![](/upload/iblock/356/3569bc38bd1ccd7f97164807fbbfeaf4.jpg)
![](/upload/iblock/f50/f5075a41086e63260a27cf01fc5c518f.jpg)
Судно без капитана
Наладкой работы беспилотников в индустриальном парке занимается ООО «Международная технологическая компания «Интеллектуальное оборудование» – резидент «Великого камня». Согласно заключенному договору с СЗАО «Компания по развитию индустриального парка» это предприятие занимается созданием центра разработки беспилотных автомобилей.
![](/upload/iblock/955/955107bbae8857f0bcdd74f30fb00392.jpg)
Для тестов отвели специальный «полигон» — пересечение улиц Бирюзовой и Рубиновой в парке. Здесь нет другого транспорта, людей – тоже. Перед стартом команда китайских специалистов установила руль, а потом около 20 минут мы ждали, пока на удаленном сервере (расположенном, кстати, где-то в Китае) одобрят наш маршрут.
Далее, пройдя инструктаж, поднимаемся на борт вместе с техническим персоналом. К слову, «на разогреве» первые пять минут управлять беспилотником все еще нужно: датчики и камеры шаттла должны сработаться с заданным маршрутом. После того как все системы начнут функционировать согласованно, начинается самое интересное. Водитель отпускает руль, и… мы все равно едем в нужном направлении. Плавный вход в повороты, обычное прямое движение, смена полос – беспилотник делает все самостоятельно. Необычное ощущение.
Электробус действительно способен разогнаться до 40 км/час, но рекомендованная эксплуатационная скорость ниже — около 25 км/час. С ней мы и двигались. Заявленный запас хода достигает 180 км, а полностью новинка заряжается за 4 часа. Ход плавный и размеренный, будто идешь пешком. Спокойно успеваешь полюбоваться пейзажами на ходу.
Закончив свою непродолжительную, но необычную поездку, могу с уверенностью сказать, что этот опыт мало чем отличается от поездки на обычном автобусе. За исключением, конечно, отсутствующего в кабине водителя. Интересно, насколько необычно будет проехать на беспилотнике по скоростной трассе с какими-нибудь 120 км/ч? Но об этом — в скором или не очень скором будущем.
![](/upload/iblock/16f/16f29904e87ea305ed433d9b6d1d7dba.jpg)
Дорога для испытаний
![](/upload/iblock/ca2/ca2003bfa177bb526c790a8563b37bc3.jpg)
— В июне на дорогах парка будет один беспилотный электробус. После удачных испытаний рассматриваем возможность привезти еще несколько таких авто. Это также зависит от спроса.
Кстати, в Китае такой транспорт уже применяется в индустриальных парках. Есть и ряд других разрешенных мест для использования беспилотников. Эксплуатация их у нас во многом будет упираться в обновление законодательства, а также в успешность проведения испытаний.
![](/upload/iblock/27d/27db6510c0a5f145a484b0d0110076cb.jpg)
Умная начинка
Следует отметить, несмотря на то что электробус беспилотный, специалист техподдержки на борту все же предусмотрен. В его функции будет входить устранение возможных неполадок. Передвигается электробус за счет координат, которые ему указывает система глобального позиционирования (GPS) с использованием метода кинематической спутниковой навигации (RTK). Также в беспилотнике есть умные камеры, датчики и радар, которые контролируют его ход движения на всем пути. Илья Новик подробнее ознакомил с начинкой устройства:
— Здесь есть оптическая система LIDAR, которая дает возможность беспилотнику создавать объемную карту местности, позволяющую искусственному интеллекту определять положение предметов в пространстве. Сверху установлена камера, которая способна определить объект перед нами на маршруте, будь то препятствие или даже человек, – для каждого объекта у транспорта свой алгоритм поведения. К слову, если перед нами человек, машина будет вести себя крайне осторожно и просчитает, когда следует аккуратно затормозить. Также есть парктроник – датчик, определяющий расстояние на более близких дистанциях. Некоторые системы дублируют друг друга, в комплексе это повышает точность работы беспилотного транспорта.
![](/upload/iblock/30d/30d03ef57c85d9824ef67f99e4284edd.jpg)
Когда дело дойдет до эксплуатации, то, чтобы датчики и GPS беспилотника работали на должном уровне, будет развернута 5G-сеть. Ожидается, что это произойдет во втором полугодии 2020 года. Связь нового поколения обеспечит взаимодействие между дорогой и электробусом максимально эффективно.
Кроме того, для лучшей адаптации и повышения уровня локализации работы беспилотного транспорта в нашей стране компания «Интеллектуальное оборудование» рассматривает возможность использовать опыт белорусских компаний, которые предоставляют аналогичные программные сервисы. Также будет осуществляться сотрудничество с резидентами парка и НАН.
![](/upload/iblock/d16/d168277a879a8dcb93b0c7f057a5717b.jpg)
КОМПЕТЕНТНО
Михаил АКУЛИЧ, начальник УГАИ УВД Миноблисполкома:
![](/upload/iblock/f28/f28778749d93fc4e8b7ccf08d1b5841e.jpg)
Хочу заметить, что инфраструктура парка, как и заявлялось на стадии его проектирования, создается с применением новых и прогрессивных решений в части организации дорожного движения. В «Великом камне» можно без проблем организовать условия для испытания беспилотного транспорта. Это самое лучшее место для тестирования на данный момент в стране.
Что касается вопроса о том, когда на дорогах общего пользования может появиться беспилотный транспорт, обращаю внимание, что у нас пока нет соответствующего законодательства. Нормы наших законов не предусматривают участие в дорожном движении беспилотных транспортных средств. Да, в мире уже более 10 лет проходят коммерческие испытания беспилотного транспорта. Мы тоже стали на этот путь и приветствуем инициативы парка. УГАИ УВД Миноблисполкома будет участвовать во всех от нас зависящих мероприятиях. Сейчас мы изучаем все открытые источники и практики применения беспилотного транспорта.
kryzhevich@sb.by