Формула-1. Гран-при Австрии. Спринтерский формат уикенда

Каждая четвертая гонка в нынешнем сезоне проходит в спринтерском формате. О двух из них: в Китае, и затем в Майами, мы уже писали. В этот гоночный уик-енд настало время австрийского спринта. Автодром «Ред Булл Ринг» по праву считается домашней трассой одноименной чемпионской команды. И не удивительно, что уже в 3-й раз подряд Макс Ферстаппен выигрывает здесь субботний спринт. В целом это оказалась уже юбилейная 10-я спринтерская победа действующего чемпиона.

Нельзя сказать, что она досталась голландскому гонщику слишком уж легко. Темп машин «МакЛарен» был практически на том же уровне, что и у лидера команды «Ред Булл». Я не случайно отметил именно «у лидера». Серхио Перес в роли напарника Макса Ферстаппена, провел уже четыре подряд неудачные гонки. Две из них он закончил на 8-м месте, а в двух сошел из-за аварий, в которых был по большей части виноват сам. В пятничной квалификации субботнего спринта в австрийском Шпильберге мексиканец уступил по времени своего лучшего круга 1,3 (!) сек своему напарнику. И это на таком коротком круге, который знаменит местный автодром. Хороше еще, что его соперники из французской команды «Альпине» почему-то решили сэкономить шины, отправившись на прикатанных комплектах. В итоге Пересу еще повезло быть на 7-м месте.

Мне могут возразить, что зачастую результат провального выступления пилота в квалификации не является следствием собственной ошибки пилотов. Бывают случаи, когда гонщики попадают в трафик или их блокируют соперники, неудачно освобождающие трассу, находясь на медленном круге. 

Но по поводу трафика у меня свой подход: чаще всего трафик возникает тогда, когда команды мудрят со временем отправки своего пилота на быстрый круг. И после относительно свободной трассы, когда гонщик сидел в своей машине в боксах, он вдруг выезжает в толпу конкурентов. В погоне за сотыми или парой десятых долей секунды, которые дает более обрезиненная трасса, команды готовы рисковать. И коль риск не оправдался, значит была ошибка команды, в том числе и гонщика. Если пилот быстр, то ему для победы над соперниками не требуются специальные условия. А если его темп оставляет желать лучшего, то тогда командные штабы и вынуждены играть «в рулетку», гадая со временем оптимального выпуска своего подопечного на трассу. 

Итак, после неудачной квалификации Серхио в спринтерской гонке уступил еще одну позицию финишировал лишь на 8-м месте, заработав всего одно очко. Его же именитый напарник, оправляясь в спринтерскую гонку с поул-позишн, лишь на несколько секунд по ходу этой гонки позволил усомниться конкурентом в своем преимуществе. Но затем, Макс Ферстаппен удачно воспользовался ошибкой соперников, и вернул себе лидерство. В итоге очередной успех голландца, на фоне которого выступление его мексиканского напарника выглядит не просто блеклым, но и провальным. 

А ведь заранее подписав с Серхио контракт на следующие два сезона, в «Ред Булл» надеялись дополнительно промотивировать своего гонщика, сняв с его плеч тяжелый груз прессинга неясности будущей пилотской судьбы. Увы, цель явно была не достигнута. Не даром же все активнее эксперты рассматривают вопрос, как юридически можно обойти положения контракта Переса с «Ред Булл», чтобы взять в команду на следующий год вместо мексиканского гонщика кого-нибудь более надежного и быстрого. Как говорится, договоры для того и заключаются, чтобы любая из сторон в определенный момент могла его разорвать, сославшись на какие-то особые условия. Осмелюсь предположить, что если до летнего перерыва, от которого нас отделяют 4 этапа, включая нынешний австрийский, Серхио Перес не восстановит свое реноме, то вряд ли с этим будут мириться в австрийской «конюшне». 

Если болид «Ред Булл» позволяет одному пилоту всякий раз выигрывать гонки, то почему бы его напарнику не быть в эти моменты хотя бы на подиуме? Или может все-таки машины у голландца и мексиканца разные, как уже несколько месяцев утверждают сторонники конспирологических заговоров? Тогда возникает логичный вопрос: а зачем подобная разница в машинах нужна самой австрийской команде? Не проще ли бы было обеспечить обоим пилотам равные условия и получать всякий раз кубки то с участием одного, то другого, гарантировав заранее себе победу в Кубке конструкторов? Ведь именно по итогам командного состязания начисляются гоночным коллективам увесистые финансовые бонусы от хозяев чемпионата.

Механики «Ред Булл» телами прикрывают секреты машины Макса Ферстаппена

По правде сказать, хотелось бы разобраться в столь разительном темпе обеих машин «Ред Булл», получив правдивые ответы, но увы, в нынешней ситуации это практически невозможно. Остается лишь гадать, на сколько у Кристиана Хорнера и Хельмута Марко хватит терпения мириться с этими провальными выступлениями Серхио Переса?

Среди механиков команды «Альпине» есть и женщины

Редкая возможность 

Для аккредитации на Формуле-1 у журналистов и фотографов имеются 2 опции. Либо «race for race», что означает выборочная аккредитация на каждую гонку, на которую собираешься поехать. В таком случае все необходимые персональные документы оформляются не позднее чем за месяц до начала Гран-при. При этом вопрос об аккредитации самого издания уже должен быть решен положительно заранее. Либо вторая опция: перманентная аккредитация. Но для этого нужно в предыдущем сезоне побывать в качестве аккредитованного журналиста или фотографа не менее, чем на 18 гонках. Раньше, когда в календаре было 18 этапов, достаточно было иметь 12 посещений, чтобы получить право на запрос на постоянную аккредитацию. Это для наших СМИ было трудно, но теоретически возможно, учитывая, что считались все выезды представителей данного издания, и их можно было суммировать, если журналисты ездили по очереди на разные Гран-при. 

В нынешних экономических и политических условиях о перманентной аккредитации остается только мечтать. Посему приходится с легкой завистью смотреть на то, насколько отличаются права журналистов/фотографов, аккредитованных по первой или второй опции. Одна из таких привилегий — это возможность быть на стартовой решетке перед гонкой. Это особый праздник для тех, кто туда попадает. 45 минут торжества, сравнимого с парадом, выставкой новинок и встреч со знаменитостями и видными особами Формулы-1. 

Откровенно говоря, я не ожидал, что мне в этот раз повезет получить разрешение быть на стартовой решетке, которое иногда дают даже фотографам/журналистам категории «race for race». Что-то вроде игры в рулетку: выпадет — не выпадет номер, на который поставлена ставка. И получив утром в субботу «зеленый свет» на это мероприятие, решил, что обязательно пойду. Глупо было этим не воспользоваться. Снимки, сделанные во время этой профессиональной прогулки среди элиты мирового автоспорта, надежно перекочевали в мой личный архив, и при каждом удобном случае ими можно будет сопровождать соответствующие моменты будущих гоночных событий.

Непосредственно у стартовых фонарей вчера со мной произошел забавный момент. Дело в том, что машина безопасности, за рулем которой ее постоянный водитель Бёрн Майландер, по регламенту на прогревочный, или как его еще называют «формировочный» круг, отправляется самой первой. И поэтому «хозяина» этого «сэйфети-кара» можно спокойно увидеть в момент подготовки болидов к старту. 

Берн Майландер — водитель машины безопасности

Корреспондент «СБ» и Берн Майландер на стартовой решетке

Так вышло и в этот раз. Мы и раньше встречались с Бёрном в паддоке. Его открытость к общению позволяла запросто обращаться к нему за автографом или просьбой сфотографироваться. В эти мгновения ему можно было задавать пару вопросов о предстоящей гонке или прошедших событиях накануне. Майландер, как правило, охотно шел на такое ни к чему не обязывающее общение, всякий раз улыбкой отвечая на улыбку своего собеседника. 

Улучив момент, когда Бёрн на какое-то время остался один, но еще был без своего гоночного шлема, я подошел к нему с просьбой сделать с ним снимок. Понятно, что за минуту до этого я отдал свой телефон одной своей аргентинской коллеге по имени Сильвия, попросив нас сфотографировать. Майландер охотно согласился, только спросил, кто именно нас снимает, поскольку на него и без этого было направлено несколько камер. Но он к этому привык. В общем снимок получился. Поверьте, не так часто получается кого-то из коллег уговорить на такой «подвиг». Все обычно очень заняты своим делом. Но иногда все же находят минутку и на подобное отвлечение. «Грасияс, Сильвия». 

Едва я отошел от Берна, пожав в знак благодарности его мужественную шоферскую руку, как к нему выстроилась очередь из VIP, у которых был допуск на стартовую решетку. И все они были с аналогичной просьбой сфотографироваться или сделать селфи. Майландер, увидев это, посмотрел в мою сторону со слегка наигранной досадой, и потом все же улыбнулся. Я лишь развел руками: «Извини, Дружище, как говорится, «noblesse oblige» (положение обязывает, — В.В.). Хотя по всему видно было, что Бёрну понравилась роль побыть звездой еще хоть на несколько минут. Не так уж и часто его выделяют фанаты из толпы. Ведь роль водителя машины безопасности не на виду. И он практически все время в шлеме. 

Что же касается поведения VIP, выстроившихся затем к нему в очередь за фото, то мне вспомнилась фраза из выступления команды КВН «Уральские пельмени»: «А что так можно было?!!». Оказывается, что можно. Забавным было еще и то, что именно в это время моя другая коллега делала снимки этого эпизода, находясь над этим местом на трассе в пресс-центре. Так что снимок получился в нескольких ракурсах. В общем бывают счастливые моменты в жизни. 

И еще об одном казусе хотелось бы написать. Среди фанатов Формулы-1 бытует мнение: чем ближе ты сумел оказаться к гонщикам, командам или хотя бы самой трассе, тем престижнее. Совершая традиционную прогулку по автодрому в Шпильберге, мне довелось стать свидетелем сцены, когда непосредственно с трассы секьюрити выводили вечером в пятницу болельщиков, которые незаконно там оказались. Четверо изрядно подпитых австрийца расположились на бетонном покрытии трассы, поставив свои стульчики, чтобы провести вечер в ожидании предстоящих событий в субботу. В это время прогулки по трассе совершают некоторые члены команд, обслуживающий персонал автодрома, журналисты. Порой можно увидеть даже гонщиков, хотя по графику пилоты предпочитают прогулки по трассе в четверг вечером. Но фанаты, очевидно, были не в курсе расписания. Поэтому когда смогли прорваться на трассы, тогда и пришли. С бутылками пива в руках они созерцали трассу, проходящих и пробегающих мимо участников Гран-при. Длилось это, правда, не долго. Надо сказать, секьюрити на автодромах исправно исполняют свои функции. И нарушители по видеокамерам были обнаружены быстро. Буквально через 5–7 минут к ним подъехал на элеткросамокате инспектор, который в вежливой форме попросил покинуть автодром. 

Фанатов-нарушителей уводят с трассы, чтобы передать правоохранительным органам

Нарушители подчинились, направившись на выход, где их наверняка уже поджидали представители правоохранительных органов, чтобы выписать штрафы. Увы, за удовольствие надо платить. 

