Во время проходящей в Минске 46‑й Международной выставки BelTEXIndustry 2022 по инициативе концерна «Беллегпром» прошло совещание-диалог. Важно уже сейчас выработать единые подходы к формированию ассортимента деловой одежды учащихся. Чтобы не повторилась ситуация, о которой напомнила заместитель председателя «Беллегпрома» Наталия Мурашко. Ежегодно, отметила она, предприятия концерна производили определенное количество жилетов, опираясь на потребности торговли и рынка. Но как только заговорили о выборе единых элементов школьной одежды, на эту деталь гардероба возник огромный спрос:
— В августе мы должны были произвести и поставить 800 тысяч жилеток! Чтобы удовлетворить спрос, пришлось приложить неимоверные усилия. В будущем подобных ситуаций возникать не должно.
Позиция предприятий ясна: производственные планы перекраивать в последний момент нельзя, потому что процесс заказа тканей, утверждения образцов и самого выпуска изделий занимает не один и не два месяца.
Оптимальный вариант — определиться с моделями на следующий сезон уже к середине января, чтобы одежда была пошита вовремя и в необходимом количестве.Вот только что именно шить? Минобразования летом провело онлайн-опрос — участвовало около 13 тысяч человек, 85 процентов из которых — родители. Главный специалист управления общего среднего, дошкольного и специального образования Ирина Булавкина озвучила некоторые результаты. Оптимальные элементы одежды девочки-школьницы — брюки, блуза, юбка, жилет; для мальчика — рубашка, брюки, джемпер, жилет; цвет — черный, синий, серый; принт — клетка.
— Но мы продолжаем изучать спрос, — напомнила Ирина Булавкина.
— Во все регионы отправлены запросы, в ближайшее время ожидаем информацию с мест о предпочтениях каждой школы. Речь идет о желаемом наборе элементов делового гардероба, цветовой палитре, способах приобретения и так далее. Обобщенную информацию мы оперативно представим в концерн «Беллегпром».— Не все школьники вписываются в швейные стандарты, — добавила заместитель министра антимонопольного регулирования и торговли Нина Емельянова. — Например, трудно подобрать одежду высокому подростку щуплого телосложения. Производители готовы пошить изделия в любой вариации, но им нужен заказ на определенное количество экземпляров, а спрос предугадать невозможно.
И еще один момент. Раз уж решено прийти к единому стилю на уровне учреждений образования, а «деловых» расцветок и фасонов не так уж и много, так, может, надо не формировать обширные каталоги, а остановиться на нескольких наиболее востребованных моделях? Производители против: тотальная унификация убивает конкуренцию. Родители, как считают эксперты, тоже поначалу не будут в восторге от подобного предложения. С другой стороны, из одной и той же ткани можно пошить разную одежду, и это касается не только фасона…
Как бы там ни было, но с трендами школьной моды сезона-2023/24 придется определяться без промедления. И хорошо, что педагогическое сообщество, торговля и производители едины в этом мнении. Будем ждать результатов совместной работы.
nesterov@sb.by