Президент Беларуси Александр Лукашенко:
— Наши национальные стратегические интересы, угрозы, приоритетные направления их нейтрализации, общее видение дальнейшего развития в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно. Республика Беларусь — мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем. Кто хочет это слышать — тот услышит.
— Наши национальные стратегические интересы, угрозы, приоритетные направления их нейтрализации, общее видение дальнейшего развития в сфере безопасности определены. Здесь все предельно ясно. Республика Беларусь — мирная страна, всегда открытая для равноправного диалога и взаимовыгодного сотрудничества. Мы никому никогда не угрожали. Более того, открыто (в отличие от других стран) доводим наши подходы всем. Кто хочет это слышать — тот услышит.
На заседании Совета Безопасности, 18 июня 2024 года.
Преодолевая сопротивление
Либеральная политическая наука на протяжении последних лет все больше критикует таких ярких, харизматичных лидеров, как Виктор Орбан и Реджеп Тайип Эрдоган. Подобные руководители сегодня являются редкостью в западном мире. Так как они готовы принимать неординарные решения и преодолевать сопротивление. Это зачастую спасало такие страны, как Турция, к примеру, от государственного переворота.Однако подобные правители мешают тем, кто хочет верховодить странами на расстоянии, дистанционно. Им нужны простые политические менеджеры, которые бы исполняли все возложенные на них задачи в интересах кукловодов.Кстати, рейтинги таких управленцев зачастую падают до минимальных отметок. К примеру, на последних выборах в Европарламент партия Эммануэля Макрона получила около 16 процентов поддержки, а Олафа Шольца — и вовсе 14,5 процента.
Совершенно другой тип лидерства строится на поддержке народного большинства. И если венгерский премьер-министр для блага своей экономики и общества покупает российский газ, сотрудничает с Россией в строительстве АЭС, то Олаф Шольц, ориентированный прежде всего на США, введением санкций против России просто выстрелил в ногу немецкой экономике. Только за прошлый год падение в некоторых отраслях химической промышленности достигло 20 процентов.
Наш путь
В 1994 году белорусы доверили бразды правления страной не крикунам перестройки или националистам, а Александру Лукашенко. С самых первых дней своего правления он проявил недюжинную волю в продвижении и отстаивании государственных интересов. В этом он полагался на народную поддержку.Понятно, что такие методы и, главное, решения не могли понравиться части перестроечных политиков. Уже в 1995 году они пытались шантажом и блокированием работы Парламента помешать провести общереспубликанский референдум по вопросам языка, символики, экономической интеграции с Россией. Результаты плебисцита ошеломили оппозицию, которая своими глазами увидела прямую связь между Президентом и народом. Базовые для страны вопросы были решены согласно воле большинства, а не какой-то узкой группки.
Уже через год эти реваншисты попытались создать в стране новый кризис, на этот раз конституционный.
Для Александра Лукашенко и здесь опорой стала поддержка простых белорусов. Он не пускал танки на улицы, не брал штурмом парламент, как это происходило в некоторых постсоветских государствах, а вынес вопросы новой Конституции, собственности на землю и смертной казни на референдум. По всем пунктам президентская позиция была поддержана гражданами.
Модернизация продолжается
Особое внимание Александр Григорьевич уделяет с самого начала президентства наведению порядка и обеспечению безопасности в обществе. В 1990‑е было приложено максимум усилий для того, чтобы побороть организованную преступность. Президент вернул авторитет и уважение в обществе внутренним войскам и Вооруженным Силам. Разваленные вместе с СССР милиция и армия нуждались в модернизации и наведении порядка.Александр Лукашенко приостановил массовую распродажу военной техники, поставил армейскую подготовку на системные рельсы, организовал работу ВПК страны, увеличил зарплаты людей в погонах, сделал все, чтобы в армию и милицию набирались лучшие.
Особым вызовом для нас оказались события в Украине и диверсионно-террористическая угроза, которые потребовали структурного изменения нашей армии. Стали востребованы новые типы войск, территориальная оборона. Начала происходить массовая модернизация военной техники. Белорусы наладили производство реактивных систем залпового огня «Полонез», бронеавтомобилей и другой специальной техники. В Беларусь из России было доставлено ядерное оружие, которое стало еще одним гарантом суверенитета и независимости нашей страны. Александр Григорьевич пересобрал армию и милицию, сделал их современными и соответствующими нынешним требованиям.
Президент в Беларуси — Главнокомандующий Вооруженными Силами. И в действиях в этой сфере он также опирается на большинство народа. В частности, Концепция национальной безопасности и Военная доктрина прошли широкое общественное обсуждение и были утверждены на заседании VII Всебелорусского народного собрания. И это говорит о многом.
Воля и решимость
Неприязнь заграничных элит к связи Президента и народа выражается в том, что шатать нашу страну пытались различными гибридными методами из года в год. Провалились с десяток попыток «цветных революций». Один из таких накатов мы ощутили в 2020 году. Дутые лидеры, образы которых были вылеплены иностранными политтехнологами, а бюджеты накачаны из-за границы, попытались осуществить госпереворот. Их замысел был прост: показать картинку недовольных и сказать, что это и есть весь народ.Однако Александр Лукашенко не поддался шантажу и не выбрал путь побега, как некоторые другие лидеры в похожих обстоятельствах, а в очередной раз защитил государство. Его воля и демонстрация решимости вдохновили простой народ и развеяли иллюзию протеста. Граждане выбрали не строительство воображаемой страны розовых пони, а реальную Беларусь.
С первых лет президентства Александра Лукашенко в народе к нему относятся как к батьке. Причиной здесь видится общенародный характер его лидерства. Ни царем или бароном, а именно батькой стали его называть за открытость, искренность и фактическое отсутствие между ним и народом дистанции. Здесь нет отчужденности, но, наоборот, батька — это первый среди равных, свой среди своих в общей семье Беларуси. Это выгодно отличает белорусскую модель лидерства от принятых в других странах. Белорусы имеют власть «свойскую» и «людскую», как раньше ее назвали бы классики, с руководителем, умеющим постоять за страну и за народ.Петр ПЕТРОВСКИЙ, политолог.