В Белорусском государственном академическом театре юного зрителя московский режиссер Александр Баркар выпустил премьеру спектакля «Фигаро» по классической пьесе Бомарше. Жанр спектакля обозначен как «розыгрыш в двух действиях». Хотя розыгрыш — дело крайне опасное и непредсказуемое, порой в дураках остается его автор, а не тот, над кем шутят. Еще хуже, когда вы не понимаете, что вас, оказывается, разыграли.
В ТЮЗе уверены: Фигаро в рваных джинсах в исполнении молодого артиста Дмитрия Климовича (третий слева) зрителей не отпугнет, а граф Альмавива в косухе (актер Геннадий Горанский) растопит любое женское сердце.
Сегодня как таковые границы между взрослым спектаклем и постановкой для детей и юношества предельно размыты. «Фигаро» Баркара хорош тем, что априори интересен зрителям разных возрастных групп, если они, конечно, готовы увидеть не спокойно-размеренного и салонного Бомарше, а вполне себе динамичного и драйвового. Режиссер насытил действие энергией, богатой пластикой, подлинным театральным хулиганством. Зрителей ждут цитаты из творчества Олега Газманова, неожиданные костюмы и экспрессивные танцы, много энергии и юмора. «Фигаро» подкупает прежде всего своей раскрепощенностью, не переходящей, впрочем, границы хорошего вкуса. В одной из сцен граф Альмавива в исполнении артиста Геннадия Горанского восторженно восклицает: «Мои мысли — мои скакуны!», а в другой обращается к очаровательной служанке Сюзанне: «Ты моя шаурма!»
Этот «Фигаро» — глубоко авторское прочтение известного сюжета, с причудливой игрой света и романтическим подтекстом. Заметно, что главный герой близок режиссеру своим напором и эмоциональностью, может быть, даже является его альтер эго.
В театре признаются, что хотели подарить зрителям праздник. «Фигаро» Александра Баркара вполне отвечает этой задаче. Сам сюжет воплощался на театральных подмостках неоднократно. И поставлен он не с чистого листа и не в безвоздушном театральном пространстве, а вполне с оглядкой на традицию: в премьере можно найти несколько явных театральных цитат.Спектакль ТЮЗа как бы по умолчанию продолжает историю постановок этой пьесы в XXI веке и с полным правом становится с ними в один ряд. Самым памятным для театралов старшего поколения является спектакль Театра сатиры в постановке Валентина Плучека с Андреем Мироновым в роли неугомонного Фигаро. Пьесу Бомарше любят на всех континентах за особое изящество стиля, безмятежную радость бытия и глубокие философские размышления о жизни и судьбе простого человека. В спектакле ТЮЗа в двух составах Фигаро играют интересные молодые артисты Дмитрий Климович, знакомый зрителям по роли Левина в постановке «Каренина» проекта «ТриТформаТ», и тюзовец Андрей Калеников.
К слову, у нового директора театра заслуженной артистки Беларуси Веры Поляковой грандиозные планы. В сентябре театр принял участие в фестивале «Белая Вежа», посвященном Году исторической памяти, с музыкальным спектаклем «Альпы. Сорок первый» режиссера Татьяны Самбук по повести «Альпийская баллада». Нынешний стилистический разброс — от Василя Быкова до Бомарше — и разнообразие режиссерских почерков вселяют робкий оптимизм. Очевидно, что ТЮЗу предстоит большая перезагрузка, которая уже началась.
Добрый зритель в девятом ряду.