Тонкие отпечатки полынных стеблей и полевых былинок на теплой глазурованной глине, широкие блюда в виде зеленеющих капустных листьев и небольшие изящные блюдечки — листья дуба: в тихой и светлой мастерской Катерины Жизневской хватает диковинок. А ведь совсем недавно художница была — не поверите! — экономистом и вполне успешно работала на крупном предприятии.
Листья, травы, натуральные цвета — Катерину Жизневскую с детства вдохновляет родная природа.Менять устоявшуюся, налаженную жизнь всегда непросто, но, как говорит собеседница, в ее случае судьба сама привела в нужную точку, хотя на это и ушло много лет.
— По первому образованию я вообще учитель физкультуры! — смеется Катерина. — С детства любила спорт, играла в баскетбол, с ребятами из нашей школьной команды мы до сих пор дружим, не потерялись за годы. Второе высшее у меня экономическое, я 18 лет проработала на производстве косметики. Был момент, когда уходила строить свой бизнес, но потом родились дети, а совмещать предпринимательство с воспитанием малышей все‑таки сложно. И по той же причине всерьез заняться керамикой смогла только два года назад: дочери подросли и появилось время для саморазвития.
На курсы керамистов Катерина приходила и уходила несколько раз.
— Чтобы в этой области чему‑то научиться и что‑то создать, нужно в день выделить хотя бы четыре часа на занятия керамикой, а это непросто.
Катерина училась, осваивала разные техники, искала себя. Рано или поздно, но перед каждым художником встает вопрос: каким будет его собственный почерк, не похожий ни на чей другой? Отпечатки растений на мягкой податливой глине — одна из самых простых вещей, которую пробуют практически все начинающие гончары. Но, по отзывам коллег‑керамистов, именно Катерине Жизневской удалось довести этот процесс до совершенства, теперь это ее фирменный знак.
В мастерской изобилие засушенных трав, цветочков, веточек, листьев — сбором и сушкой своего необычного гербария художница занимается практически круглый год, привозя интересные листья из всех поездок и путешествий, не обходя вниманием столичные парки и скверы, огородную растительность и дачный цветник.
— На самом деле даже зимой я могу найти красивые травы, которые пригодятся в работе, — с этими словами Катерина подливает в чашки душистый взвар из собственноручно собранного иван‑чая. — Например, серебристая полынь, которая, засыхая, торчит прямо из сугробов, сухоцветы, веточки черники и брусники — когда по осени осыплются листики, можно заметить, какой у них красивый, благородный рисунок.
Крупные лопушки бадана, разлапистые ладошки каштанов и кленов, мощные листья хрена, пышный укроп, резная зелень папоротника — всему найдется применение. На блюдцах и чашках расцветают васильки и садовые ирисы, проступают контуры зонтиков сныти и соцветий тысячелистника, мягкие линии водорослей… Конский щавель вдохновил на создание подставок для суши — их попросили сделать знакомые для своего кафе, и длинные крупные листья‑лодочки оказались как нельзя кстати.
Самый волнительный момент для каждого керамиста наступает, когда приходит пора открывать печь: а вдруг не получилось? Ручная работа требует внимания — это не отлаженная линия на фабрике, да и в фабричном производстве, бывает, случается брак. Поэтому мастер отвечает за каждое свое изделие.
— Больше всего меня радует тот режим благоприятствования, который государство создало для ремесленников, — говорит Катерина Жизневская. — У нас в Беларуси уникальная ситуация с поддержкой мастеров, как нигде в мире. Можно мечтать и творить!
ovsepyan@sb.by