«МакЛарен» — красивый обгон и детская ошибка 

Не успели зажечься красные огни светофора над стартовой прямой, дающие 5-секундный отсчет от момента старта, как была дана команда гонщикам уйти на второй прогревочный круг. Обычно так бывает, когда кто-то из пилотов на решетке подает знак, что не может стартовать. Такую машину отвозят на пит-лейн, а пелотон, совершив повторный круг, возвращается на решетку. Но в этот раз все пилоты были в боевой готовности и видимых причин для того, чтобы отложить старт, не было. Лишь спустя несколько минут стало ясно, что причиной дополнительного прогревочного круга были … аккредитованные фотографы. 

Дело в том, что вдоль трассы имеется несколько зон, наиболее опасных для того, чтобы там могли находиться фотографы. Эти зоны называют «красными», и они даже выделяются красным цветом на асфальте позади защитных барьеров. По ним можно перемещаться, но останавливаться и вести съемку запрещено. После недавних событий в Монако, когда из-за аварии на стартовом круге пострадал один из фотографов (небольшие обломки разбитого болида долетели того места, где находился аккредитованный представитель СМИ, и ему пришлось обращаться затем за помощью в медпункт), стюарды стали строже относиться к соблюдению правил нахождения в «красной зоне». В Шпильбверге фотографы слишком уж явно расположились на запретном участке, невзирая на правила. Понадобилось время, чтобы туда срочно был направлен инспектор, который напомнил фотографам об опасности соревнований по автоспорту. 

В общем, спустя 5 минут после дополнительного прогревочного круга старт все же был дан, а дистанция гонки из-за этого сократилась на 1 круг. 

Герой местных фанатов и оранжевой армии поклонников голландского чемпиона отлично стартовал с поула, сумев сохранить лидерство. Однако оторваться от преследовавших его пилотов «МакЛарен» Максу Ферстаппену не удалось. И на 5-м круге Ландо Норрису на спуске после третьего поворота, месте, где чаще всего проходят красивые обгоны на «Ред Булл Ринге», удалось обойти лидера. Стадион взорвался от эмоций. Оказывается, у британской «конюшни» здесь тоже многотысячная армия фанатов. К тому же к ней в такие моменты присоединяются еще и те, кто не питает особых симпатий к действующему чемпиону. Казалось бы, гонка может принять особую остроту. Ферстаппен не любит уступать свое лидерство, в этом можно не сомневаться. 

А тут еще Ландо и сам ошибся. Не поверив в то, что ему удался такой классный и зрелищный обгон, Норрис «открыл калитку» (оставил слишком много места на траектории соперника, — В.В.), в которую Макс тут же направил свою машину. Контратака удалась и голландец вновь вышел в лидеры. Теперь уже рев многотысячной толпы зрителей пришел с других трибун, изобилующих сочетанием цветов «Рейд Булл» и оранжевых флагов голландцев.

Ошибкой напарника воспользовался еще и Оскар Пиастри. Он тоже успел обогнать Ландо, взяв теперь уже на себя роль кандадата на победу. В эти мгновения подумалось, что нам предстоит стать свидетелями интереснейшей борьбы как за лидерство, так и по всей глубине пелотона. Но, увы. Этот эпизод так и остался чуть ли не самым ярким в этой спринт-гонке. Она завершилась победой Макса Ферстаппена, компанию которому в числе призеров составили пилоты «МакЛарен».

Гонка-спринт. Последний поворот. Ферстаппен впереди

Оскар Пиастри финишировал вторым в спринте

Менее заметными были обмены позициями у Джорджа Рассела и Карлоса Сайнса. На старте испанец на своем «Феррари» обошел « Мерседес» британца, но на 8-м круге тот вернул себе 4-е место. 

Джордж Рассел под трибуной Макса Ферстаппена

Итальянские механики колдуют над машиной Карлоса Сайнса

Заслуживает внимания и еще один стартовый эпизод. Пилоты «Альпине», стартовавшие рядом на 8-й и 9-й позициях, увлеклись выяснением отношений между собой. И этим отлично смогли воспользоваться Шарль Леклер, Кевин Магнуссен и Лэнс Стролл. Пилоту «Феррари» даже удалось обойти еще помимо французов и «Ред Булл» Серхио Переса, пристроившись в хвост «Мерседес» Льюиса Хэмилтона, сохранившего свою 6-ю стартовую позицию. В дальнейшем вплоть до самого финиша изменений в этой группе не произошло. Перес был последним, кто заработал очки. Мексиканец финишировал на 8-м месте, в очередной раз разочаровав своих болельщиков. Не будем забывать, что Серхио — действующий вице-чемпион, и его болид «Ред Булл» в руках Макса Ферстаппена продолжает лидировать в чемпионате. 

Ферстаппен успел соскучиться по поулам


После Гран-при в Смоле, свидетелем которого мы были в мае, на протяжении нескольких этапов голландскому чемпиону не удавалось побеждать в квалификации. Спринтерские квалификационные заезды мы в расчет не берем, поскольку они не учитываются в общих показателях выигранных полов. И вернувшись на домашнюю трассу, Макс Ферстаппен был очень замотивирован, чтобы сломать эту неприятную для действующего чемпиона тенденцию. Надо сказать, ему это удалось. Голландец откровенно признался журналистам на пресс-конференции, что уже соскучился по поулам. Преимущество голландца в итоговом протоколе было столь значительным, что удивило даже самых ярых оптимистов, ратующих за лидерство «МакЛарен» в нынешней гонке новинок.

Посудите сами, Ферстаппен легко выиграл квалификацию на столько коротком круге, коим является «Рэнд Булл Ринг», с преимуществом над своим ближайшим соперником более 0,4 сек. В то же время остальные 8 гонщиков уложились в интервал времени около секунды от Ландо Норриса, стартующего с первого ряда в гонке.

Не успели в «МакЛарен» обрадоваться 3-му месту своего юного подопечного Оскара Пиастри, как стюарды сообщили, что время лучшего круга австралийца было аннулировано в связи с выездом пилота за пределы трассы. Это обстоятельство вызвало недопонимание со стороны команды и гонщика. Ведь накануне Гран-при на этой трассе были внесены изменения в организацию поребриков и гравийных зон безопасности. В прошлом году по этому поводы была скандальная ситуация, когда за гонку пилоты более 1000 раз нарушили пределы трассы. В нынешней версии любой выезд за пределы трассы приводит к потере времени. К тому же для фиксации нарушения только лишь камеры, установленной на вертолете, часто недостаточно. Так было и в этом случае. Многим решением судей показалось сомнительным. 

Гравий перед последним поворотом был насыпан специально для этого Гран-при

Команда «МакЛарен» подала протест, пытаясь вернуть своему пилоту его третью позицию, но незадолго до полуночи по местному времени FIA сообщила, что протест отклонен. Времени, показанного Оскаром в первой попытке заключительного сегмента, хватило ему лишь для старта с 7-го места, чуть впереди Серхио Переса. 

Таким образом со второго ряда сегодня в гонку уйдут Джордж Рассел и Карлос Сайнс, Льюис Хэмилтон и Шарль Леклер будут стартовать с 3-го ряда. А замыкают первую «десятку» на старте Нико Хюлькенберг на «Хаас» и Эстебан Окон на «Альпине».

Эстебан Окон и его тренер — контрольный тест на реакцию прежде, чем сесть в болид

Несмотря на обещаемые всю неделю синоптиками дожди на время гонки, небо над австрийской трассой остается безоблачным . И по всей видимости, гонка будет проходить в сухих условиях. Температура по сравнению со вчерашним днем снизилась на 5 градусов. Но асфальт по-прежнему будет горячим. Солнце скорее всего его раскалит до 45 градусов по Цельсию. Будет ли Макс Ферстаппен столь же быстр, как это было накануне в спринте? Об этом мы узнаем буквально через несколько часов. Гран-при Австрии начнется в 16.00 по минскому времени.

Пьер Гасли (Альпине) в охлаждающей жилетке
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter