственно в связке первого и второго поворотов Льюису все же удалось вернуть себе позицию впереди машин «Феррари».

А вот когда на третьем круге в этом же месте Макс Ферстаппен с удивительной легкостью объехал Джорджа Рассела, то внутрикомандная дуэль пилотов «Феррари» была куда более интересной. Сайнс ринулся в атаку на позиции Шарля Лектера, машины даже слегка соприкоснулись колесами. Это вынудило Карлоса срезать поворот, получив тем самым преимущество над напарником. Все это проходило непосредственно перед моими глазами и осталось запечатленным на камере моего фотоаппарата. Но к моему удивлению, испанец не вернул позицию монегаску. Более того, когда после гонки я пересматривал данный инцидент в пресс-центре при повторной трансляции, то обнаружил, что стюарды даже не взяли его в свое рассмотрение. Странная интерпретация правил.

Третий круг. Ферстаппен легко обошел Рассела еще до аппекса первого поворота

Третий круг — Сайнс срезает поворот, опережая напарника

Опередив напарника, Сайнс долгое время был лидером в дуэте скудерии. Но в заключительной стадии гонки, когда из-за разных тактик у Леклера оказались более быстрые шины «софт» против жестких «хард», которые Карлос получил после своего второго пит-стопа, Шарль сумел вернуть себе лидерство. Правда, речь шла лишь о лидерстве пилотов «Феррари» между собой.

Забавно было слушать переговоры гонщиков скудерии со своим командным мостиком. Сначала Шарль пожаловался на слишком агрессивную атаку Карлоса, но испанец в свою очередь отметил, что Леклер слишком уж часто жалуется на соперников вместо того, чтобы быстрее ехать.

Нельзя сказать, что в «Феррари» имеет место какой-то конфликт между пилотами. Но и друзьями этих гонщиков не назовешь. Тем более что еще с начала этого сезона было объявлено, что команда решила не продлевать контракт с испанцем на будущий год, отдав предпочтение 7-кратному чемпиону Льюису Хэмилтону. В этой обстановке Сайнсу чуть ли не в каждой гонке приходится доказывать свое профессиональное мастерство, чтобы заключить контракт с каким-нибудь другим гоночным коллективом. Ведь до сих пор Карлос так и не определился, что для него будет лучше: уйти в «Заубер», владельцем которой стал немецкий автопроизводитель «Ауди», или отсидеться один сезон до вступления нового регламента в силу в любой другой «конюшне», а потом уже принимать решение по поводу «Ауди»? Немецкие мотористы в «Формуле-1» — новички, а рассчитывать, что благодаря своему бюджету они сразу же создадут конкурентную силовую установку, не приходится. Большие призы помнят приходы крупных автопроизводителей в гонки с немалыми бюджетами. Но это не приносило им сразу же ожидаемых успехов. Например, как это было с «Тойота» и той же «Хонда» в начале 2000-х годов.

Берн Майландер и его сейфти-кар срезают первый поворот на своем первом и единственном круге в этой гонке

В других гоночных дисциплинах «Ауди» весьма неплохо себя зарекомендовала, но «Формула-1» — это все же особенный чемпионат. Тут лишь большого бюджета может оказаться недостаточно для будущих успехов. В рамках Гран-при Испании отец Карлоса, тоже Карлос Сайнс, только с пометкой «старший», провел переговоры и с командой «Уильямс», и даже с командой «Альпине», у которой из-за ухода Эстебан Окона освобождается место в одном из болидов. Но пока окончательное решение не принято. И не ясно, где будет гоняться Карлос в следующем сезоне.

В целом же, если смотреть на зачетную ведомость прошедшей в Монтмело гонки, пилоты «Феррари» как были на стартовой решетке на третьем ряду, так и въехали под клетчатый флаг спустя почти полтора часа увлекательных событий на трассе на 5-м и 6-м местах.

Джордж Рассел уверенно уходит в отрыв

У Джорджа Рассела были шансы победить в этой гонке

«МакЛарен» не обещает спокойной жизни чемпионам

По сравнению с прошлым годом на Гран-при Испании у «Ред Булл» не было уже прежнего преимущества. Сам Макс Ферстаппен признавал, что скорость машин «МакЛарен» выше, чем у австрийских болидов. Правда, не настолько, чтобы легко опережать действующих чемпионов на трассе. Для победы над Ферстаппеном требуется еще и сочетание дополнительных факторов: провести гонку без ошибок и суметь реализовать свое преимущество.

Хотя в данном конкретном случае я позволю себе усомниться в том, что машины «Ред Булл» стали такими уж медленными, чтобы называть соперников самыми быстрыми. Судя по всему, Макс, говоря о преимуществе «МакЛарен», добавлял еще положительных характеристик своему мастерству. Мол, машина у меня медленнее, но я все равно выиграл. А значит, все дело во мне, а не только в доминировании моего болида. Эдакая психологическая хитрость.

