Укрощение строптивых
Первые звоночки прозвенели несколько лет назад, когда правительства ряда восточноевропейских стран отказывались размещать у себя мигрантов с Ближнего Востока. Тогда основное бремя взяли на себя Германия, Франция, Италия и Испания, которые и были основной целью спасающихся от войны и разрухи беженцев.Сегодня ситуация с ними повторяется, но основными воротами проникновения мигрантов становятся уже восточноевропейские страны. Им это очень не нравится, они норовят переложить свои проблемы на Брюссель и Берлин. При этом фактически способствуют проникновению беженцев со своих территорий далее на запад, как бы ни пытались изображать брутальную борьбу с нелегальной миграцией.
По сути, все высокопарные слова о европейской солидарности, приверженности общим ценностям оказываются фикцией, потому что при столкновении с реальными проблемами на первый план выходит национальный эгоизм.
Он очень ярко проявился и в начале пандемии COVID-19, когда страны ЕС долгое время в одиночку сражались с новой напастью, а Еврокомиссия длительный период была просто недееспособна, не оказывая никакой помощи. Государства Европы закрывали границы и вводили локдауны, совершенно не оглядываясь ни на какую евробюрократию.
И только сейчас в ЕС начинают вырабатывать некие общие подходы, предлагают многомиллиардный план по восстановлению экономики наиболее пострадавших от пандемии стран. Но и тут оказывается, что единства нет и за свою строптивость Польша, Венгрия могут быть наказаны — лишены этих средств.
Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий даже сравнил это с началом третьей мировой войны, которую Еврокомиссия якобы может начать. То есть страсти кипят нешуточные.
Поляки хотят и деньги из Брюсселя получать, и свое национальное право поставить выше европейского, да еще и выслужиться перед США в качестве «троянского коня».
Отчего болит голова в Брюсселе
Линии раскола в Европе проходят не только из-за отношения к мигрантам и попыток выйти из наднациональной юрисдикции. ЕС утрачивает единство также из-за внешнего влияния, которое имеет разнонаправленный характер.После выхода Британии из ЕС стало совершенно очевидно, насколько расходятся ее интересы с интересами континентальной Европы. Мы видим это на примере обострившихся отношений с Францией — это и конфликт из-за рыбы в Ла-Манше, и противоречия французов и англосаксов вокруг Австралии и Океании, и помощь в милитаризации Украины, которая становится пороховой бочкой Европы и очевидной головной болью для ЕС.
Британия и США проецируют свои интересы внутрь ЕС, в том числе через восточноевропейскую фронду Брюсселю — Польшу, Прибалтику, Румынию, которые пытаются выстроиться в санитарный кордон между Россией и Западной Европой и активно продают свои услуги американцам.В свою очередь Германия, Австрия и Италия пытаются найти взаимопонимание с Россией в энергетической сфере, продвигают «Северный поток — 2», что очень не нравится полякам, прибалтам и их заокеанским патронам.
Польша и страны Балтии активно включились в процесс милитаризации на восточных границах ЕС, и большой вопрос, насколько это отвечает интересам Брюсселя, Берлина и Парижа, поскольку в данном случае новые точки напряженности будут ослаблять именно их, играя в пользу англосаксов, для которых конфликты внутри Европы и на ее границах — это возможность наращивать свое влияние, управлять процессом.
Кто хозяин в доме
Очевидно, что идея европейского единства, европейских ценностей и сам Европейский союз как институт переживают серьезный кризис. Солидарности на самом деле никакой нет, а ценности не вызывают энтузиазма в обществах государств-членов. Особенно те ценности, которые доведены до абсурда и за их игнорирование уже следуют штрафы и санкции.Означает ли это, что ЕС будет деградировать и распадется в ближайшее время? Скорее всего, нет. Слишком много было в него вложено ресурсов и усилий, поэтому непослушных членов, таких как Польша, будут приводить к порядку, наказывать и демонстрировать всем остальным, кто в союзе хозяин. Наказывать будут самым чувствительным — деньгами, без которых страны Восточной Европы долго не продержатся.
Но наказания и приведение в чувство не отменяют наличия в ЕС серьезных проблем со стратегическим мышлением. Если бы оно было на должном уровне, то многих кризисов как внутри союза, так и на его границах можно было бы избежать. Это касается и беженцев, и ситуации вокруг Украины и Беларуси, и отношений с Россией.
Стратегическая несамостоятельность и недальновидность — основные проблемы Европы, решения которых пока не видно.В военно-политическом плане ЕС все еще находится под зонтиком НАТО, а это значит, что именно от воли и намерений американцев зависит безопасность Европы. Как США могут пренебрежительно относиться к своим же союзникам, мы уже не раз видели в последнее время.
В ценностном и идеологическом плане в ЕС до сих пор верят в собственную исключительность и миссию, хотя уже давно понятно, что та интерпретация европейских и универсальных ценностей, которую продвигает ЕС, не может быть приемлемой даже в соседних с ним обществах: в Турции, России, Беларуси и так далее.
Впрочем, это не отменяет стремления эти ценности навязывать и делать их абсолютным критерием истины, что ведет к конфликтам и противоречиям. Если не менять подходы, не становиться более адекватным изменившейся обстановке, где у Европы нет монопольного права на истину, где нужно договариваться с соседями ради обеспечения общей безопасности, то Европейский союз ждет незавидная судьба.