Вторую — музыкальную — жизнь обретает борщевик в руках Сергея Жижияна из Быхова. В свободное от работы время директор районного историко–краеведческого музея превращает ядовитое растение в «флейту дождя». Так называют южноамериканский рейнстик.
Минувшей зимой Сергей Филиппович смастерил шесть инструментов. Но поскольку они занимали слишком много места в квартире, все подарил друзьям и родственникам:
— Я изначально делал рейнстики не для продажи или какой–то музыкальной миссии. Это больше вопрос изучения этнографии, если хотите, «прикол». Когда же сам играл дома на этом инструменте, то только нарушал покой кота. Матроскина очень пугал новый звук.
Сергей Жижиян заинтересовался рейнстиками много лет назад. Прогуливаясь между торговыми рядами в Витебске во время «Славянского базара», в лавке у ремесленника увидел этот экзотический инструмент — красивый, необычный, яркий. «Игрушка» настолько заинтересовала горожанина, что он уже подумывал приобрести ее в качестве сувенира, но остановила высокая стоимость. Сергей признается: поймал себя на мысли, что при наличии подходящего материала и сам смог бы смастерить инструмент. И скоро ему представилась возможность проверить себя.
Прошлым летом историк вместе с поисковым отрядом находился в экспедиции в одном из дальних районов Могилевской области. Там в глухом закутке наткнулся на целое поле борщевика высотой под три метра, что большая редкость для региона, активно борющегося с ядовитым растением. Но рисковать здоровьем тогда Сергей Филиппович не стал. Дождался осени, заручился поддержкой друга и поехал в примеченное место добывать материал:
— По длине и ширине я выбирал такие стебли, которые помогли бы мне повторить рейнстик, увиденный в Витебске. Уж очень он был эффектным! Но оказалось, что под этот критерий подходили многие растения, и я наполнил борщевиком два полных картофельных мешка. Ох, и досталось же мне тогда от товарища, когда мы шли навьюченными к машине несколько километров.
На тот момент историк прочел много литературы о работе с борщевиком и точно знал, что осенью высохшее растение не представляет опасности. А вот с семенами опасной травы, легкими и мобильными, пришлось повозиться. Чтобы случайно не занести их себе на дачу, Сергей Жижиян все работы проводил над заранее подготовленной тканью, которую позже сжег. Борщевик предстояло почистить и обильно промыть, а затем высушить, но не дать стеблям треснуть. Готовые трубки умелец определенным образом пронзал зубочистками, создавая преграду для заполнителя — риса или гречки. Края трубки закупорил папье–маше. На все про все — около трех дней. Сложнее всего Сергею далось украшение инструментов. Он ограничился морилкой для основы, нарисованным гуашью орнаментом и финишным слоем лака, но при желании в ход могли пойти бусинки, перья, ленточки, стразы, бечевка — уж как подскажет фантазия.
Считается, что рейнстик — это «флейта дождя», а ее музыка вызывает долгожданные осадки в засуху. Но правдивость этого поверья Сергей Жижиян подтвердить не берется:
— Ритуал с вызыванием дождя я не проводил, но в том, что звучит инструмент шикарно, даже не сомневайтесь.
СПРАВКА «СБ»
Рейнстик родом из Южной Америки. Традиционно его делали из высушенного на солнце ствола кактуса, но сейчас используются и другие материалы. Древний ударный инструмент представляет собой длинную (примерно 25 — 70 см) полую трубу, наглухо закрытую с торцов. Внутри у нее есть перегородки и мелкий сыпучий заполнитель: камушки, крупы, песок. При перевороте рейнстика его содержимое создает звук, напоминающий шум дождя. Именно поэтому когда–то культовый инструмент использовался для вызова осадков. Сегодня на нем играют музыканты, исполняющие фолк, этническую музыку, джаз.
solovieva@sb.by
Быховский умелец мастерит «флейты дождя» из борщевика
Флейта из борщевика
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.