Машины «Феррари» так и не смогли приблизиться к «Мерседес» Хэмилтона

Что примечательно, так это провальные выступления обоих напарников лидировавшего дуэта. Оскар Пиастри и Серхио Перес завершили гонку соответственно на 7-м и 8-м местах, в то время как на точно таких же машинах Макс Ферстаппен и Ландо Норрис вели борьбу за победу в гонке. Австралиец объяснил, что впервые в своей карьере не чувствовал уверенности в своей машине из-за неудачно подобранных настроек. А мексиканцу и сказать в свое оправдание было нечего. После досрочного заключения с ним договора на следующие два сезона в «Ред Булл» вынуждены были уже в третий раз пожалеть о содеянном. Серхио не проехал ни одной из этих трех гонок в подобающем темпе. И не удивительно, что он в личном зачете идет лишь на 5-м месте с 111 очками, в то время как Макс лидирует в чемпионате с 219 очками. И не будем забывать, что в прошлом году Перес оформил свой вице-чемпионский титул.

Что до Ландо Норриса, то британец после Гран-при Испании вышел на 2-е место, опередив Шарля Лектера на 2 очка. И теперь у лидера команды «МакЛарен» их 150. Это 6-й подиум Ландо в этом сезоне. К тому же в пятый раз в этом сезоне Ландо получил почетное звание «Гонщик дня», которое определяется по результатам голосования болельщиков во время гонки. К слову сказать, у Макса Ферстаппена в этом сезоне такого успеха зрительских симпатий еще не было.

После второго поворота Ландо Норрис лишь 3-й, Фернандо Алонсо срезает первый поворот

Льюис Хэмилтон возвращается на подиум

Британскому чемпиону впору было заскучать без подиумного шампанского. В последний раз до приезда в Испанию Льюис пробовал вкус этого престижного в среде гонщиков напитка на подиуме в Мексике в прошлом году. Хотя в том, что касается именно автодрома в Монтмело, пригороде Барселоны, Хэмилтон здесь выступает с завидным успехом. В прошлом году он с 6-го стартового места прорвался на 2-е на финише. В этот раз всего лишь подтвердил свою 3-ю стартовую позицию. Но зато без помощи машины безопасности, и даже после не очень удачного старта.

В целом у Льюиса Хэмилтона уже 198 подиумов за его карьеру в «Формуле-1», которую он блистательно начал в 2007 году, чуть не став чемпионом с первого же сезона. И первый свой титул он завоевал буквально на следующий год. Кстати, это до сих пор является последним титулом для пилотов «МакЛарен» в личном зачете.

Шарль Леклер и Льюис Хэмилтон — будущие напарники рядом во время парада

Трассу в Барселоне британский чемпион очень хорошо знает. А после того как в прошлом году хозяева автодрома решили придать последнему повороту его первозданный вид, сделав скоростной объезд медленной шиканы, трасса стала еще интереснее. Во многом благодаря этому изменению мы видели увеличение числа обгонов. Выходя на огромной скорости из последнего поворота, гонщики теперь имеют больше возможностей для обгонного маневра в конце стартовой прямой.

Отвечая на мой вопрос во время пресс-конференции, Льюис так описал результат изменений на трассе: «Связка последних поворотов стала заметно более приятной для меня. Это место сейчас мы проходим, как говорится, «педаль газа в пол» на скорости более 280 км/ч, и прямо скажу, ощущения просто невероятные. И это по-настоящему трудно. Словно по лезвию ножа. Можно сказать, что сердце готовится вырваться из вашей груди (в оригинале по-британски это звучит как «сердце у вас во рту» — В.В.). Куда более интересно, чем как было раньше с маленькой шиканой, вынуждавшей нас тормозить. Мне кажется, что благодаря большой скорости в этом месте и наш болид ведет себя более конкурентно».

Льюис оценил шутку Ландо во время пресс-конференции

В конференц-зале после гонки в ожидании журналистов Льюис даже позволил себе некоторую фривольность: он прилег на диванчике, не скрывая усталости. Похоже, британский чемпион за полгода действительно соскучился по участию в традиционных пресс-конференциях для тройки победителей квалификации, а затем и гонки. Настроение у него было приподнятым. Впрочем, Макс Ферстаппен, предложивший на публике сделать Льюису массаж, сам был не менее обрадован своему успеху. Легкая грусть была лишь в глазах Ландо Норриса. Он имел реальный шанс выиграть этот Гран-при. Будем надеяться, что теперь победы «МакЛарен» придется ждать не так долго, как последней, которую Норрис добыл для британской «конюшни» в Майами в этом сезоне.

Следующий этап пройдет уже в эти выходные на австрийской трассе «Ред Булл Ринг» в местечке Спилберг. И напомню, что этот Гран-при будет проходить в формате спринта. То есть в пятницу после единственной серии свободных заездов начнется квалификация на спринт-гонку, в субботу с утра будет непосредственно сама укороченная гонка на треть дистанции. После обеда пройдет стандартная классическая квалификация на гонку, по итогам которой пилоты в воскресенье будут размещать свои болиды на стартовой решетке.

В середине пелотона борьба местами тоже шла колесо в колесо

Гостей паддока во время Гран-при развлекали местные музыканты

Леклер уезжает на трассу после пит-стопа

Информация с командного мостика «Мерседес» для Льюиса

Пит-стоп «Ред Булл»

Расстановка в первом повороте стартового круга

Рассел пытается контратаковать Ферстаппена

Грузовик с пилотами отправляется на почетный круг во время парада

Места на пелузах — самые дешевые, 150 евро на 3 дня

Корреспондент «СБ. Беларусь сегодня» на стартовой решетке за пару часов до гонки

Монтмело. Барселона

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter