Подсказка для фигуранта
Наверное, многие из нас замечали, что после какого-либо резонансного происшествия СК весьма аккуратно дает комментарии до предъявления обвинения. Почему? В управлении объясняют: чем подробнее будут описывать ход расследования, тем больше у злоумышленника возможностей придумать новую версию. Допустим, подозреваемый в убийстве во всем сознался. Общественности рассказали подробности. А потом фигурант начинает разыгрывать спектакль. Якобы он так не поступал — его убедили это написать или сказать. Мол, видите, следователи уже афишируют удобную для себя версию.
Часто, когда официальной информации еще нет, журналисты сами начинают «расследование» по горячим следам и приходят к совершенно ложным выводам — публикуют, по сути, фейковую информацию. При этом сам обвиняемый и его защитник всегда тщательно следят за новостями. И преступник благодаря такому фейку, распространившемуся в сети, может выдвинуть абсолютно новую версию.
Допустим, убил человека во время самообороны — совсем другая статья и иное наказание. Выдумывает подробности. Истину-то, конечно, установят, но на проверку показаний уходит время — затягиваются сроки расследования.
В УСК добавили, что в большинстве случаев следователи берут с допрашиваемых подписку о неразглашении данных предварительного расследования: «Это письменное обязательство о сохранении в тайне сведений, ставших известными человеку. Оно означает, что гражданин предупрежден об уголовной ответственности за разглашение сведений, которые ему стали известны в процессе следственных действий. А журналисты своим навязчивым поведением иногда толкают людей на своего рода преступление».
Вот, кстати, конкретный пример, почему слова очевидцев нужно подвергать серьезному сомнению. Осень 2019-го, Минск, проспект Независимости. Напротив Военной академии происходит смертельное ДТП. КамАЗ врезался в легковой «Форд», который потом отлетел на встречную полосу и столкнулся с еще несколькими транспортными средствами. Люди, видевшие аварию, утверждали: водитель легковушки пытался развернуться — произошло ДТП с микроавтобусом, а потом и с другими авто. О грузовике тогда даже никто не говорил. В тот же день в СМИ разошлись новости с такой информацией. Чуть позже Следственный комитет опроверг эту версию, рассказав о той, которая упомянута выше. Именно поэтому следователи не торопятся с официальными заявлениями. Важно сначала разобраться в ситуации, все проверить. Иначе СМИ, как в данном случае, сформируют неправильную картину произошедшего, чем потом может воспользоваться обвиняемый.
Авария с грузовиком, упомянутая выше. Люди, видевшие ее, не заметили ключевого момента ДТП — в СМИ разошлась недостоверная информация.
Вот еще момент. Почему вся информация об уголовных делах, размещаемая в прессе, крайне важна? Она формирует общественное мнение и даже влияет на ход расследования. Например, таким образом оказывается давление на следователя, а позже и на прокурора, судью…
По этой причине новости должны быть точными и достоверными. В управлении, говоря о борьбе с фейками, отмечают роль всевозможных соцсетей и мессенджеров. Реагировать на искаженную или неправдивую информацию лучше всего там, где она появляется чаще всего. Следственный комитет имеет свои официальные страницы в наиболее популярных социальных сетях, есть также телеграм-канал. В них пресс-служба оперативно размещает информацию.
Виртуальная отмычка мошенника
В УСК по Минску удивляют: куда чаще приходится сталкиваться с фейками во время расследования определенной категории уголовных дел.
В них фальшивая информация — главный инструмент злоумышленника. Речь, как вы догадались, о киберпреступниках. Фейк в их руках становится своеобразной отмычкой для доступа к тем или иным данным: реквизитам банковской карты, паролю от электронной почты или аккаунта в соцсети.
Вот один из красноречивых примеров. В середине февраля неизвестные взломали электронные почтовые ящики РНПЦ пульмонологии и фтизиатрии, Минского зонального центра гигиены и эпидемиологии. Затем разослали сообщения, в которых содержались ложные сведения о распространении коронавируса в Беларуси. После открытия ссылки, находившейся в тексте письма, на компьютер пользователя загружалось вредоносное программное обеспечение. «Сообщения были подготовлены с применением приемов социальной инженерии — в них как раз содержалась фейковая информация на тему распространения коронавируса в Беларуси. После открытия ссылок в сообщении на компьютер пользователя под видом pdf-файла автоматически скачивался скрипт, запускающий исполняемый вредоносный файл», — говорят в УСК по Минску.
В управлении вспомнили, что неоднократно рассказывали и о фейках в интернете, которые помогают злоумышленникам одурачить некоторых людей. Сейчас распространено интернет-мошенничество с использованием липовых страниц о ведении биржевой брокерской деятельности. В результате граждане теряют много денег, а ведь наивные люди даже берут кредиты. Расскажем о схеме на примере конкретного случая. Неизвестные создали фальшивый сайт «PTBanc.com», который выглядел как инвестиционная платформа. Предлагалось зачислять на счет деньги, чтобы потом получить прибыль, играя на онлайн-бирже. Так поступила 49-летняя жительница Минского района — перечислила 250 долларов. С ней много раз связывались «представители» платформы, сообщали: сумма на ее счете растет как на дрожжах. Но чтобы обналичить их, нужно перечислять средства на налоговые сборы и услуги курьера. В итоге у женщины таким образом выудили более 82.000 долларов.
Мошенники используют и другую фальшивую информацию. В последнее время это фейковые звонки из банков. Представляясь их сотрудниками, проходимцы под разными предлогами убеждают людей выдать реквизиты своих банковских карт.
Как видим, фейк — понятие многогранное. В каждой сфере на него свой взгляд. Неизменным всегда остается одно: ложная информация способна не просто ввести в заблуждение, но и нанести серьезный вред. И зачастую она дело рук проходимцев и жуликов.
zhur@sb.by