Испанская трасса наиболее знакома для всех участников этого элитного чемпионата мирового автоспорта. В силу природных условий здесь чаще других автодромов проводились тесты, чему также способствовало ее классическое исполнение с длинной стартовой прямой, сочетанием медленных и скоростных поворотов, шиканами и двумя зонами активации DRS. Напомню, что это подвижное заднее крыло, которое активируется преследующим своего соперника пилотом на строго определенных участках трассы, когда интервал между машинами составляет менее одной секунды. Это дает краткосрочную прибавку в скорости болиду и облегчает обгон, ради чего, собственно говоря, его и придумывали, закрепляя строго его использование специальным положением в регламенте FIA.
По правде сказать, автодром в Монтмело редко давал неожиданные результаты гонок и квалификации. Особенно, когда погода была сухой. Обычно на этом автодроме, который долгие годы принимал чемпионат Формулы-1 в начале мая после заокеанской части открытия очередного сезона, проверялось действительная градация машин и пилотов. Именно здесь делались выводы, насколько лидеры имеют преимущество над соперниками, а аутсайдеры отстают от основной части пелотона. Но в этом году испанский этап был перенесен на полтора месяца позже, и после девяти предыдущих этапов картина расстановки сил и без того уже ясна.
Вид на испанскую трассу в Монтмело с первого поворота
Оставалось лишь надеяться, что внесенные перед началом этого сезона изменения в конфигурацию испанской трассы создадут хоть какой-то дополнительный элемент непредсказуемости результатов. Вместо последней шиканы хозяева автодрома вернулись к версии длинного скоростного поворота, после которого гонщики в более быстром темпе выезжают на финишно-стартовую прямую, как это было 17 лет назад. Это почти на секунду уменьшило время прохождения круга, увеличило скорость на отметке старта, и должно позволить пилотам чаще совершать обгоны до первого поворота и непосредственно при его прохождении.
В целом, если не совершать ошибок пилотирования, то во время квалификации на этом автодроме машины напарников по команде должны располагаться рядом. Так оно чаще всего и бывает. Но технический уровень болидов настолько приблизился друг к другу, что отсчет идет на десятые и незаметные невооруженному глазу сотые доли секунды. Достаточно сказать, что в первом сегменте квалификации 18 (!) гонщиков проехали зачетный круг с отставанием менее 1 секунды от времени, показанного победителем. Замкнула эту группу пара пилотов «РБ Виза». Но и аутсайдеры, в роли которых вчера были гонщики команды «Уильямс», был недалеки от них. Александр Элбон, в очередной раз опередив во внутрикомандной дуэли Логана Сарджента, всего на 0,01 секунды не вложился в секундное отставание от времени Ландо Норриса, обладателя поула.
Пожар в мотохоме "МакЛарен" слегка испортил общую радость от выигранного Ландо Норрисом поула
Что же касается лидирующей группы, то здесь и вовсе плотность результатов, как говорится, «зашкаливает». Посудите сами. Действующий чемпион и пока еще лидер нынешнего чемпионата Макс Ферстаппен уступил на своем «Ред Булл» Ландо Норрису, выступающему на «МакЛарен», всего 0,02 сек, а интервал между пилотами «Мерседес», которые на старте сегодняшней гонки займут второй ряд, и вовсе не превысил 0,002 (!) сек.
На третьем ряду стартовой решетки разместят свои алые «Феррари» Шарль Леклер и Карлос Сайнс. Между ними в квалификационном протоколе разница всего в 0,005 сек.
Следует отметить, что в решающей попытке Ферстаппену помогал своими действиями его напарник Серхио Перес, предоставивший голландцу возможность «слип-стрима» за своей машиной. Но и это не помогло Максу оформить свою очередную победу в квалификации. Слишком уж близко подобрались соперники в этой конкурентной борьбе к чемпионским болидам.
