Инструктор авиационного сектора Андрей ЗАМИРОВСКИЙ показывает, как нужно останавливать беспилотник на ходу.
Чему именно обучают будущих операторов беспилотных летательных аппаратов? Чтобы ответить на этот и другие вопросы, корреспондент «СГ» на аэродроме «Боровая» посмотрел, как курсанты закрепляют свои навыки и умения на практике.
10 УТРА. На сплошном пустыре вовсю идут последние приготовления к запуску беспилотного летательного аппарата Phantom 4 Pro: курсанты учебного центра ДОСААФ изучают погодные данные, выставляют анемометр. Прибор показывает скорость ветра – а сегодня это 14 метров в секунду. Важно также, что дует он с запада. Иными словами, метеоусловия для полетов не самые оптимальные. Тем не менее инструктор авиационного сектора ДОСААФ Андрей Замировский своим курсантам строго говорит: «Экзамену быть!» Ведь и в реальной обстановке тоже не будешь ждать у моря погоды:
— Задача на сегодня такая: изучить предельные возможности техники, подняться на высоту в полкилометра и научиться вести хронометраж, – дает последние указания Андрей Ростиславович.
Школа подготовки операторов беспилотных летательных аппаратов работает с середины 2016 года. За это время обучили 7 групп курсантов, по 5 человек в каждой. Примечательно, что первый набор целиком и полностью состоял из представителей сельхозсферы – работники СПК научились управлять квадрокоптерами, теперь применяют свои знания на практике, собирая данные с полей и занимаясь точечным земледелием.
Сегодня же здесь сдают первый экзамен представители лесохозяйственной отрасли: инженер автоматизации систем управления Новогрудского лесхоза Александр Горбач и мастер леса Чечерского спецлесхоза Евгений Флорьянович. Кроме них, в группе занимаются еще три человека, свое испытание они пройдут завтра. Все обучаются на оператора беспилотного летательного аппарата четвертого класса.
— Беспилотники четвертого класса имеют ограничение по весу до 25 килограммов, — объясняет мне тонкости в законодательном разделении воздушных машин Александр Горбач. — В нашей сфере этого достаточно, чтобы выполнять необходимые задачи.
Какие именно? Например, мониторинг пожароопасной ситуации в лесах, сбор данных по поврежденным короедами и прочими вредителями массивам, помощь милиционерам в поиске заблудившихся людей. Плюс ко всему установление личности нарушителей. В общем, дроны и квадрокоптеры дают много возможностей.
«ФАНТОМ-4» готов устремиться в небо. Александр Горбач берет в руки пульт управления и отходит от машины на приличное расстояние. В этот момент Андрей Замировский, словно космонавт, по рации докладывает авиадиспетчеру:
— К запуску беспилотного летательного аппарата готовы. Разрешите взлет.
— Взлет разрешаю. Предельная высота полета 500 метров.
— В воздух! — командует курсанту Андрей Ростиславович.
В считаные секунды квадрокоптер взмывает на несколько десятков метров и пропадает из виду. За тем, что там происходит, наблюдаем с помощью видеокамеры, установленной на борту. Аппарат уже через 63 секунды набирает высоту в 300 метров. Порывистый ветер несколько раз сносит машину то вверх, то вниз, однако та упорно возвращается на исходную точку:
— Беспилотник запрограммирован, — рассказывает о тонкостях управления «Фантомом-4» Евгений Флорьянович. – И когда появляются преграды или что-то идет не так, он спокойно возвращается на заданную высоту, а потом постепенно снижается или возвращается на точку вылета.
Александр ГОРБАЧ измеряет скорость ветра.
С поставленной задачей Александр Горбач справился на отлично: «Фантом-4» провел мониторинг близлежащей лесной полосы и уверенно пролетел над заданным участком поля на высоте в полкилометра, а после вернулся на начальную точку, все медиаданные сохранились на карте памяти. Со стороны кажется – «элементарно, Ватсон!», поэтому решаю порулить и я. Прошу Андрея Замировского разрешить управлять машиной мне. Беру в руки пульт управления и готовлюсь к взлету.
ПЕРВЫЕ трудности возникают уже в момент запуска беспилотника: сильный ветер сразу сносит «Фантом-4» на несколько метров от заданной точки, и в такие моменты нужно уметь быстро переключаться из ручного режима управления в автоматический. Когда стихия утихла, квадрокоптер все же взлетел на две сотни метров, однако в желаемом положении долго не продержался, начал отходить от траектории, а после чуть не врезался в деревья.
Курсанты вовремя перехватили пульт управления и спасли машину от крушения. Евгений Флорьянович улыбается: «Чтобы таких ситуаций не возникало в реальной жизни, нас и учили в учебном центре ДОСААФ. Две недели мы изучали аэродинамику, особенности управления беспилотниками в воздухе, вспомогательные программы для гаджетов и другой софт, тонкости законодательства».
Теоретическая подготовка организована так же, как и в обычной автошколе. Без нее лучше к беспилотнику, обладающему немалым интеллектом, не приближаться.
Следующая задача – облет территории по заданной траектории с фотографированием местности. С ней будет справляться Евгений Флорьянович: мастер леса задает все необходимые параметры на планшете, вставляет заряженный аккумулятор и новую карту памяти в квадрокоптер, а после запускает его в воздух.
На экране гаджета видно: машина летит строго по заданной линии. На то, чтобы пролететь до четырех километров и сделать десятки снимков, у «Фантома-4» уходит 15 минут. После машина идет на посадку. И в этот момент инструктор внезапно ставит еще одну задачу: беспилотник должен прилететь точно в руки оператору. Для этого Евгений Флорьянович максимально снижает скорость квадрокоптера и переходит в режим ручного управления. Машина мягко снижается над нашими головами и вскоре оказывается в руках у оператора. После этого Андрей Замировский докладывает авиадиспетчеру:
— Полеты завершили, происшествий нет.
— Вас понял, заявка на использование воздушного пространства закрыта.
С задачами курсанты ДОСААФ справились на отлично, экзамен сдан. Теперь они получат документы об окончании курсов подготовки, им будет присвоена квалификация «оператор беспилотного летательного аппарата четвертого класса», и они смогут применять свои навыки и умения во время работы в лесхозах.
avramenko@sb.by
Фото автора.