Большой спортивный праздник — зимнюю Олимпиаду в Пекине — широко обсуждают не только спортивные комментаторы, но и политические аналитики. Поток политических новостей, связанный с событием, в какой-то момент даже превзошел собственно спортивную повестку. Это неудивительно, ведь накануне Олимпиады США попытались организовать ее бойкот для того, чтобы испортить Китаю праздник и не позволить ему в очередной раз показать всему миру свои успехи.
В духе своих ценностей
Россия и Китай заключили многомиллиардные контракты на поставку энергоресурсов, а Владимир Путин и Си Цзиньпин выступили с очень важным заявлением, касающимся международной повестки. Это заявление будут еще много анализировать, ведь в нем действительно прозвучали очень серьезные вещи. И это актуально для нас потому, что обе эти страны являются важными партнерами Беларуси, а значит — от взаимоотношений с ними и между ними будет зависеть и дальнейшее развитие в нашем регионе.Прежде всего, Россия и Китай не считают, что Запад представляет большинство человечества и имеет моральное право навязывать остальным свои ценности, правила и представления о демократии. У России и Китая есть свои демократические традиции, которые развиваются в соответствии с национальными особенностями и интересами.Продвижение демократии по-запад-ному, в формате «цветных революций» и иных действий, подрывающих стабильность и безопасность других государств, отныне будет встречать совместное противодействие со стороны России и Китая, особенно в сопредельных регионах, имеющих важнейшее значение для безопасности обеих стран.
И это уже не просто декларация. События 2020 года в Беларуси, 2022-го в Казахстане четко показывают: Россия и Китай будут противостоять любым попыткам свергнуть государственный строй или дестабилизировать ситуацию в союзных и соседних республиках.
Общие подходы
Аналитики спорят: является ли теперешний уровень отношений России и Китая настоящим альянсом, союзом или это ситуативное сближение, вызванное давлением Запада на обе державы? Ответ не будет простым.Заявление лидеров России и Китая — это серьезная заявка на реальную приверженность и практическую реализацию общих подходов и принципов двух стран в международной политике.Да, это происходит на контрасте с западными, особенно американскими попытками удержать гегемонию в мире, не допустить сближения тех сил, которые считают это несправедливым и небезопасным для себя.
В самом заявлении говорится, что отношения России и Китая не похожи ни на один из союзов времен холодной войны, они не имеют границ и запретных тем. И это на самом деле так, да и невозможно повторение каких-то форм из прошлого, сейчас все поменялось.
Но само по себе упоминание «безграничных» форм сотрудничества и новых типов отношений между странами коррелирует со словами белорусского лидера Александра Лукашенко о том, что с Россией мы строим союз нового типа, не повторяющий ошибок СССР и ЕС.Действительно, в современном мире лучше избегать пафосных деклараций и идеологизированных форм сотрудничества, чем, кстати, грешат именно западные политики, провозглашающие очередной «форум демократий» в противовес «автократам» или пытающиеся сколотить новые военно-политические блоки для сдерживания и противостояния тому же Пекину. Россия и Китай оценивают эти действия как деструктивные, подрывающие основы международной безопасности.
Новый блок
Повлияет ли дальнейшее укрепление сотрудничества России и Китая на наш регион? Безусловно. Потому что Беларусь для обеих стран, по сути, является воротами в Западную Европу, одной из опорных точек континентального маршрута «Пояса и пути».Относительно наших оппонентов мы начинаем действовать вместе. Например, по поводу безумной политики руководства Литвы, которое умудрилось разрушить нормальные отношения не только с Беларусью, Россией, но уже и с Китаем, за что, конечно, будет наказана в экономическом плане. Китай просто не будет сотрудничать с Литвой и предприятиями, компаниями, расположенными в этой стране.
Появится ли полноценный Восточный блок от Бреста до Шанхая? Признаки того, что он формируется, появляются проекты и инициативы, связывающие это пространство, безусловно, есть. Экономическое, политическое и военно-техническое сотрудничество набирает обороты. Имеющийся формат ШОС пока устраивает все стороны и нет необходимости формализации какого-то более тесного союза.Впрочем, это только пока. Мы не можем исключать того, что США и их союзники не продолжат свою линию давления на Россию и Китай, а это будет вынуждать сближаться еще теснее. Сейчас же важно заниматься рутинной работой прежде всего в экономике, технологической сфере. Именно об этом свидетельствуют планы России и Китая нарастить товарооборот между странами к 2024 году до 200 миллиардов долларов.
Влияние и значение Запада будут падать по мере интенсификации экономических и иных связей в Евразии — это ключевая задача для двух держав.Стратегическая цель состоит именно в этом: товары, технологии, финансы должны производиться и циркулировать в рамках того контура, который определяем мы. Это необходимо для реального суверенитета и перспектив развития.
О политике США в отношении России и Китая
— Когда приезжал сюда Помпео, я ему задал кряду несколько вопросов. Говорю: «Вы зачем объединили мощнейшую ядерную страну с огромным военным потенциалом с мощнейшей экономической державой в одну кучу и пытаетесь вести войну против этого объединения? Вы никогда не выиграете. Вы зачем, безумцы, это делаете?»
(Из интервью Александра Лукашенко журналисту ВГТРК Владимиру Соловьеву, 4 февраля 2022 года.)
— Когда приезжал сюда Помпео, я ему задал кряду несколько вопросов. Говорю: «Вы зачем объединили мощнейшую ядерную страну с огромным военным потенциалом с мощнейшей экономической державой в одну кучу и пытаетесь вести войну против этого объединения? Вы никогда не выиграете. Вы зачем, безумцы, это делаете?»
(Из интервью Александра Лукашенко журналисту ВГТРК Владимиру Соловьеву, 4 февраля 2022 года.)