Здравомыслящий человек спросит западных заманух: зачем вам понадобились молодые белорусы, своих умных мало?

Факультеты ненужных вещей

Пролистывая медиаресурсы, вещающие из-под заграничного плинтуса, часто натыкаюсь на информацию о приемной кампании. Оно и неудивительно: любые изменения в этой сфере регулярно пытаются использовать, чтобы «раскачать» родителей и несмышленую молодежь. А помимо сиюминутных попыток поймать хайп, их долгосрочная стратегия — привлечь как можно больше молодых на обучение за границу. Где редька слаще, кампус круче и главная приманка — дадут визу для катаний по всей Европе. Молчат, правда, что ни гроша, ни евро на это после оплаты жилья и еды не останется. Но любой здравомыслящий человек спросит: зачем вам так понадобились белорусы, своих умных мало?

Казалось бы, где литовские грантососы, а где на днях отметившая 183-й день рождения Белорусская государственная сельскохозяйственная академия? Поводом для наезда со стороны опарышей одного известного ресурса стал рекламный ролик с призывом к абитуриентам подавать документы в БГСХА. Его опубликовал в начале августа в TikTok декан факультета механизации сельского хозяйства БГСХА Владимир Гусаров. Понятно, такая инициатива и прямое общение с молодежью на площадке этого сервиса встали им поперек горла. Злоба в каждом слове: «Декан сельхозакадемии через TikTok заманивает абитуриентов в вуз: «Нравится адреналин? Любишь скорость и брызги из-под колес? Тебе к нам».

Заманивают — это когда еще неоперившуюся молодежь интернет-деятели зовут на непонятные митинги. Критикам впору утереться — автор ролика уже рассказал, что эффект налицо: «Многие пишут в личные сообщения, чтобы узнать, какие документы нужны, кто-то хочет поступать на заочное отделение».

Еще одна популярная тема для критики наших вузов — якобы невысокий конкурс или низкие проходные баллы. Между тем сама система, дающая возможность отслеживать свои шансы чуть ли не ежечасно, позволяет нашим абитуриентам нести документы туда, где они реально получат место. В Европе иначе: подаются в несколько заведений сразу, и в итоге те остаются с пустыми местами. Но «плохие» все равно белорусские варианты поступления. Сравним подачу в обычном СМИ и беглом. «От 50 до 360: с какими баллами можно было поступить в вузы на платное». Так выглядит заголовок в первоисточнике. А как его передирают? 360 баллов у платника просто откинуты: «Посмотрели, с какими минимальными баллами абитуриенты поступали в вузы на платное. От 51 из 400». И сразу видно, кто на что учился и кому за что заплатили.
Наше Минобразования, подводя итоги вступительной кампании, кстати, обратило внимание на достаточно высокие результаты. Ведомство проанализировало по всем предметам средние баллы по республике: 60—65 из 100. Причем во всех регионах и даже в столице очень ровные результаты. А значит, общее среднее образование у нас на высоком уровне и не зависит от того, учится ребенок в малокомплектной сельской школе либо он выпускник столичной гимназии.
Что происходит, к примеру, в соседней Латвии, где сельские школы безжалостно сокращают в последние годы? На днях местное министерство образования и науки решило признать вот что: «Разрыв между сельскими районами и городами не сокращается, результаты в целом не улучшаются и остаются на очень низком уровне», — говорится в приложении к нескольким диаграммам, показывающим результаты централизованных экзаменов по латышскому языку и математике в 9-х и 12-х классах. Тысяча латвийских 12-классников этим летом провалили вообще все испытания, не ответив правильно даже на 10 процентов заданий. Две тысячи выпускников провалили централизованный экзамен по математике. В среднем знания по этому предмету латвийские школьники показали лишь на 38 процентов. Кроме того, 6 процентов учеников 4-х классов там не умеют читать даже на минимальном уровне!

Если полюбопытствовать, как у них с конкурсом и заполняемостью мест в вузах, пятен на солнце найдется немало. К примеру, в Рижском техническом университете в этом году транспортную электронику и телематику хотели изучать 75 человек при 60 бюджетных местах. И в результате вышел жесткий недобор: предварительно лишь 13 человек выдержали конкурс. Умная электроэнергетика, предлагавшая 86 бюджетных мест на факультете электротехники и инженерных наук среды, изначально получила 116 заявок. Но многие подали сразу на несколько специальностей, в итоге очень мало поступивших — только 30. Факультет машиноведения, транспорта и аэронавтики установил своеобразный антирекорд — только 5 поступивших на бюджетную специальность инженерии железных дорог, которая обещала 30 мест. А они там собрались строить Rail Baltica… И морской транспорт непопулярен: на судового механика записались два юноши на 18 бюджетных мест. Кстати, в России в этом году количество поступающих в Государственный морской университет имени адмирала Федора Ушакова увеличилось вдвое. Если в целом на 25 бюджетных мест подали более 200 заявлений (то есть в среднем по восемь человек на место), то на отдельные специальности конкурс достиг 13. В Беларуси самый высокий конкурс в этом году сложился в Витебском государственном медицинском университете на специальности «стоматология» и «дизайн», в БГУ — 12 человек на место.

О чем это все говорит? Качественное образование стоит денег, которые в нашей стране вкладывают в молодежь. В школах обеспечен достаточно высокий уровень образования, чтобы получить желанную профессию. По данным Белстата, опубликованным месяц назад, в 50 вузах страны учатся 238,5 тысячи студентов и магистрантов.

Скоро начнется заселение в общежития. В БГУ, к примеру, планируют предоставить его всем нуждающимся первокурсникам. В студгородке есть и бильярдные, и зал для тенниса, и отдельные тренажерные залы для парней и девушек, и танцевальные залы. Они точно пустовать не будут.

yasko@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter