Источник: Знамя юности
Знамя юности

Фара – обязательно, а шлем – по желанию. Сотрудники Госавтоинспеции ответили на вопросы об электросамокатах

Фара – обязательно, а шлем – по желанию

Через неделю начнется новый учебный год и на парковках возле школ, помимо велосипедов, появятся электросамокаты, сегвеи, гироскутеры. Словом, то, что в Правилах дорожного движения называется средствами персональной мобильности. Как правильно выбирать такой транспорт? Кому можно ездить на нем, а кому – нельзя? На десять наивных вопросов ответил начальник отдела ГАИ УВД администрации Московского района Минска подполковник милиции Александр Алешкевич.

Александр Алешкевич, начальник отдела ГАИ УВД администрации Московского района Минска

1. Как правильно выбирать мобильный транспорт?

Как правило, при покупке родители обращают внимание лишь на дизайн и цену. Хотя гораздо важнее изучить технические параметры. В первую очередь это касается скорости, которую может развивать транспорт: она не должна превышать 25 км/ч.

Еще одна важная характеристика – номинальная мощность: важно, чтобы она была не больше 0,25 кВт. Если это число превышено, то перед нами уже не средство персональной мобильности, а механическое транспортное средство. А значит, владельцу нужно получить право на управление им.

Недобросовестные изготовители порой умышленно искажают информацию о технических возможностях: занижают мощность, максимальную скорость, чтобы успешнее продавать свой товар на белорусском рынке. Поэтому советую лично перепроверить все данные в интернете. Также будет не лишним самому проехаться на электросамокате, чтобы посмотреть, как он разгоняется, насколько быстро останавливается, легко ли маневрирует.

2. Можно ли отпускать ребенка в школу на электросамокате?

В новой редакции Правил дорожного движения, которая вступила в силу в октябре 2022 года, четко прописано: лицам, не достигшим 14 лет, передвигаться на средствах персональной мобильности запрещено. Исключение – пешеходные и жилые зоны. Поэтому, если школа находится во дворе дома, то ребенку не обязательно ждать 14 лет, чтобы ездить на электросамокате на уроки. Но я не сторонник самостоятельных передвижений по маршруту «дом – школа – дом» в столь юном возрасте.

Если вы на семейном совете все же решили, что сын или дочка будут ездить, а не ходить на занятия, заранее проработайте маршрут. Пройдите его вместе от точки А до точки Б, акцентируя внимание на опасных местах: пешеходных переходах, дворовых парковках, где обзорность для водителя может быть ограничена стоящими автомобилями. И настаивайте на том, чтобы ребенок никогда не отклонялся от маршрута.

3. Обязателен ли шлем?

В ПДД не сказано, что средства индивидуальной защиты, в том числе и шлем, обязательны. Они рекомендованы. И мы, сотрудники Госавтоинспекции, тоже настоятельно рекомендуем не пренебрегать ими. Шлем, налокотники, наколенники есть в любом спортивном магазине. Они доступны по цене, легко одеваются и очень эффективны при падениях и столкновениях.

4. Как быть школьнику, который учится во вторую смену и возвращается домой в сумерках?

В такой ситуации он обязан обозначить себя на дороге световозвращающими элементами: фликерами, специальным жилетом. Кроме того, на электросамокате, сегвее, моноколесе должна быть установлена и включена фара. Одежда тоже важна: покупая ребенку куртку, отдавайте предпочтение светлым тонам и световозвращающим вставкам, чтобы дать водителю возможность увидеть его издалека и свое­временно принять решение о снижении скорости.

5. Можно ли ехать на электросамокате по тротуару?

Двигаться на средствах персональной мобильности можно только по велосипедной дорожке. При ее отсутствии – по тротуару, пешеходной дорожке. В крайнем случае – по обочине.  Движение по проезжей части категорически запрещено, за исключением ее пересечения по пешеходному переходу.

6. До какой скорости можно разгоняться?

Максимальная разрешенная скорость – 25 км/ч. Но я бы рекомендовал ограничиваться 15 км/ч. Законы физики никто не отменял: чем выше скорость, тем больше сила удара при падении или столкновении. И тем печальнее последствия.

7. Надо ли спешиваться на пешеходном переходе?

Новая редакция Правил дорожного движения позволяет владельцам велосипедов и средств персональной мобильности, которые пересекают проезжую часть по пешеходному переходу или велопереезду, не спешиваться. Но вместе с этим правом они получили и новую обязанность: перед выездом на проезжую часть они должны убедиться в безопасности. А двигаться – со скоростью не больше, чем у идущего шагом пешехода – 3–5 км/ч.  

8. Можно ли подвезти друга?

Перевозить пассажиров на средствах персональной мобильности запрещено, за исключением тех случаев, когда завод-изготовитель специально оборудовал их дополнительными местами для сидения. С увеличением веса меняются динамические характеристики такого транспорта: его маневренность, тормозной путь. Очень сложно оперативно объехать препятствие на электросамокате, когда за твоей спиной стоит пассажир.

Проблема коллективных «покатушек» есть, причем грешат этим не только дети, но и взрослые. Знаю случаи, когда за такое нарушение привлекали к административной ответственности.

9. Как наказывают тех, кто не соблюдает правила?

Превышение скорости, «нелегальная» перевозка пассажиров, перемещение по проезжей части при наличии тротуара… Такие нарушения относятся к ка­тегории административных проступ­ков, и за них предусмотрен штраф до трех базовых. Но наше законодательство достаточно лояльно: если правонарушение совершено впервые, а сам нарушитель сознает вину и чистосердечно раскаивается, он будет освобожден от административной ответственности с вынесением предупреждения.

10. А если нарушитель – несовершеннолетний?

Если нет 16 лет, то административное взыскание на него налагаться не может. В таких ситуациях после проведения проверки мы передаем материалы в инспекцию по делам несовершеннолетних. А там уже могут начать административный процесс в отношении родителей за ненадлежащее воспитание детей. Если нарушителю от 16 до 18, такие дела рассматривает комиссия по делам несовершеннолетних при администрации района. Как правило, за этим следует профилактическая работа.

КОМПЕТЕНТНО

В РНПЦ неврологии и нейрохирургии регулярно поступают дети, которые упали с электросамоката или врезались на нем в столб, дерево, пешехода. Последние пять лет наплыв таких пациентов ощутимо увеличился, подмечает руководитель Рес­публиканского центра детской нейрохирургии, главный детский нейрохирург Минздрава, заведующий нейрохирургическим отделением № 3 РНПЦ неврологии и нейрохирургии Михаил Талабаев.

– К счастью, тяжелые травмы, угрожающие жизни, встречаются не так часто. Хотя сейчас в реанимационном отделении находится школьник, который попа­л под колеса автомобиля, пере­езжая пешеходный переход на электро­самокате.

Но даже если кажется, что все обошлось, нельзя недооценивать отдаленные последствия травм головы, предупреждает Михаил Владимирович:

– «Время лечит» – это не про наше направление медицины. Представим, что в десять лет ребенок на большой скорости упал с электросамоката. Он полежал в больнице под наблюдением, выписался домой, и родители наконец вздохнули с облегчением. А потом в девятом классе вдруг обнаружилось, что он еле-еле тянет школьную программу. А к одиннадцатому стало окончательно понятно: о поступлени­и в вуз можно только меч­тать... К сожалению, не существует препаратов, которые могли бы это предотвратить. Кстати, чем меньше возраст на момент травмы, тем тяжелее последствия.

Что делать, если ребенок упал с электросамоката, сегвея или моноколеса? Если он потерял сознание, есть рана, пошла кровь из ушей или носа, нужно вызывать скорую, заостряет внимание Михаил Талабаев:

– Но бывает так, что ребенок встал, отряхнулся и поехал дальше, и необходимости мчаться в больницу вроде как нет. В этом случае внимательно наблюдайте за ним первые шесть часов: если это время прошло и вы видите, что состоя­ние сына или дочки никак не изменилось, есть большая вероятность, что все обошлось. А через сутки можно переставать беспокоиться при усло­вии, что ребенок по-прежнему чувствует себя хорошо.

Самый простой способ уберечься от тяжелых травм – носить шлем и переходить дорогу пешком.

– Всегда удивляюсь, что родители, которые отдают достаточно серьезные суммы за электросамокаты, жалеют денег на шлемы, налокотники, наколенники. Хотя это, скорее, из-за непонимания важности средств защиты. Плюс нужно не лениться постоянно напоминать детям о правилах поведения на дороге. И я бы еще настаивал на том, чтобы они спешивались на пешеходных переходах. Думаю, если бы школьник, который сейчас лежит у нас в реанимации, вел свой самокат за руль, все сложилось бы по-другому.

krupenkova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter