«Формула-1». Гран-при Австрии. Победить или... умереть

То, что произошло в прошедшее воскресенье в Шпильберге, должно было давно случиться. Мы этого ждали уже больше двух лет, с тех пор как у Макса Ферстаппена появилась самая быстрая машина в пелотоне и он впервые стал чемпионом. Макс не умеет проигрывать. Если он чемпион, то должен быть первым, и если кто-то пытается в этом усомниться и попробует обогнать голландца на трассе, то в лучшем случае претендента вытолкнут с траектории, а в худшем — аварии не миновать.

Герой дня в Австрии Ландо Норрис

Австрийский автодром — это то место, куда и гонщики, и команды, и журналисты любят приезжать на Гран-при. Образцово организованная гоночная инфраструктура как внутри, так и в окрестностях. Оперативное реагирование хозяев автодрома на требование FIA по поводу необходимости внесения изменений, в том числе по поводу нового покрытия или реорганизации зон безопасности. Это домашняя трасса команды «Ред Булл», что подчеркивает даже само ее название. После того как австрийская «конюшня» стала владельцем автодрома, его переименовали с «А1 Ринг» в «Ред Булл Ринг». Не удивительно, что именно здесь в последние годы все гонки «Формулы-1» проходят под диктовку голландского чемпиона Макса Ферстаппена.

Начало этого Гран-при оставляло устойчивое ощущение, что и в этот раз он будет в роли лидера. Ферстаппен без особого труда доминировал на тренировках, выиграл квалификацию для спринта и сам спринт, а затем уверенно утвердился в роли обладателя поула, показав на относительно коротком круге весьма весомое преимущество более чем в 0,4 секунды над ближайшим преследователем.

Попытка обогнать Макса, предпринятая Ландо Норрисом во время спринта, на какую-то минуту вселила в нас надежду, что будет борьба за лидерство, но, вернув себе утраченную позицию, Ферстаппен уже больше никому не оставил сомнений в том, кто в этом доме хозяин.

Борьба в самой верхней точке трассы в Шпильберге

Лидер вне конкуренции

Старт гонки продолжил начатое. Действующий чемпион отлично стартовал, и уже по итогам первого круга отрыв его от Ландо Норриса составлял почти полторы секунды. Тем самым голландец лишил своего ближайшего соперника даже надежды на помощь подвижного крыла DRS, которое в этом сезоне можно активировать уже на втором круге. Для лидера Гран-при первоначальная стартовая задача была прекрасно решена, а вот позади него события развивались не столь однозначно.

Если Норрис и Рассел сохранили свои позиции, то Карлосу Сайнсу после выхода из первого поворота пришлось вплотную побороться с Льюисом Хэмилтоном, чтобы отстоять свою четвертую позицию. Британский чемпион оказался на внешней стороне траектории, и он даже проехался за линией, отделяющей черты трассы. Это дало ему преимущество, и пилот «Мерседес» оказался следом за своим чуть более успешным в этот уик-энд напарником. Льюис предпринял атаку и на Рассела, даже обошел его, но Джордж тут же активировал DRS и вернул себе третье место.

Джордж Рассел в следующем году будет лидером в «Мерседес»

Судьи взяли в рассмотрение инцидент между Сайнсем и Хэмилтоном. Командный мостик немецкой «конюшни» также внимательно изучил запись этого обгона, и в «Мерседес» решили, что Льюису следует вернуть позицию пилоту «Феррари», чтобы не получить наказания за полученное преимущество с выездом за пределы трассы. Британский чемпион так и сделал.

Что такое не везёт?

Сражения в первом повороте стартового круга на «Ред булл Ринг» всегда интересны. Он расположен на подъеме в конце стартовой прямой и имеет широкую асфальтную зону безопасности. Поэтому пилоты ведут себя здесь поагрессивнее, чем, скажем, там, где вместо асфальта зона безопасности включает в себя гравийные ловушки. Шарль Леклер стартовал не хуже, чем его соперники впереди. Но и не лучше. И это позволило соперникам, что сзади, поравняться с «Феррари» Шарля и даже пройти вперед. Таким образом машина пилота скудерии была зажата между «МакЛарен» Оскара Пиастри слева и «Ред Булл» Серхио Переса справа.

Третий поворот стартового круга — бесспорный лидер Ферстаппен

Австралийский гонщик слишком уж оптимистично повернул руль вправо, чтобы спрямить свою траекторию выхода из первого поворота. Задним правым колесом он зацепил левое переднее крыло «Феррари», и Шарлю пришлось ехать в боксы на замену всего носового обтекателя. Это отбросило монегаска в самый конец пелотона, лишив шансов борьбы за подиум. Оставалось лишь надеяться хотя бы попасть в очковую зону. Напомним, что в «Формуле-1» очки начисляются лишь первым 10 пилотам. Конечно, стартовав шестым, Леклер вполне мог бы рассчитывать на хороший результат. Но что такое не везет? Спросите об этом у любого автогонщика. И он ответит: это когда вроде бы ты все делаешь правильно, но стечение обстоятельств и случайностей тебя отбрасывает в самый хвост пелотона, пусть даже ты этого и не вполне заслуживаешь.

Шарлю Леклеру на Гран-при Австрии просто не повезло

После второго поворота Пиастри предпринял атаку на Переса, и ему даже удалось выйти вперед, но мексиканец откровенно вытеснил своего австралийского соперника за пределы трассы. Проехавшись левыми колесами по траве и даже зацепив слегка гравий, Оскар, к счастью для него, еще сумел вернуться обратно на трассу. Инцидент тут же попал в рассмотрение стюардов.

К десятому кругу ситуация немного стабилизировалась. Ферстаппен оторвался на 3,5 секунды и уверенно контролировал ход своей гонки. У остальных гонщиков шли бои местного значения, некоторые периодически менялись местами между собой. Это всякий раз вызывало бурю реакции на трибунах, особенно в тех местах, где были именно болельщики из этой дуэльной пары пилотов. Но на позиции пилотов призовой группы это сильно не повлияло.

Австралийская надежда «Формулы-1» Оскар Пиастри финишировал вторым

За 20 кругов до финиша, когда пошла волна вторых пит-стопов, места в первой шестерке распределялись так: Ферстаппен, Норрис, Рассел, Сайнс, Пиастри, Хэмилтон. К этому времени отстающие на круг от лидирующей тройки гонщики представляли собой единственное препятствие, которое требовалось объезжать аккуратно и быстро, чтобы не терять время и сохранять безопасное расстояние от преследующих тебя конкурентов.

Страсти накаляются до предела

Первый звоночек прозвучал во время пит-стопа лидера гонки. Команда «Ред Булл», славящаяся своими супербыстрыми пит-стопами, допустила небольшую ошибку и вместо традиционных 2 секунд продержала лидера гонки на 4 секунды больше. Оказалось, что левое заднее колесо «не подчинилось» сразу желанию гайковерта. Задержка заставила понервничать Макса Ферстаппена. Еще бы! Хотя и в «МакЛарен» механики тоже сработали не самым лучшим образом, обслужив на этом же круге машину Ландо Норриса почти за 3 секунды, от более чем семисекундного преимущества лидера не осталось почти ничего.

На непрогретых шинах пилот «Ред Булл» допустил еще пару помарок в пилотировании, и его главный конкурент за два круга практически подобрался к нему на дистанцию атаки. Так обычно называется ситуация, когда едущий за лидером пилот сокращает расстояние до менее чем одной секунды и получает право на активацию системы DRS.

Скорость «МакЛарен» была явно повыше, хотя у обоих дуэлянтов стояли шины одного и того же типа «Медиум». Ферстаппен, высказав свои претензии к действиям механиков громким вздохом разочарования по радио, занервничал. Голландцу для защиты своей позиции теперь требовалась помощь. Сначала он попытался воспользоваться подвижным крылом, обгоняя «кругового», которым в тот момент оказался Лэнс Стролл, едущий на 13-м месте. Но Ландо Норрис, показав время лучшего круга, проехал канадца еще быстрее, чем лидер. Британец явно готовился к решительным действиям. Его болид сокращал расстояние от соперника почти по полсекунде на круге.

Макс Ферстаппен — скорость под 300 км/ч

Оставалось 15 кругов до финиша. И болид «МакЛарен» на подъеме к третьему повороту фактически настиг «Ред Булл» голландского чемпиона. Ферстаппену пришлось прибегнуть к своей знаменитой хитрости: смещению в сторону соперника во время торможения. Этот опасный маневр был давно уже запрещен в «Формуле-1», но Макс научился его применять на грани фола. Мол, я не делаю резких движений, а просто еду по ранее выбранной траектории. Каждый раз это вызывало споры, но стюарды не особо сурово наказывали за эти действия Ферстаппена, поощряя тем самым зрелищность борьбы пилотов за позицию. Можно даже сказать, что долгое время подобные действия для Макса оставались практически безнаказанными.

Во время торможения перед характерным на этой трассе сложным медленным поворотом голландец сместился в сторону соперника, заставив его тормозить, чтобы избежать аварии. Но Ландо не сдавался, пытаясь максимально приблизиться к лидеру гонки. В своем порыве британцу приходилось по максимуму использовать гоночное пространство. Вплоть до того, что его предупредили черно-белым флагом за неоднократный выезд за пределы трассы. Еще одно такое действие — и Норрис должен был бы получить 5 секунд штрафа.

Ландо Норрис едва сдерживает атаки «Мерседес» на стартовом круге

На следующем круге в этом же третьем повороте Ландо обходит Макса, но ошибается и выезжает всеми четырьмя колесами за белую линию. Не дожидаясь разбирательства стюардов, Норрис возвращает позицию Ферстаппену. Попытки атак британца продолжаются. В личном зачете чемпионата он находится на втором месте. И всякий раз, опережая Макса на финише гонки, Ландо сокращает отставание от действующего чемпиона.

За семь кругов до финиша страсти накаляются до предела. Гонщики жалуются друг на друга по радио своим командам, обвиняя соперника то в нарушении пределов трассы, то в выдавливании с траектории, то в смещении на торможении. А причина в том, что «Ред Булл» едет явно медленнее — Ферстаппену приходится не наслаждаться лидерством, к чему он привык за последнее время, а пытаться защитить свою позицию всеми правдами и неправдами. Учитывая характер Макса, в тот момент уже стало ясно, что без боя голландец не сдастся.

И в очередной раз все в том же третьем повороте, когда Ландо пытается теперь уже по внешней стороне обойти соперника, действующий чемпион поворачивает руль в конце своего торможения в сторону соперника. Происходит неминуемый контакт между болидами. «Ред Булл» ломает подвеску «МакЛарен» и сам получает прокол колеса. Ландо Норрис пытается доехать хотя бы до боксов. И Макс в свою очередь на трех колесах тоже стремится попасть к своим механикам на вынужденный пит-стоп. Трибуны «оранжевых» встают от переполняемых эмоций.

«МакЛарен» атаковали на пределе своих возможностей

Самое нелепое — то, что в этот момент еще официально появляется сообщение от стюардов, что Ландо наказан штрафом за несоблюдение пределов трассы. Это было предсказуемо. Фактически Ферстаппену не следовало столь глупо упираться за свою позицию, поскольку ко времени соперника на финише были бы добавлены 5 секунд. И голландец все равно бы сохранял шансы на победу, даже пропустив британского пилота вперед без боя. Но Макс не был бы Максом, если бы сделал так. Он не может, не хочет и просто не умеет быть не первым. Даже номер на своем болиде он после всего первого чемпионства сменил с «33» на «1».

И если уж в этой почти безобидной для его нынешнего статуса ситуации Ферстаппен не побрезговал «грязным» неспортивным поведением, то можно себе представить, что было бы, если бы на кону стоял очередной титул и была бы последняя гонка сезона?

Подиум без Ферстаппена и «Ред Булл»

Не ожидая такого подарка, Джордж Рассел постарался изо всех сил доехать до финиша первым. Его «Мерседес», конечно, медленнее «МакЛарен» Оскара Пиастри, но тому еще надо было обогнать сначала Карлоса Сайнса. Впрочем, с испанцем австралийский гонщик разбирается довольно быстро и устремляется в погоню за новым лидером. Британские машины в это воскресенье удивительно быстры. На финише Рассел остается первым, Пиастри в 1,9 секунды позади победителя. Третьим завершает гонку Карлос Сайнс.

Карлос Сайнс в итоге гонки был в Шпильберге третьим

Для Джорджа это всего лишь вторая победа в карьере. Его напарник финиширует четвертым. А на пятом месте сумел въехать под клетчатый флаг виновник аварии Макс Ферстаппен. По поводу виновника — это не только мое заключение. Это еще и вердикт стюардов. Действия Макса были настолько очевидны, что наказание ему судьи вынесли еще во врем гонки — 2 штрафных балла и 10 секунд штрафа. Принципиально это ничего не изменило в итогах гонки. Но важен сам факт. Ферстаппен официально был признан виновным в аварии.

Ферстаппен и Норрис за несколько секунд до аварии

Сумев показать время лучшего круга на новых шинах, Макс получил дополнительный балл, увеличив тем самым отрыв от Ландо Норриса еще на 11 очков. Несмотря на сход из-за сломанной подвески, Ландо Норрис был признан гонщиком дня, в очередной раз сорвав «победный поцелуй» симпатий болельщиков. Что еще примечательно на финише этой гонки, так это седьмое место Серхио Переса. На финишных кругах Серхио пытался провести обгон Нико Хюлькенберга, но пилот «Хаас» вернул себе позицию и финишировал в «шестерке» лучших.

Вторая победа Джорджа Рассела в карьере

Удивительное дело, Нико Хюлькенберг, получив заблаговременно приятное для себя известие в виде контракта на будущие несколько лет, поехал еще быстрее. Хочется надеяться, что этот гонщик все же сумеет в своей карьере хотя бы один раз подняться на подиум. Ведь он до сих пор является обладателем антирекорда, так как за свою столь долгую карьеру ни разу не пробовал в свою честь подиумного шампанского. А вот Серхио Перес после объявления контракта на будущий сезон не сумел еще проехать ни одной мало-мальски успешной гонки.

Нико Хюлькенберг финишировал шестым и впереди Серхио Переса

Конец большой дружбе?

После гонки Ферстаппен так и не признал свою вину в том столкновении в самой высокой точке австрийской трассы в Шпильберге. Кстати, именно в этом месте Макс уже сталкивался раньше и с другими пилотами. Например, Шарлем Леклером. В этот раз монегаск даже не сумел доехать до десятого места. Его гонка была уничтожена столкновением на первом круге, причем не по его вине. Увы, инцидент был признан гоночным. Соперникам просто не хватило места в повороте. Так посчитали стюарды.

Что касается Ландо Норриса, то вконец расстроенный он был сам на себя не похож в боксах. Его обычная лучезарная улыбка была стерта откровенно грубыми и неспортивными действиями его давнего приятеля Макса Ферстаппена. Сегодняшние дуэлянты живут неподалеку в Монако и на европейские Гран-при отправляются, как правило, вместе на частном самолете голландского чемпиона. В этот раз после гонки Макс отправлялся в Монте-Карло в одиночку. Извинится ли Ферстаппен перед Норрисом? Трудно предположить. Но то, что их дружба дала трещину, — в этом сомневаться не приходится.

Следующая гонка пройдет уже через три дня в Сильверстоуне. Она обещает быть интересной как по своему содержанию, так и по волне обсуждений поведения Макса на трассе в Австрии.

Макс Ферстаппен не умеет быть не первым

По правде сказать, даже у знаменитых звезд «Формулы-1» были в биографии гонки, когда им приходилось идти на подобного рода умышленные столкновения, чтобы добиться успеха. Это и Ален Прост в финальной гонке за титул против Айртона Сенны. Это и когда тот же бразилец протаранил этого же француза годом спустя в ответ в подобной ситуации. И Михаэль Шумахер в Хересе против Жака Вильнева в финале 1997-го сезона. Добавлять Макса в этот список не хочется. Сегодняшняя авария не имела никаких смягчающих обстоятельств для Ферстаппена. При таком лидерстве в личном зачете она была совершенно ненужной. Но это лишь подтверждение моего предположения, что Ферстаппен и дальше будет действовать аналогичным образом при любой попытке кого-то из соперников усомниться в его лидерстве. И кстати сказать, это может сыграть на руку Максу в вопросе его четвертого чемпионского титула. Ведь «убрав» сегодня с трассы Ландо Норриса, своего главного конкурента на победу в чемпионате, Ферстаппен еще на 11 очков укрепил свое преимущество над соперниками.


С долей юмора можно было бы сказать: «Браво, Макс! Просто прекрасно». Но хочется произнести другое: «Стыдно, Макс. При таком преимуществе и при такой быстрой машине… Такой автоспорт нам не нужен».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter