После двух провалов на городских трассах в Монако и Баку команда «Мерседес» упустила лидерство в чемпионате. Приехав в прошедший уикенд на французский Гран-при в Ле Кастеле, действующие чемпионы не без оснований считали, что смогут отыграться. Но оказалось, что машины «Ред Булл» в этом сезоне едут быстро не только в городе, но и на классических скоростных автодромах.
За 10 кругов до финиша "Мерседес" еще лидирует
Уже в квалификации Макс Ферстаппен сумел обойти обоих гонщиков немецкой «конюшни», завоевав второй раз в сезоне поул-позишен. Французская трасса Поль Рикар, где проходили эти события, считается трудной для обгонов. Во всяком случае, так было до сегодняшнего дня. Однако машины этого сезона после небольших изменений в регламенте касательно аэродинамики стали менее чувствительны к грязному воздуху, образующемуся сзади едущего впереди болида. В итоге мы стали свидетелями на этом Гран-при острой борьбы и ряда красивых обгонов даже без вмешательства природных осадков и выездов машины безопасности.
Отлично стартовав, обладатель поула уверенно сохранил свое лидерство, но лишь до первого поворота. Там голландец совершил ошибку на торможении и не вписался в траекторию, уступив позицию своему главному сопернику в борьбе за титул Льюису Хэмилтону. Казалось, что уж теперь «Мерседес» точно не проиграет эту дуэль. Но отдадим должное Максу Ферстаппену и его команде. Сначала за счет тактики раннего пит-стопа «Ред Булл» вернула своему пилоту его стартовую позицию. А затем, когда шины на машине голландского гонщика пришли в негодность и ему пришлось совершить дополнительную остановку в боксах, пришло время продемонстрировать свое мастерство и самому Максу. Первым он догнал и обошел Вальтерри Боттаса. А на предпоследнем круге настиг еще и британского чемпиона. В несвойственной ему доселе изысканной манере голландец обошел Льюиса, взорвав трибуны болельщиков радостными криками и аплодисментами.
Макс ошибается в первом повороте
Недаром же ему потом по итогам гонки было отдано предпочтение в конкурсе на звание «Гонщик дня». Лучший круг также остался за голландцем, добавив ему в копилку дополнительное зачетное очко.
Кстати сказать, за 5 кругов до финиша совершил красивый обгон по отношению к своему главному конкуренту Вальтерри Боттасу и напарник Ферстаппена – мексиканец Серхио Перес, в очередной раз оставив финского пилота без награды. Таким образом, на подиуме Льюису Хэмилтону пришлось в одиночестве довольствоваться своим вторым местом, с грустью осознавая, что его сегодняшние компаньоны по распитию победного шампанского все исключительно в форме «Ред Булл» и они явно не собираются никому уступать свою роль фаворитов сезона.
Лидеры и помощники
У обеих команд, борющихся в этом году за чемпионство, уже четко выявились лидеры. У «Мерседеса» Вальтерри Боттас не сумел воспользоваться преимуществом своей машины, чтобы хотя бы не отстать намного от действующего чемпиона. И по итогам первой трети чемпионата финн после семи гонок скромно отсиживается в тени на 5-й строчке личного зачета. У «Ред Булл» ее дебютант Серхио Перес, несмотря на свой богатый опыт, даже не рассматривался в роли конкурента официально заявленному лидеру команды Максу Ферстаппену. Мексиканца и брали-то на этот сезон лишь с одной целью: активно помогать голландцу бороться за свой первый чемпионский титул, о котором активно все заговорили в начале этого года. Понятно, что если бы не было большого рывка в техническом уровне машины австрийской «конюшни», достигнутого благодаря таланту гения аэродинамики Эдриана Ньюи, то о чемпионстве Макса так и продолжали бы говорить лишь в виртуальном ключе. Но успехи «Ред Булл», продемонстрированные уже с самого начала этого сезона, вселили в души многих надежду на долгожданное противостояние в борьбе за чемпионскую корону.
Ферстаппен в погоне за победой
Уже после 5-го этапа, проходившего на тесных улочках в Монако, Ферстаппен вышел в лидеры личного зачета. Лидерство он не потерял и после Гран-при Азербайджана, несмотря на свой сход из-за взорвавшегося колеса. Спасибо Льюису, так не вовремя перепутавшего кнопки под рулем на набережной в Баку и променявшего гарантированное место на подиуме на последнюю строчку в итоговом протоколе гонки.
Luis чудит
Во Франции после свободных заездов и непосредственно квалификации стало очевидно, что машины «Ред Булл» быстрее своих соперников. Максу оставалось лишь провести чистую без ошибок гонку, чтобы упрочить свое лидерство.
А его напарнику Серхио Пересу было предписано изо всех сил помогать восходящей звезде голландского автоспорта в реализации задуманного. Надо сказать, что оба справились с поставленными задачами, хотя и не обошлось без нервотрепки.
На французском автодроме у фотографов есть излюбленные местечки, откуда они начинают съемку гонки, а затем, перемещаясь вдоль трассы, нарабатывают полный каталог фотографий для своих архивов. У меня это внешняя сторона второго поворота, с которой хорошо виден выход из первого. До него и пешком добраться недалеко, и паркинг прессы неподалеку. Так что при необходимости можно сходить в припаркованную там машину за зонтиком или дождевой накидкой в случае приближения непогоды.
Увидев, что лидировавший в конце стартовой прямой Макс Ферстаппен неожиданно не вписался в поворот, подумалось в тот момент, что слишком уж легко на этот раз достанется победа гонщикам «Мерседес». Однако гонщик «Ред Булл» до минимума свел последствия своей ошибки. Слегка срезав дистанцию, голландский гонщик довольно безопасно вернулся на трассу, пропустив вперед себя лишь действующего чемпиона. Разумеется, будь это не первый круг, он мог получить наказание. Но стюарды посчитали, что Макс и так потерял позицию, а преимущества над остальными гонщиками – нет. Тут, как говорится, претензии Вальтерри Боттас, больше всех рассчитывавший улучшить свое положение, мог предъявлять лишь к самому себе. Далековато он находился от Хэмилтона и тем более Ферстаппена в тот момент, чтобы уповать на справедливое по отношению к себе решение судей.
Финишный клетчатый флаг
Конечно, выбери Макс предписанную руководством гонки траекторию в этом месте для возвращения на трассу, ему пришлось бы пропустить еще несколько машин перед собой. Но голландец поехал именно вдоль разметки трассы, а не срезал поворот. Это и повлияло на окончательное мнение стюардов. Получалось, что пилот «Ред Булл» не срезал поворот в классическом плане, а лишь слегка съехал с трассы за ограничительную линию, а затем продолжил ехать по траектории, параллельной дороге, пока не смог вернуться в пелотон.
Других изменений в расстановке сил первой «десятки» на первом круге не произошло. Попытавшийся было пройти Шарля Леклера на своем «Альпине» Фернандо Алонсо затем снова вынужден был уступить место машине «Феррари». Пелотон перешел в спокойный режим, когда машины утюжат трассу, накручивая первые круги без попыток обгонов, словно осторожничают перед длинной дорогой и выжидают ошибок соперников. Оно и неудивительно. Квалификация расставила гонщиков по ранжиру и оставалось только ждать.
Лидировавшая тройка отрывалась, чуть отставший Серхио Перес был эдаким связующим звеном между ней и следующей группой, возглавляемой «Феррари» Карлоса Сайнса. Редкая позиционная борьба шла скорее в глубине пелотона, разделившегося на команды. Пока шины были еще не изношены, квалификационный ранжир продолжал соблюдаться. Если не считать только Лэнса Стролла, прорывавшегося круг за кругом, обгон за обгоном с далекой 19-й стартовой позиции, да Никиты Мазепина, обогнавшего своего напарника Мика Шумахера, замкнувшего пелотон.
Гонщики "Ред Булл" в тройке победителей
Первый, у кого не выдержали нервы, был Вальтерри Боттас. Преследуя Макса, финский гонщик выехал с трассы в 4-м повороте. Отсутствие гравийных ловушек позволило ему тут же вернуться на траекторию, потеряв чуть менее секунды. Но главное, что поврежденные о поребрики шины начали вибрировать. Из-за этого в «Мерседес» решили финна первым зазвать в боксы на пит-стоп. Был шанс, что на свежем комплекте резины Боттас сумеет сократить отставание от «Ред Булл» и даже сможет попытаться опередить Ферстаппена. На командном мостике австрийской «конюшни» сделали ответный жест, и кругом спустя на пит-лейн отправился и голландец, не позволивший опередить себя финскому пилоту.
Каково же было изумление в стане Тотто Вольфа, когда кругом спустя после Макса сменивший шины Льюис Хэмилтон также оказался позади пилота «Ред Булл». В Кастеле действительно Ферстаппен был самым быстрым. Точнее сказать, болиды «Ред Булл» были быстрее «Мерседес».
Когда после своего второго пит-стопа, потерявши лидерство, Макс стал нагонять тройку лидеров, это было более чем очевидно. Серхио Перес пропустил напарника без боя. Не для того его брали в «Ред Булл», чтобы чинить препятствия первому номеру. Боттас тоже не оказал никакого сопротивления голландскому гонщику. Создалось впечатление, что Вальтерри и не собирался противостоять Максу. Продержись финн хотя бы один круг впереди него, не позволив обойти себя с первой же попытки, Льюис Хэмилтон успел бы тогда завершить гонку лидером. Но Боттас не смог или не захотел слишком уж стараться в пользу напарника. Неважно, факт остается фактом, получилось так, как получилось.
Команда "Ред Булл" приветствует победителя
Ферстаппен обошел и Боттаса, и затем на предпоследнем круге британского чемпиона, выиграв очень важную для себя гонку. А Вальтерри, к своему великому сожалению, уступил место на подиуме еще и Серхио Пересу, который теперь на 25 очков опережает финна в личном зачете.
Так что дуэль вторых номеров явно идет пока с преимуществом «Ред Булл» над «Мерседес», как, впрочем, и лидеров этих команд между собой.
Одержав третью победу в сезоне, Макс упрочил свое лидерство в личном зачете чемпионата, увеличив отрыв от действующего чемпиона до 12 очков, а команда «Ред Булл» теперь опережает «Мерседес» уже на 37 очков.
Макс позирует после финиша
«МакЛарен» уезжает от «Феррари»
Неплохо квалифицировавшиеся и хорошо стартовавшие в гонке машины итальянской скудерии вселяли надежду своим болельщикам, что «Феррари» будет уверенно возглавлять группу второго эшелона. Для легендарной марки, конечно, это не то, на что она рассчитывала в начале сезона. Но даже этого лидерства не получилось.
Когда прошла волна пит-стопов и машины получили шины, чтобы ехать до финиша, оказалось, что болиды «Феррари» не способны удерживать начальный высокий темп. Чем легче становились машины, расходуя топливо, тем быстрее становились соперники, объезжая и Леклера, и Сайнса, которые выглядели в этот день просто беспомощными.
На их фоне машины «МакЛарен» просто летели. И даже «Альфа Таури» Пьера Гасли, и «Альпине» Фернандо Алонсо, и обе машины «Астон Мартин» в итоге были впереди «Феррари» на финише, заработав зачетные очки.
Следующие две гонки с интервалом в неделю пройдут на австрийском автодроме в Шпильберге 27 июня и 4 июля. Как и во Франции, зрители смогут посетить Гран-при, купив билеты на трибуны, но при обязательном наличии отрицательного ПЦР-теста на COVID-19 или сертификата о полном вакцинировании. И если на Поль Рикаре зрителей было всего 15 000, разделенных на 3 полностью автономные зоны посещения, то, как обещают австрийские власти, их этапы пройдут с гораздо большим присутствием публики.
Награждение на подиуме
Результаты личного зачета:
1. Макс Ферстаппен («Ред Булл») – 131
2. Льюис Хэмилтон («Мерседес») – 119
3. Серхио Перес («Ред Булл») – 84
4. Ландо Норрис («МакЛарен») – 76
5. Вальтерри Боттас («Мерседес») – 59
6. Шарль Леклер («Феррари») – 52
Корреспондент СБ Владимир ВАСИЛЬЕВ на трассе Поль Рикар
Ле Кастеле. Франция