Серхио Пересу пришлось пожертвовать своим временем, помогая Ферстаппену
Сам же мексиканский вице-чемпион ничего вразумительного не показал. Он был 8-м во всех трех квалификационных сегментах. Поэтому сегодня в гонке, после потери 3-х позиций из-за штрафа по причине аварии на предыдущем этапе, Перес будет стартовать лишь 11-м.
Данное обстоятельство вновь свело вместе на стартовой решетке пилотов французской команды «Альпине». И хотя Эстебан Окон обещает корректный старт со своей стороны, ссылаясь на то, что они с Пьером Гасли в таком положении были уже более 30 раз за многолетнюю карьеру, неожиданностей от этого французского дуэта можно вполне ожидать.
Реакция трибун как показатель симпатий
Любовь фанатов Формулы-1 к своим кумирам — это уникальный в своем роде феномен. У кого-то как юношеская любовь с первого взгляда и на всю жизнь, у кого-то в зависимости от результатов, которые показывают те или иные пилоты. Но в любом случае это не страсть футбольных тиффози, которые готовы отстаивать свои предпочтения в рукопашных схватках и брутальных потасовках. В автоспорте разные увлечения вполне уживаются между собой в рамках даже одной семьи. Зачастую можно увидеть, как в пределах одной ячейки общества кто-то увлечен Льюисом Хэмилтоном, кто-то болеет за Макса Ферстаппена, при том что родители могут по-прежнему страстно любить и следить за карьерой Фернандо Алонсо.Даже во время квалификации обгоны в исполнении Фернандо Алонсо взрывали трибуны одобрительным гулом
Но, как говорится, хорошо любить чемпионов. А вот попробуй сохранить свои чувства к гонщику, который плетется в арьергарде, как Логан Сарджент, пусть даже и с небольшим отрывом от лидеров и чемпионов.
Но мое мнение таково, что Формула-1 — это все же бесспорно элита мирового автоспорта. Поэтому все ее 20 боевых пилотов — это самые лучшие гонщики мира. И даже просто присутствие в пелотоне Больших призов — это уже супер как престижно. Канули в далекие времена рента-драйверы, которые покупали себе место в болидах за деньги, и для которых даже выйти на старт, чтобы вписать свое имя в историю Формулы-1 уже было наивысшей мечтой.
В свое время, чтобы отсеивать бесталанных «рента-драйверов» от остальной части пилотов, действительно обладавших талантом гонщиков, в FIA было придумано правило 107%. Напомню тем, кто возможно совсем недавно присоединился к нашей семье любителей Формулы-1 и еще не в полной мере овладел основными правилами регламента этого чемпионата.
Трибуны были заполнены даже в субботу
Квалификация служит не только для того, чтобы справедливо разместить на стартовой решетке пилотов в соответствии с их скоростными качествами. Но и для того, чтобы отсеять тех, кто-либо по личным способностям не годится для гонки такого уровня, либо характеристики его болида не соответствуют уровню этого соревнования в данный момент.
Для того, чтобы участвовать в гонке в воскресенье пилот должен во время квалификации показать время, отличающееся от времени обладателя поула не более, чем на 7%. То есть если за 100% брать время победителя, то время участника не должно выходить за 107%.
Зак Браун не скрывал радости от успеха своего подопечного Ландо Норриса во время интервью Дэвиду Култхарду
По правде сказать, я уже и не припомню, когда пилотов не допускали на старт по этой причине. По нынешним временам это правило вообще выглядит атавизмом. Потому что даже те пилоты, которые пришли в гонки благодаря огромному состоянию свих родителей, покупающих порой целые команды только для того, чтобы их сын мог воплотить в жизнь свою мечту стать гонщиком Формулы-1, действительно являются гонщиками. Причем, обладающими в определенной мере талантом, иначе пробиться в эту элиту мирового автоспорта невозможно.
Во время квалификации вчера у меня была возможность проводить съемку прямо у бортиков по всей длине трассы. И вместе с удовольствием быть в непосредственно близости от происходящих событий, была еще возможность наблюдать, как трибуны реагируют на эти события. Каждый проезд их кумира группа фанатов встречала возгласами одобрения, аплодисментами, нарастающим ревом голосов. А уж если на табло загоралось время прохождения круга, и их любимчик улучшал свое положение в итоговой таблице, то энергия этой реакции возрастала многократно.
Это называется «делать съемку у края гоночной трассы»
Конечно, Испания — это не Нидерланды. Здесь основное предпочтение местные болельщики отдают все же своим гонщикам. Неизменная любовь к Фернандо Алонсо, чемпиону 2005 - 2006 г.г., огромная симпатия к Карлосу Сайнсу, уже имеющему на своем счету победы в гонках. Впрочем, по-прежнему среди публики на трибунах в Монтмело немало любителей таланта Льюиса Хэмилтона. Очень много атрибутики на трибунах, посвященной команде «МакЛарен» и ее пилотам Ландо Норрис и Оскару Пиастри. А вот за Макса Ферстаппена болели лишь в тех местах, где было обилие оранжевых цветов. Их заметно поубавилось по сравнению с прошлым годом. Видимо, учитывая, что следующий этап пройдет ровно через неделю на автодроме «Ред Булл Ринг» в Австрии, основная масса «оранжевых» предпочла сосредоточить свои усилия на поездке в Спиелберг. Там голландского чемпиона и его австрийскую команду будут любить в независимости от результатов и титулов. Здесь в же в окрестностях Барселоны предпочтения более или менее распределены без столь вызывающего превосходства, как это мы видим в Нидерландах и Австрии.
Когда по окончании квалификации клетчатый флажок загорелся напротив фамилии Макса Ферстаппена, трибуны отреагировали вяло на успех действующего чемпиона. Они с надеждой ждали финиша остальных пилотов. И когда оказалось, что Ландо Норрис в своей финальной попытке улучшил время, показанное голландцем, автодром взорвался одобрительным гулом. Формула-1 любит новые имена и непредсказуемость успеха.
На трибунах яблоку негде было упасть
Третий результат Льюис Хэмилтона тоже вызвал положительную реакцию и на трибунах, и в пресс-центре. Чуть позднее на традиционной пресс-конференции тройки победителей квалификации мне довелось уже совсем близко встретиться с кумирами этой субботы. И если Максу Ферстаппену была привычна эта обстановка конференц-зала, Ландо Норрис тоже частенько уже стал бывать здесь, то вот Льюис не скрывал своей радости от возвращения в лидирующую группу. Британский чемпион даже не преминул пошутить, что в конференц-зале появились новые диваны, причем явно не из магазина Икеа.
А ведь своим возвращением в эту обстановку Хэмилтон был обязан все тем же 0,002 секунды, которые дали ему преимущества над своим напарником Джорджем Расселом. Не будь их, не было бы у меня возможности сделать уникальных снимков расслабленного и сияющего улыбкой Льюиса на пресс-конференции, не было бы и возможности задать британскому чемпиону персональный вопрос. В последний раз такая возможность у меня была в далекие доковидные времена. С тех пор многое менялось и в правилах аккредитации, и в возможностях не только приезжать на гонку, но и в данный конкретный момент быть в данном конкретном месте. А потом еще и сильный спад результатов команды «Мерседес», которая только сейчас потихоньку стала возвращаться в свою конкурентную форму.
Льюис Хэмилтон выезжает из боксов на свою решающую попытку
Думаю, что в целом все трое участников пресс-конференции по результатам квалификации очень хотели бы и после гонки оказаться в этом конференц-зале, что фактически означало бы их присутствие на подиуме по результатам сегодняшней гонки.
Трансляция Гран-при начнется в 16:00 по минскому времени. И даже если обещанный синоптиками дождь прекратится до начала гонки, она обещает быть интересной. К этому есть все предпосылки.
Владимир ВАСИЛЬЕВ, Владимир КРЕМЛИН