Фликер с тобой, иди уже!

Окончила я сельскую школу в 2005 году. Не поверите, но мои ноги до сих пор помнят каждую кочку на пути от дома до школы, хотя расстояние — более трех километров. Никто из моих одноклассников не жил так далеко. В те годы мы слыхом не слыхивали, что такое фликеры. И сейчас, когда подрастают мои дети — а у меня уже за плечами десять лет водительского стажа, — понимаю, как серьезно без этой мелкой копеечной штуки мы рисковали каждый раз. Темными зимними вечерами шли по кромке дороги с оживленным движением из музыкальной школы, спортзала, танцев в клубе. А не дай бог, какой водитель не заметил бы на дороге дитя…


Помнится, в нашей деревне нелепо погиб под колесами авто паренек старше меня на пару лет из-за того, что водитель вовремя не заметил его. Горевали все. 

В России фликеры закрепились в ПДД лишь в 2017 году. К счастью, белорусы в этом плане спохватились гораздо раньше. Световозвращающие элементы вошли в моду у нас в 2006-м с подачи Указа № 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения». Именно тогда в ПДД закрепилась норма, обязавшая всех пешеходов обозначать себя такими элементами в темное время суток при движении по краю проезжей части дороги.

Поначалу сельчане, что скрывать, ей долго противились. Злились не на шутку, когда инспекторы ГАИ штрафовали за отсутствие фликера. Хотя стоил он копейки и продавался на каждом углу. Помню, как в студенческие годы, приезжая на побывку в родные места, мы тоже хитрили: родители тебе перед дискотекой цепляют фликер на сумку, а ты втайне снимаешь — некрасиво, несолидно, вид портит. Всю важность световозвращающих элементов оценила, только сев за руль. Путь из столицы к родительскому дому на машине занимает четыре часа. Обычно на родину едем вечером. И конечно, у обочины пешеходный бум: дети идут из школы, с ферм возвращаются доярки, кто-то ловит попутку, чтобы подъехать домой. Страшно подумать, если бы все эти люди были невидимыми, без фликеров, которые заметны за 400 метров.

В МВД подсчитали, что за первый год использования новшества число погибших пешеходов в темное время суток снизилось на 115 человек — с 601 до 486. Чем не результат? Дальше трагедий еще меньше. Агитационная кампания со стороны Госавтоинспекции развернулась серьезная. Выступали в трудовых коллективах, школах, детсадах. Недавно и мой сынишка принес фликер из сада и настоял в тот же вечер: «Тетя милиционер сказала повесить на куртку». Писали в газетах, говорили по радио.

В сельсоветах, говорят в МВД, время от времени и сейчас проходит выездное рассмотрение административных правонарушений, и тем, кто попался без фликера, тоже пальчиком погрозят. А для других наука. Сельхозпредприятиям МВД рекомендует закупать спецодежду исключительно со световозвращающими элементами. К тому же и в легкой промышленности наметился тренд «за безопасность». В гардеробе моей семьи насчитала шесть предметов, в которые еще на заводе вшиты отражающие ленты. Это куртки, рюкзаки, кроссовки.

Ну и еще пару цифр для убедительности. За 11 месяцев 2019 года на дорогах в авариях погибли 217 пешеходов и велосипедистов, в ГАИ их называют уязвимыми участниками дорожного движения. Вспомним 2005-й: 601 погибший. Разница колоссальная. Причем статистика нынешнего года говорит, что четверо из пяти погибли в темное время суток. И на каждом втором погибшем не было этого самого световозвращающего элемента. Ну чем не жизненный урок? И я всегда парирую умникам: «Фликер на твоем рукаве не нужен инспектору ГАИ, чтобы выписать штраф и выполнить план. Фликер нужен тебе, чтобы мама потом не оплакивала дитя. Фликер нужен всем нам, водителям, чтобы родные и близкие дождались нас из поездки».

ostapchuk@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter